Книга IX КАЛЛИОПА 6 страница

 

[258]258.. Этот вид лилий теперь в Египте не встречается.

 

[259]259.. Именно, жители области Дельты.

 

[260]260.. Силликиприй (егип. “кики”) – разновидность клещевины.

 

[261]261.. Не из-за комаров, а из-за скорпионов и змей еще и теперь египтяне спят на крышах.

 

[262]262.. Acacia Nilotica.

 

[263]263.. Егип. “бар-ит” (корабль).

 

[264]264.. Или: “из Фтиотиды”, откуда ахейцы переселились в Пелопоннес.

 

[265]265.. Сведения Геродота о египетских фараонах до эпохи эфиопских царей (715 – 663 гг. до н.э.) восходят к двум различным преданиям. Из первого предания взяты рассказы о Нитокрис (VI династия), о царях XII династии Сесострисе III и Мерисе (Аменемхет III). Второе предание является источником народных сказок о Рампсините (Рамсес III) и царях IV династии Хеопсе, Хефрене и Микерине. Геродотова хронология египетских царей не соответствует царской хронологии во фрагментах царских списков Манефона.

 

[266]266.. Храм бога Пта в Мемфисе.

 

[267]267.. Красное море – здесь Индийский океан, которого достиг египетский царь в походе в страну благовоний Пунт (сомалийское побережье).

 

[268]268.. Надписи принадлежат не Сесострису III, а Рамсесу II.

 

[269]269.. Геродот путает царя Сесостриса с царем Псамметихом I, который воевал со скифами и фракийцами в Палестине, но никогда не вторгался в Скифию.

 

[270]270.. На р. Фермодонте греки, по преданию, разбили амазонок и затем привезли их в скифские степи (совр. Дон).

 

[271]271.. Имеется в виду наскальный рельеф в Сипиле и Кара-Бель в области Смирны (сов. Измир) с изображением бога в виде воина. Он принадлежит, однако, не египтянам, а хеттам.

 

[272]272.. Хеттский рельеф в Сипиле изображал царя с супругой и сыновьями, попирающими распростертого на земле врага. Осведомитель Геродота сочинил, быть может, на этом основании рассказ, переданный Геродотом.

 

[273]273.. Это неверно: лошади и боевые колесницы впервые ввели вожди семитских племен гиксосы, которые властвовали над частью Египта в 1670 – 1570 гг. до н.э.

 

[274]274.. Каналы служили в Египте для орошения полей, а не для снабжения питьевой водой.

 

[275]275.. Во времена Геродота в Египте существовал земельный кадастр. Налоги собирались с каждого участка соответственно его урожайности натурой, так как денег не было в обращении. После завоевания Египта персидские сатрапы (особенно Арианд) стали чеканить огромное количество серебряной монеты и, пользуясь высоким курсом серебра, скупали все продукты, добываемые в стране.

 

[276]276.. Гномон (солнечные часы) – вертикальный штифт, отбрасывающий тень на вогнутую поверхность (πόλος – модель небесного свода). Гномон и полос, по преданию, были вывезены в Грецию из Вавилона Анаксимандром Милетским (около 547 г. до н.э.). Двенадцать делений дня – часы дневные.

 

[277]277.. Имеются в виду две 13-метровые статуи, лежащие у Мит-Рахине. Одна из них в 1954 г. перевезена в Каир.

 

[278]278.. Финикияне имели в Мемфисе свое поселение с храмом богини Иштар.

 

[279]279.. Храмовые рабы носили особые знаки и считались неприкосновенными.

 

[280]280.. Илиада VI. 289 (перев. Н. И. Гнедича).

 

[281]281.. Одиссея IV. 228 (перев. В. А. Жуковского).

 

[282]282.. Одиссея IV, 351 (перев. В. А. Жуковского).

 

[283]283.. В “Киприях” рассказывалось о предыстории Троянской войны (эти поэмы до нас не дошли).

 

[284]284.. Здесь Геродот объясняет исторические события карой, ниспосланной богами, или в пределах человеческих отношений цепью обид Tdiwrai и возмездии trseir. В конечном счете руководят событиями боги, которые пользуются людьми как орудиями, но могут обойтись и без них (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 111).

 

[285]285.. Имеются в виду сооружения Рамсеса II в храме Пта в Мемфисе. Там находились две колоссальные статуи царя, которые во времена Геродота еще стояли.

