Лекция 1. Возникновение науки.
По вопросу о происхождении науки, о времени ее зарождения в науковедении существует, как минимум, две противоречивые точки зрения. Некоторые считают научным всякое обобщенное знание и утверждают, что наука возникла в тот период, когда человек стал делать первые орудия труда. Другие относят происхождение науки к довольно позднему времени (XV—XVIII вв.), когда появилось экспериментальное естествознание. Прочие точки зрения исходят из разного понимания сущности науки — соответственно, из этого вытекают различные даты ее возникновения:
o если считать науку формой общественного сознания, то наука возникла в Древней Греции;
o если считать науку социальным институтом, то возникновение науки относится к Новому времени XVII—XVIII вв. (протонаука - период с IV в. до н. э. до XVI в. н.э.; преднаука - XVI до XVII вв.; собственно наука - XVII-XVIII в.);
o если считать наукой систему подготовки научных кадров, то наука возникла с середины XIX века.
Различное время рождения имеют и конкретные науки: математика возникла в период античности, естествознание — в Новое время, общественные науки — в XIX веке.
Для решения вопроса о времени возникновения науки необходимо выделить критерии ее появления: наличие социального запроса на научные знания; выделение особой группы людей, занимающихся наукой; возможность накопления научных знаний (на основе письменности); разработка познавательных приемов (сравнение, доказательство, анализ).
Совокупность таких условий действительно складывается в Древней Греции в VII—VI вв. (или, по мнению многих исследователей — позже, с IV в.) до н. э. Но возникновению науки в Античный период предшествовал этап развития человеческой культуры и цивилизации на Древнем Востоке. Однако и до цивилизаций на Древнем Востоке человечество обладало каким-то опытом, какими-то знаниями. Может быть, поэтому правомерно, говоря о доисторических временах, называть их периодом (или этапом) накопления знаний (пранаукой).
Для того, чтобы проследить процесс накопления знаний в доисторическую эпоху, необходимо исследовать антропогенез и знания первобытного человека о природе.
Возникновение человечества своими корнями уходит в период от 1 миллиона лет до 3 тысяч лет до н.э. Этот период принято подразделять на три крупных этапа. Первый из них — палеолит (древний каменный век - 1 миллион — 10 тыс. лет до н.э.) Второй этап — мезолит (средний каменный век - с 10-го по 5-е тысячелетие до н.э.) Третий — неолит (новый каменный век - с 5-го по 4-е тысячелетие до н.э.
Человек разумный появился примерно за 40 тыс.лет до нашей эры. Важными элементами развития человека были формирование речи, использование огня и орудий труда, появление всевозможных сообществ, в которых вырабатывались правила социальной жизни. В то время человек научился с помощью орудий труда использовать дары природы, но еще не умел воспроизводить ее плоды, занимаясь собирательством и охотой. По этим причинам его жизнь зависела от природных и климатических условий, а также от результатов умственной деятельности, позволявшей более эффективно организовать процесс борьбы за выживание.
Мезолит — переходный период от доисторического состояния к первой цивилизации. В этот период произошли качественные перемены в окружающем мире: изменился климат, а затем — флора и фауна. Выдающимся достижением мезолита стало изобретение лука и стрел. Их появление стало началом крупного технологического переворота, преддверием перехода от доисторической эпохи к той, которая утвердилась в историографии как мировая история.
В период неолита люди открыли первые технологии обработки камня: шлифование и сверление. Позже к обработанным такими способами каменным орудиям труда и охоты люди научились прикреплять рукоятки. Появились глиняная посуда, лодки, сети, начало зарождаться ткачество. Человек стал отрываться от обжитых мест, приступил к освоению новых земных пространств. Это явление в исторической науке получило название неолитической революции.
Под неолитической революцией (термин ввел английский археолог В. Чайлд) понимают крупнейшее глобальное изменение в производительных силах, сущностью которого стал переход от хозяйства присваивающего к хозяйству производящему, связанному с появлением земледелия и животноводства. В результате неолитической революции люди стали использовать природные ресурсы в своих жизненных интересах.
В эпоху неолита в основном и сформировался современный человек с его способностями и потребностями, начальным объемом знаний, навыков и умений. Благоприятные природно-климатические условия явились важнейшим фактором, пpeдопределившим возникновение древних цивилизаций.
Прогресс производительных сил стал возможным благодаря появлению общественного разделения труда, которое прошло несколько начальных стадий:
— выделение земледелия и скотоводства;
— выделение ремесла;
— отделение торговли от ремесла.
Занятие земледелием, ремеслом и торговлей предполагало оседлый образ жизни людей. Это привело к появлению постоянных поселений, а позже — и городов. Развитие городов стало переломным этапом на пути становления цивилизации.
В условиях присваивающей экономики плотность населения была небольшой и определялась имеющимися природными ресурсами. В регионах с благоприятным климатом люди имели возможность создавать поселения, в которых жили зимой, а все остальное время были вынуждены вести кочевой образ жизни. В отличие от неолитических поселений появившиеся города обеспечивали более надежное существование людей. Они ограждали жителей от набегов кочевников, гарантировали безопасность в новой социальной среде, а также становились центрами ремесла и торговли. Для строительства укреплений, жилищ, культовых сооружений были необходимы специально подготовленные работники. В результате произошло очередное разделение труда — выделилось строительство.
