ЛЕКЦИЯ 1
Сплавы цветных металлов
Медные сплавы разделяются на:
1. бронзы – все медные сплавы, за исключением латуни;
2. латуни – медные сплавы, в которых преобладающим легирующим компонентом является цинк (до 50%).
Бронзы – по основному, кроме меди, компоненту разделяют на: оловянные, свинцовые, алюминиевые, бериллиевые, кремнистые и др.
Бронзы, как правило, обладают высокими антифрикционными свойствами, хорошим сопротивлением коррозии, универсальными технологическими свойствами. Все бронзы хорошо обрабатывается резанием. Указанные свойства бронзы позволяют широко применять их:
1. в узлах трения – подшипниках скольжения, червячных и винтовых колесах и др.
2. в водяной, паровой и масляной арматуре.
Латуни разделяют на двойные и сложные, дополнительно содержащие компоненты: свинец, кремний, марганец, алюминий, железо, никель, олово.
Латуни характеризуются хорошим сопротивлением коррозии, электропроводностью, достаточной прочностью и особо хорошими технологическими свойствами.
Легкие сплавы – это сплавы с плотностью не более 3,5 на алюминиевой или магниевой основе.
Применение легких сплавов в основном определяется их малой плотностью и значительной несущей способностью на единицу массы.
Легкие сплавы применяются:
1. для быстроходных возвратно-поступательно или качательно-перемещающихся деталей (поршней быстроходных, двигателей ползунов быстроходных машин);
2. для быстровращающихся деталей (шкивов, сепараторов, подшипников) с целью снижения возникающих при этом динамических нагрузок;
3. для корпусных и других деталей транспортных двигателей и машин, особенно самолетов, с целью снижения массы;
4. для крышек и кожухов с целью облегчения обслуживания машин.
Биметаллы – это металлические материалы, состоящие из двух или более слоев, например из стали и цветного сплава.
Информационная индустрия, – быстро развивающаяся отрасль экономики, связанная со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов информации, а также с созданием необходимых для этого средств и технологий [1].
Информационная индустрия оказывает глубокое воздействие на темпы и характер развития современного общества. Именно информация становится одним из важнейших общественных ресурсов. Процессы информатизации человеческой деятельности оказываются столь масштабными и глубокими, что ведут к качественным изменениям самого общества, основой существования которого становятся знания, представленные в виде информационных ресурсов. Поэтому соответствующая стадия развития общества получила название информационного общества, а концепция его построения - концепцией Глобального информационного общества или GIS (Global Information Society) [2, 3].
Информационные технологии (ИТ) в совокупности представляют собой научно-методическую и технологическую базу информационной индустрии. В этом понятии объединяются методы, средства и системы для производства, передачи, обработки и использования информационных ресурсов, а также для создания собственно инструментов и технологий информационной индустрии. Создание ИТ базируется на использовании многих видов современных индустрий, включая: компьютерную, телекоммуникационную, приложений и информационных содержаний (application and content industry), электронных бытовых приборов и пр. [4].
Уровень развития информационной индустрии и соответствующих технологий определяется уровнем развития научно-методических основ и, в частности, нормативной базы (системы стандартов) в области ИТ. Поэтому формирование научно-методических основ ИТ является актуальной и стратегически важной задачей.
Центральную роль в решении данной задачи играет международная система стандартизации ИТ, объединяющая многие десятки специализированных профессиональных организаций: ISO, IEC, ITU, CEN, CENELEC, ETSI, ISOC, IETF, IEEE, OMG и др.
Результатом целенаправленной деятельности по стандартизации ИТ явилось создание развитой системы стандартов ИТ, охватывающей весь спектр основных направлений ИТ в широком диапазоне решений. Диапазон этих решений включает руководства методического характера, глобальные концепции развития области ИТ, основополагающие модели важнейших разделов ИТ (эталонные модели), а также спецификации типовых аспектов разработки, тестирования, функционирования, использования систем ИТ. Важной составной частью системы стандартов являются стандартизованные языки программирования, языки представления информационных ресурсов, языки описания самих стандартов ИТ.