 

[286]286.. В Египте обычно трупы казненных выставляли на столбах на стене.

 

[287]287.. Очевидно, сторожа были чужеземцы-наемники; египтяне брили себе головы и бороды.

 

[288]288.. Египетская сказка о нисхождении в царство мертвых.

 

[289]289.. Деметра (в Дельте – Исида) – здесь, вероятно, Гатор, почитавшаяся в Фивах как владычица мертвых. Царство мертвых по-египетски называлось “аментет” (западная страна), так как египтяне погребали покойников к западу от Нила.

 

[290]290.. По верованию египтян, умерший царь соединялся с Осирисом, смерти и воскресению которого был посвящен особый праздник в Египте.

 

[291]291.. Очевидно, бог мертвых Анубис (егип. Ануп), изображавшийся с песьей головой, который провожал покойника в царство мертвых.

 

[292]292.. Исида и Осирис.

 

[293]293.. Геродот путает хронологию Египта: Рампсинит (Рамсес II) – царь XIX династии (1345 – 1200 гг. до н.э.), а Хеопс – IV династии (2600 – 2480 гг. до н.э.).

 

[294]294.. По-видимому, этот царь сократил доходы жрецов, и поэтому жреческое предание считало его тираном-нечестивцем.

 

[295]295.. Геродот, вероятно, неправильно понял своего осведомителя. Имеется, видимо, в виду канал, по которому доставлялись стройматериалы к месту сооружения пирамиды. Три месяца работ, указанные Геродотом, – время разлива Нила, когда сельскохозяйственные рабочие привлекались на строительство государственных сооружений (каналов и пирамид).

 

[296]296.. Это, конечно, очень заниженная цифра расходов, которая даже отдаленно не соответствует стоимости этого грандиозного сооружения.

 

[297]297.. Хеопс (Хуфу) царствовал только 24 года. Ему наследовал брат Дедефра, после которого вступил на престол сын Хеопса Хефрен.

 

[298]298.. Имеется в виду статуя богини неба Гатор, которую изображали в виде коровы. Геродот путает ее со статуей Исиды (в саисском храме).

 

[299]299.. Не обнаженные, а в тесно прилегающих одеждах.

 

[300]300.. На празднике Осириса.

 

[301]301.. Позднейшая легенда анахронистически связывает Микерина с оракулом в Буто.

 

[302]302.. Размеры, приводимые Геродотом, не соответствуют действительности. Эфиопский камень – гранит.

 

[303]303.. Эсоп был обвинен в краже из храма в Дельфах и низвергнут со скалы. За его убиение дельфийцы должны были заплатить денежную пеню.

 

[304]304.. В такой форме отливались тогда металлические бруски (до введения чеканной монеты, заимствованной из Лидии, ими пользовались как деньгами).

 

[305]305.. Храма Аполлона.

 

[306]306.. Асихис (егип. Шепсес-каф, ок. 2480 г. до н.э.) оставил гробницу в виде кирпичной мастабы (четырехугольной формы гробница).

 

[307]307.. Геродот делает здесь скачок от конца IV династии (ок. 2480 г. до н.э.) к началу эфиопского владычества в Египте (ок. 715 г. до н.э.).

 

[308]308.. Эфиопские цари официально правили в Египте с 715 по 655 г. до н.э. После мирного соглашения они передали должность верховной жрицы Амуна в Фивах, последнюю опору их власти в Верхнем Египте, дочери Псамметиха, властителя области Дельты, и удалились из Египта.

 

[309]309.. Геродот рассказывает здесь сказку, отражающую исторические события: войны эфиопских царей Египта с ассирийцами (671 – 653 гг. до н.э.).

 

[310]310.. Имеются в виду ливийские наемники.

 

[311]311.. Это были свободные от налогов земельные участки, которые египетские (эфиопские) цари отдали ливийским наемникам в награду за службу.

 

[312]312.. Именно, в храм бога Пта.

 

[313]313.. Мышь была у семитов символом чумы.

 

[314]314.. Геродот неправильно относит здесь к этому царю статую бога Гора с его священным животным – мышью.

 

[315]315.. Гекатей Милетский посетил Египет в царствование Амасиса II (569 – 526 гг. до н.э.).

 

[316]316.. Егип. “пи-роми” – человек, т.е. доблестный человек (греч. χαλὸς χἀγαθός). Египтяне считали только себя пи-роми, другие народы, по их мнению, не заслуживали этого названия.

