Канадский опыт построения информационной магистрали.

Американские проекты создания информационной супермагистрали.

Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества

Европейское сообщество с 1994 года поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Был разработан План действий (Europe and the global information society. Recommendations to the European Council, May 1994), который определил стратегию движения Европы к информационному обществу. Важным инструментом выработки общих правил, которые необходимы для перехода к глобальному информационному обществу, является Европейская Комиссия.

В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force). Правительство США сделало развитие НИИ и глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) приоритетами своей политики.

В 1994 г. министерство промышленности выпустило доклад "Построение более инновационной экономики" ("Building a more innovative Economy"), в котором обсуждались способы, которыми государство использует информационные технологии, чтобы достичь экономических и социальных целей. В развитии заложенных в докладе идей были реализованы две программы: Канадская сеть для развития исследований, промышленности и образования (цель - внедрение высокоскоростных сетей) и SchoolNet, одна из ведущих в мире образовательных сетей.

Разработан план действий, в который вовлечены более 30 государственных органов (Building the Information Society: Moving Canada into the 21st Century. Ministry of Supply and Services, Canada, 1996). Предлагается осуществить переход к информационному обществу и экономике знаний с помощью Канадской информационной магистрали.

 

Формирование информационных образований мирового масштаба вызвало необходимость создания ряда международных документов в этой области.

Одним из важнейших документов является «Окинавская Хартия глобального информационного общества», принятая 22 июля 2000 года лидерами стран G8, Окинава.

Окинавская Хартия определила, что «информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века», позволяющих людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления.

Для того, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарантного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности, требуется разработки эффективных национальных и международных стратегий.

Окинавская Хартия призвала к ликвидации международного разрыва в области информации и знаний в государственном и в частном секторах, к совместному политическому сотрудничеству.

Вопросы использования информационно-коммуникационных технологий и вопросы информационного общества обсуждаются на Генеральных ассамблеях Организации Объеденных Наций. Для становления информационного общества в государстве важны межгосударственные отношения. Беларусь подписала ряд соглашений с другими странами об ин­формационном сотрудничестве в различных сферах жизнедеятельности общества. В Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2009, № 1174 «О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» определены приоритетные направления международного сотрудничества Республики Беларусь по вопросам построения информационного общества:

участие в обсуждении проблем формирования глобального информационного общества, регулирования отношений в области использования глобальной информационной инфраструктуры, создания систем мониторинга и определения показателей развития информационного общества;

участие в разработке и внедрении международных стандартов в области ИКТ;

содействие развитию международного и межгосударственного информационного обмена;

участие в формировании международной системы безопасности в информационной сфере и противодействия противоправному использованию ИКТ;

интеграция системы образования, науки и культуры республики в глобальное научно-образовательное и культурное мировое информационное пространство;

участие в международных проектах развития информационного общества

 

Вывод по второму вопросу: Интенсификация информационных процессов вызывает необходимость развития и совершенствования информационного законодательства. Необходимо понимать, что происходящие крупномасштабные преобразования, связанные с внедрением ИКТ практически во все сферы жизни, требуют контроля и должны направляться в интересах всего общества

Заключение

 

Мы рассмотрели классификацию информации, а также основные понятия, связанные с информационными процессами в современном мире. Владение этими знаниями является необходимой составляющей информационной культуры и необходимо современному юристу.

 

Учебная литература:

11. Аникеева Н.А., Чудиловская Т.Г. Правовая информатика: курс лекций. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. - 145 с.

12. Об информации, информатизации и защите информации : Закон Респ. Беларусь от 10 ноября 2008 г., №455-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / OOO «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

13. Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 марта 2011 г . № 384, // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / OOO «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

14. Об электронном документе и электронной цифровой подписи : Закон Респ. Беларусь, 28 декабря 2009 г., № 113-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / OOO «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

15. Положение о порядке распространения правовой информации в Респ. Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 1 декабря 1998 г., № 565 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / OOO «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

16. О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 30 июня 1997 г., №338 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / OOO «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

17. О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 августа 2009, № 1174 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / OOO «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.