Именно, на основе комплексной стандартизации ИТ осуществляется практическая реализация глобальных концепций развития области ИТ, а именно, концепции открытых систем [5, 6] и концепции Глобальной информационной инфраструктуры или GII [7, 8].
Характерная особенность стандартов ИТ по сравнению с индустриальными стандартами традиционных отраслей промышленности состоит в том, что стандарты и профили ИТ содержат определения основных понятий и терминов области ИТ, описания моделей, сценариев, функций, правил поведения, правил представления информации. По существу, в стандартах ИТ свойства систем ИТ представляются в виде концептуальных, функциональных, информационных моделей объектов стандартизации.
Таким образом, система стандартов определяет пространство стандартизованных моделей ИТ, стандартизованный концептуальный базис области ИТ, а также стандартизованные языки для формализации прикладных знаний.
Масштабность, систематичность, интенсивность, научная обоснованность разработок в области стандартизации ИТ позволили развить систему стандартов до такого уровня, при котором именно система стандартов становится главным носителем научно-методических основ области ИТ, фундаментом развития информационной индустрии. Формирование таких основ явилось решающим фактором для становления области ИТ как самостоятельной научно-прикладной дисциплины, имеющей характерные для нее предмет, методы исследования, фундаментальный методологический базис.
В современной трактовке область ИТ рассматривается как фундаментальная научно-прикладная дисциплина, базовая для других областей знаний, и охватывающая десятки крупных научных направлений, включая искусственный интеллект, вычислительную математику, инженерию программного обеспечения, когнитивную науку, архитектуры компьютерных систем, автоматизацию научных исследований, Web-технологии и пр. [9].
Как научная дисциплина область ИТ обладает собственным предметом и общими научными методами.
Предметом дисциплины ИТ являются собственно ИТ, а также методы, процессы и процедуры, связанные с их созданием и применением. При этом ИТ рассматриваются в двух формах представления [10]: • в виде спецификаций ИТ, например, в виде стандартов, описывающих функциональные возможности или поведение объектов ИТ, синтаксис и семантику языков программирования и пр.; • в виде реализаций ИТ (систем ИТ, продуктов ИТ, сервисов ИТ, информационных содержаний или ресурсов, электронных коллекций и пр.), т.е. в виде материализованных программным, информационным и/или аппаратным способами сущностей, представляющих собой реализации спецификаций ИТ.
Двойная природа ИТ является отражением двух взаимосвязанных друг с другом сфер деятельности. Одна из них - научно-методическая деятельность, другая, - собственно производство и маркетинг реализаций ИТ. Основным продуктом первой сферы является пространство спецификаций ИТ, вторая - порождает пространство или рынок реализаций ИТ.
Такая модель видения области ИТ иллюстрируется на рис. 0.1.
Нас будут интересовать общеметодологические аспекты, связанные с обеими сферами ИТ. Однако наибольший интерес будут представлять именно спецификации ИТ и, прежде всего, спецификации, являющиеся стандартами.
Различают формальные стандарты (или стандарты де-юре) и стандарты де-факто (например, промышленные стандарты или открытые спецификации консорциумов).
Стандарты де-юре разрабатываются специализированными международными организациями. Эти стандарты свободны для копирования и для безлицензионного изготовления на их основе продукции. Стандарты де-юре обеспечивают независимость пользователей от конкретных поставщиков изделий ИТ.
Промышленные стандарты, как правило, связаны с изделиями, доминирующими на рынке, и в значительной степени зависят от изготовителей продукции.
Стандарты де-факто могут со временем становиться формальными, после принятия их в качестве таковых специализированными международными организациями. Формальные и промышленные стандарты являются продуктом общего процесса стандартизации ИТ, который более подробно будет рассмотрен далее.