 

[317]317.. У египтян существовал цикл не из 8, а из 9 богов.

 

[318]318.. См. выше, II 43.

 

[319]319.. См. выше, II 43 – 49

 

[320]320.. Имеются в виду местные царьки области Дельты. Число 12 – неверно.

 

[321]321.. Геродот принимает маленькие пристройки времен саисских царей (663 – 525 гг. до н.э.) за главное здание – заупокойный храм царя Аменемхета III (1840 – 792 гг. до н.э.).

 

[322]322.. Храмы Артемиды в Эфесе и Геры на Самосе.

 

[323]323.. Кирпичная пирамида в Хаваре с заупокойным храмом, который Геродот называет лабиринтом.

 

[324]324.. Крытый проход, ведущий из храма в пирамиду.

 

[325]325.. Статуя Аменемхета III.

 

[326]326.. Т.е. он устранил областных царьков.

 

[327]327.. Это драма Эсхила не сохранилась.

 

[328]328.. Эта цифра неверна.

 

[329]329.. Псамметих II.

 

[330]330.. Области в западной части Дельты.

 

[331]331.. Области в восточной части Дельты.

 

[332]332.. Гробница Осириса в храме богини Нейт.

 

[333]333.. Священное озеро, на берегу которого стояла священная пальма.

 

[334]334.. Сюжетом мистериальных представлений в честь Осириса было убийство Осириса Сетом и воскресение бога.

 

[335]335.. Навкратис был основан, вероятно, при Неко или Псамметихе. При Амасисе город достиг уже расцвета.

 

[336]336.. Египет был главным экспортером квасцов, которыми пропитывались деревянные доски при постройке храмов.

 

[337]337.. Египетские врачи славились в то время. Как показывают папирусы, медицина в Египте достигла высокого уровня.

 

[338]338.. Женитьба на законной наследнице египетского престола укрепляла притязания Камбиса на египетский трон.

 

[339]339.. Бегство Фанеса произошло не в 525, а в 547 г. до н.э.

 

[340]340.. Здесь под “сирийцами” Геродот имеет в виду филистимлян, города которых Аскалон, Ашдод, Гат и Экрон персидская армия прошла на пути в Египет.

 

[341]341.. Персы приказали все глиняные сосуды от финикийского вина в Египте наполнять водой и отправлять по дороге назад в Финикию, чтобы обеспечить снабжение водой в пустыне между Египтом и Палестиной.

 

[342]342.. Это был царь независимых арабов, набатеев.

 

[343]343.. Такая прическа арабов-кочевников упоминается в Библии (Левит 20, 27).

 

[344]344.. Геродот смешивает здесь Красное море с Мертвым морем.

 

[345]345.. Именно, у города Таниса.

 

[346]346.. В храме богини Нейт в Саисе.

 

[347]347.. В таком виде изображены побежденные на рельефе Бехистунской надписи.

 

[348]348.. Экипаж корабля состоял таким образом из 200 человек.

 

[349]349.. Персы не могли проникнуть в болотистую западную часть Дельты, где властвовали Инар и Амиртей, и потому должны были признать там власть их сыновей.

 

[350]350.. Об этих мнимых преступлениях Камбиса египетские источники ничего не сообщают. Святотатственные действия Камбиса – выдумка враждебных ему египетских жрецов. Гнев жреческой касты против Камбиса объясняется тем, что царь значительно урезал доходы главных египетских храмов.

 

[351]351.. Жители оазиса Сива.

 

[352]352.. Имеется в виду нубийское царство (совр. Джебель-Баркал). Южное море, по Геродоту, образует южные границы Ливии.

 

[353]353.. Речь идет о дарах, которые подносили на Востоке чужеземным владыкам – золото, ладан и мирра (смирна).

 

[354]354.. Домашние захоронения покойников встречаются уже в доисторическую эпоху в Египте.

 

[355]355.. Оазис Харга. Персидский гарнизон оазиса состоял из греческих наемников-самосцев из филы Эсхриония.

 

[356]356.. Рассказ об убиении Аписа Камбисом неверен. Сохранилась на погребальном саркофаге Аписа 524 г. (которого Камбис только и мог убить) надпись, свидетельствующая о торжественном официальном (а не тайном) погребении Аписа. Надпись гласит: “Камбис, царь Верхнего и Нижнего Египта, посвятил большой саркофаг своему отцу Осирису”.

 

[357]357.. Геродот сообщает здесь официальную персидскую версию. Камбис убил Бардию, а затем отправился в поход на Египет. В это время, воспользовавшись недовольством вновь покоренных персами областей, маг Гаумата захватил власть 2 апреля 522 г. Маг опирался на знать Запада. Противниками Гауматы был Гистасп и знать Востока. Маг был убит 29 сентября 522 г. до н.э.

 

[358]358.. Брак на родной сестре, по религиозным воззрениям персов, считался почетным.

 

[359]359.. Т.е. на Атоссе. Вторая сестра – жена Камбиса – Роксана. Властная Атосса не могла примириться с оскорблением, нанесенным ей Камбисом. Атосса интриговала против Камбиса, вышла замуж затем за мага, а после его убийства договорилась с Дарием (представителем младшей ветви Ахеменидов) и стала его супругой.

 

[360]360.. Эта и следующая история о Камбисе, вероятно, исходит из кругов младшей ветви Ахеменидов. Цель их – показать неспособность к правлению старшей линии. Сюда же относится и выдуманная эпилепсия Камбиса.

 

[361]361.. Эпилепсия.

 

[362]362.. Здесь Камбису приписываются греческие религиозные представления. Бог – греческий Аполлон – меткий стрелок из лука.

 

[363]363.. Ср. выше, [I][207].

 

[364]364.. Святилище Гефеста – храм Пта в Мемфисе.

 

[365]365.. Имя происходит от санскритского слова “кала” (черный) и указывает на принадлежность к древнему темнокожему населению Индии.

 

[366]366.. В конце VI в. до н.э. о. Самос при тиране Поликрате был наиболее сильным греческим государством в Ионии.

 

[367]367.. Корабли с тремя рядами весел (один над другим). Экипаж триеры состоял из 170 человек, 20 матросов для парусов, 16 офицеров и 12 воинов.

 

[368]368.. Рассказы о жестокостях Периандра сильно преувеличены. Они созданы в ту эпоху, когда власть тиранов воспринималась уже как препятствие для дальнейшего развития рабовладельческого государства (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 114)

 

[369]369.. Имеется в виду таран корабля в виде клыков вепря. Храм на Эгине был посвящен Афее (критская богиня), а не Афине. На двух фронтонных группах стоит посреди Афина, так что ошибка Геродота понятна.

 

[370]370.. Храм Геры. Его стены были раскопаны в 1910 – 1913 гг.

 

[371]371.. Одиссея II, 330.

 

[372]372.. То же самое сообщает и Бехистунская надпись Дария. Маг Гаумата (Лжесмердис) был провозглашен царем в отсутствие Камбиса и пользовался поддержкой влиятельной касты магов и знати Запада.

 

[373]373.. Акбатан в Сирии нет. Камбис умер в 522 г. до н.э. после возвращения в Персию.

 

[374]374.. В результате войн Кира в Иране разгорелась классовая борьба. Господствовавшая на Западе знать стремилась покончить с укрепившимся положением “народа-войска”, а на Востоке военно-племенная демократия старалась воспрепятствовать возвышению знати. К этому присоединилось недовольство всех народностей персидской державы непомерным ростом налогов и податей и бесконечными наборами в войско.

 

[375]375.. События разыгрывались не в Сусах, по рассказу Геродота, а в резиденции Бардии (Смердиса) в Мидии (в северо-восточной Персии). Здесь Бардия был убит 29 сентября 522 г. до н.э. в крепости Сикайавати.

 

[376]376.. Речь Отана перекликается с надгробной надписью Дария, где Дарий отражает упреки Отана в деспотических стремлениях (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 80).

 

[377]377.. В злобных выпадах Мегабиза против народа нашла отражение острая ненависть персидской знати к “народу-войску” племен Ирана (ср.: В.В. Струве. Этюды, стр. 77)

 

[378]378.. Речь Дария соответствует его подлинным словам в Накширустемской надписи (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 76). В этих трех речах нашли отражение три политических направления в среде персидской знати эпохи Дария I и его преемников.

 

[379]379.. Семь персов принадлежали к семи знатнейшим персидским фамилиям (среди них – Гобрий и Аспафин).

 

[380]380.. Геродот пропускает описание длительных войн Дария после его воцарения. По Бехистунской надписи, сначала восстал Элам с древней столицей Сусы, затем Вавилон под предводительством Нидинту-Бела, сына последнего царя, и Мидия (т.е. почти все провинции). В конце 521 г. Дарий усмирил почти всех восставших, кроме Египта и Малой Азии. Египет был покорен в 519/518 г. до н.э.

 

[381]381.. Страна арабов – набатейское царство. Арабы Сирийской пустыни были уже раньше покорены персами.

 

[382]382.. Рельеф на скале, как в Бехистуне.

 

[383]383.. Перечень персидских сатрапий восходит к ионийскому описанию персидских провинций. Сатрапии были, по-видимому, сначала введены в тех областях, где они были связаны с уже существовавшими государственными организациями, а затем в пограничных областях (по соображениям стратегического характера). Народы северо-востока Балканского полуострова в списке не упомянуты.

 

[384]384.. Монетная реформа Дария базировалась на введении золотой валюты. Дарий чеканил золотые дарейки (8.4 г) = 1/3000 евбейского таланта. Отношение золота к серебру равнялось 13.5 : 1.

 

[385]385.. Малоазийская прибрежная сатрапия с греческими городами.

 

[386]386.. Прежние северные провинции Лидии от Геллеспонта до устья р. Галиса.

 

[387]387.. Совр. Ливан, Сирия и Палестина.

 

[388]388.. Кроме Египта, оазис Харга и побережье от совр. Бенгази.

 

[389]389.. В Мемфисе еще со времен Амасиса были поселены ионийские и карийские наемники.

 

[390]390.. Область Пешвара и южная часть совр. Афганистана.

 

[391]391.. Древний Элам с Сусами.

 

[392]392.. Совр. Ирак.

 

[393]393.. В. В. Струве (Этюды, стр. 256) предлагает вместо “парикании” читать “гиркании” или “баркании”. Ортокорибантии – перевод перс. “тиграхауда” (с остроконечными шапками) (В. В. Струве. Этюды, стр. 56). Эта сатрапия охватывала северо-западную Персию.

 

[394]394.. Совр. Азербайджан с Гиланом.

 

[395]395.. Совр. Северный Афганистан с долиной совр. Верхней Амударьи.

 

[396]396.. Горные народности между совр. Эрзерумом и Трапезунтом.

 

[397]397.. Народности между линией совр. Исфахан – Ханум-и-Хильменд и побережьем Персидского залива до пролива Ормус.

 

[398]398.. Племена, кочевавшие по южному и восточному берегам Каспийского моря до устья высохшего теперь Узбоя.

 

[399]399.. Область от низовья совр. Сырдарьи до долины Херируд в совр. Афганистане.

 

[400]400.. Персидское побережье от пролива Ормус до области Карачи и совр. Белуджистана. Парикании и азиатские эфиопы – остатки дравидииского населения, оттесненного иранцами.

 

[401]401.. Матиены жили между Ванским озером и верховьями р. Тигра, близ теперешней иранско-турецкой границы. Саспиры жили в долине совр. р. Чороха, впадающей в Черное море у Батуми. Алародии (урарту) жили в треугольнике, образованном совр. озерами Ван, Урмия и Севан.

 

[402]402.. Черноморское побережье от совр. Трапезунта до Поти.

 

[403]403.. Совр. индийская провинция Пенджаб.

 

[404]404.. Имеется в виду северная часть эфиопского царства в Нубии (быть может, область от совр. Асуана до Хальфы).

 

[405]405.. Мифическая гора и местность – родина Диониса. По Гомеру, Ниса находилась во Фракии или в Беотии. Геродот помешает ее в стране азиатских эфиопов (дравидийцев) в Индии.

 

[406]406.. Совр. западная Грузия и Абхазия.

 

[407]407.. Приводимые Геродотом цифры податей взяты не из официальных персидских источников, а восходят, по-видимому, к частным греческим оценкам величины податей в отдельных провинциях и, очевидно, слишком высоки.

 

[408]408.. Пустыня Тар (Фар).

 

[409]409.. Имя объясняется из санскрита и тамильского языка. Падей родственны веддам на Цейлоне.

 

[410]410.. Геродот рисует образ жизни брахманских странствующих аскетов.

 

[411]411.. Геродот передает здесь древнейшую форму легенды, возникшей в Ладаке на тибетско-индийской границе (легенда сохранилась в тибетской, монгольской и китайской версиях). Новелла принадлежит местным золотоискателям и купцам и выдумана, чтобы отпугнуть конкурентов.

 

[412]412.. Эти климатические условия характерны для узких горных долин Ладака: после полудня солнце исчезает и наступает холод.

 

[413]413.. Речь идет об особой породе быстрых и выносливых лошадей. Нисейские лошади конского завода в Мидии.

 

[414]414.. Хлопок. Индийский хлопок экспортировался в Месопотамию.

 

[415]415.. Ладан происходил из местности Сафар в Хадрамауте (южная Аравия).

 

[416]416.. Мирра (смирна) – благовонная смола (см. выше, [III][20]и [прим][.][17]).

 

[417]417.. Касия – ароматическое растение (Cinnamomum iners L.). Кинамом – дерево корицы. Уже тогда ввозили корицу из Цейлона.

 

[418]418.. Ледан – благовонная смола.

 

[419]419.. Стирак – благовонная смола растения Styrax officinalis.

 

[420]420.. Род саранчи.

 

[421]421.. Геродот не сомневается во всемогуществе и всеведении богов.

 

[422]422.. Здесь и далее (111, 112) Геродот излагает рассказы арабских мореходов.

 

[423]423.. Курдючные овцы (изображения их встречаются уже на ассирийских рельефах) разводились особенно в Аравии.

 

[424]424.. Эфиопия – здесь восточноафриканское побережье, которое тогда посещали арабские и финикийские купцы-мореходы.

 

[425]425.. Эридан – название нижнего течения совр. р. По или Эч. Позднее Эриданом стали называть также реку на севере. Быть может, Геродот имеет здесь в виду даже устье совр. р. Вислы.

 

[426]426.. С Оловянных островов (совр. Британские острова) олово переправлялось через Тартесс в восточную часть Средиземного моря. Янтарь иллирийцы привозили к устью совр. р. По или Эч, а греки переправляли его в Грецию и на Восток.

 

[427]427.. Известие Геродота, по-видимому, относится к оросительным сооружениям на р. Акесе (совр. Мургаб), где лежит оз. Мерв.

 

[428]428.. Страж дверей – комендант царского дворца и начальник царских телохранителей (великий визирь). Докладчик (передаватель новостей, секретарь) – высшая придворная должность в Персии. Через этого придворного царь сообщался с внешним миром.

 

[429]429.. Т.е. царь находился в гареме, в особом дворце.

 

[430]430.. После падения Поликрата Анакреон (лирический поэт из Теоса) жил в Афинах (умер в 495 г. до н.э.).

 

[431]431.. “Зависть” или “ревность” богов к человеческому счастью вызывает гибель счастливцев, проявивших ὕβρις (заносчивость, своеволие).

 

[432]432.. “Тысяча персов” – персидское название телохранителей.

 

[433]433.. Царский секретарь, приставленный к каждому сатрапу, читал и составлял “бумагу” на арамейском языке и переводил на персидский.

 

[434]434.. Школа врачей в Кротоне пользовалась тогда большой славой. Здесь, как и в других медицинских школах, разрабатывали науку на основе философских теорий и опытных наблюдений.

 

[435]435.. С этой почестью были связаны особые привилегии. Царь сидел при гостях за занавесью, невидимый ими.

 

[436]436.. Новелла о Демокеде объясняет возникновение проектов похода на Элладу соображениями престижа и личной безопасности царя.

 

[437]437.. См. выше, [III][118]и [прим][.][92].

 

[438]438.. “Благодетели” царя (оросанги, перс. “буварзака”) – люди, имеющие заслуги перед государством и царем. Им жаловали земельные угодья.

 

[439]439.. Рассказ Геродота основан на “истории Зопира”, в основе которой лежат персидские народные сказания. Содержание новеллы неисторично. Из персидских источников известно, что Вавилон был взят дважды. .Первый раз (восстание Нидинту-Бела, сына последнего царя Набонида) его взял сам Дарий (18 декабря 522 г. до н.э.). Второй раз (восстание армянина Арахи) город был взят Индаферном (Виндафарна) 27 ноября 521 г. до н.э. Рассказ о мятеже Вавилона насыщен фольклорными мотивами и восходит к семейным преданиям персидского эмигранта Зопира, правнука Мегабиза.

 

[440]440.. Здесь – вавилоняне.

 

[441]441.. Через ворота Нина (северные) путь шел в ассирийскую столицу Ниневию (Нин). Ворота халдеев – южные. Киссийские ворота – северо-восточные, на пути в Киш (совр. Эль-Охеймир); ворота Бела – западные, к мосту через р. Евфрат.