Аграрный и ремесленный труд по мере своего развития начал приносить избыток в форме прибавочного продукта, который стал накапливаться как воплощение общественного богатства. Появилась потребность в распределении этого богатства, в знании природных и сельскохозяйственных циклов, в соединении их с обрядами и религиозными поклонениями. Возникла необходимость в охране поселений и имущества. В результате в обществе выделились слои, выполнявшие все эти общественные функции, включая присвоение себе большей, чем другие, части общественного богатства. Таким образом, появился правящий слой, в состав которого вошли гражданские и военные руководители, чиновники, а также служители культа. Это стало следующим крупным общественным разделением труда. Оно появилось в рамках формировавшихся государств, бравших на себя функции регуляторов общественных отношений. Этот процесс развивался уже в рамках нового, бронзового века (3-е тысячелетие до н. э. — начало 1-го тысячелетия до н. э.).
Каменные орудия были трудоемкими в изготовлении, недолговечными и не надежными в применении. Общество, развиваясь, постепенно осваивало новые технологии и материалы. Открытие нового сплава меди и олова — бронзы - дало название следующему веку. Крупнейшими центрами бронзового века стали Египет, Шумер, Индия, Китай. В Европе центрами культуры того периода были критомикенская культура (остров Крит), мильярская культура (на Пиренеях), майкопская культура (на Северном Кавказе).
В бронзовом веке возникла многоукладная экономика, различные формы собственности: государственная, частная, общинная, личная. Важнейшим нововведением бронзового века было возникновение государства и права.
С 1-го тысячелетия до н.э. начался железный век. Он был ознаменован появлением античной цивилизации, существовавшей с VIII в. до нашей эры до середины V в. нашей эры. В эпоху железного века появилась активная политическая жизнь в городах-полисах Древней Греции. Главным достижением античности был расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы. В тот период произошло отделение умственного труда от физического благодаря скачку в производительности труда. Именно тогда возникли абстрактные науки — философия, астрономия, математика, история.
Сложилась традиция выделения греческой локальной цивилизации (период расцвета — V—IV вв. до н.э.) и римской локальной цивилизации (период расцвета — со II в. до н.э. до I в. н.э.).
Эпоха древних цивилизаций завершилась в середине V в. н.э., после того как Римская империя пала под натиском варваров.
Говоря о знаниях первобытного человека, нельзя не остановиться на едва ли не первом достижении науки: осмыслении человеком понятий «время», «число», «слово».
Один из крупнейших в XX в. историков науки Дж. Бернал назвал науку «мифологизированной техникой». Он обосновывал свою мысль тем, что наука развивается из ... магии — попытки человека при помощи слова улучшить в свою пользу природу. Когда человек был слаб и не понимал окружающий мир, он считал, что комбинация слов имеет силу. Появились маги, колдуны, волшебники и т. д. — они по-своему защищали племя. Они и положили начало касте людей — хранителей знания. Существует парадоксальная близость (прежде всего, концептуальная) между наукой и магией. Ведь магия исходит из того, что одно событие неизбежно следует за другим. Аксиоматические основания магии, выходит, тождественны методологическим принципам современной науки. В науке, как и в магии, существует твердая вера в порядок и единообразие природных явлений. У мага нет сомнений в том, что одни и те же причины будут неизбежно порождать одни и те же следствия. Совершение определенного обряда (заклинания) должно привести к определенному желаемому результату.
И магия, и наука построены на одинаковом принципе, а именно — на стремлении к установлению повторяющейся последовательности событий, которая подчиняется действию законов. Законы эти, в свою очередь, поддаются познанию. И у магии, и у науки существует общее стремление изгнать из природы непостоянство и случайность. Стихийные регуляторы заменяются субъективными регуляторами.
С разумной долей вероятности можно предположить, что на ранних этапах существования человеческого общества особого разрыва между духовной деятельностью (производством идей) и материальным производством не было. В сущности, элементы рассуждения у человека были уже тогда, когда он взял в руку камень. Различное применение камня и каменных орудий означает, что ум первобытного человека уже обладал возможностью абстрагироваться от несущественных, частных особенностей орудия. Процесс этот был медленным и длился десятки тысячелетий.
Явления природы, их действительные или кажущиеся влияния на судьбы людей, заставляли людей задумываться над первопричинами, чтобы избежать беды или заставить помогать себе.
Стремление осознать явления природы привело к созданию понятий, развитие которых завершилось созданием науки. Первые абстрактные понятия зародились в каменном веке.
Чтобы выжить, этносу было необходимо усвоить стереотип поведения. Для этого надо описать и сохранять традицию в пространстве и времени. Поэтому понятие времени было очень важным. Не сразу люди пришли к его пониманию. Люди искали причину постоянной повторяемости природных условий. Регулярное изменение погоды служило для них наглядным проявлением того, что в жизни постоянно что-то меняется, «вертится». Сначала стали учитывать временные циклы. День и ночь — повторяющийся цикл — сутки. Подобно этому, времена года, сменяясь, составляют большой цикл — год. Из-за этой простоты и очевидности первый известный людям счет времени — циклический. На Востоке была придумана система отсчета в 12 годов, каждый из которых соответствует зверю, изображаемому тем или иным цветом. Но этнос живет долго, и двенадцатилетнего цикла недостаточно.
В поисках выхода из этого тупика люди пришли к понятию о линейности времени, линейном его измерении. Это впервые зафиксировано в древнейшем еврейском документе — той части Библии, что называется Ветхим Заветом, в которой отсчет лет ведется от «сотворения» мира. Народы, принявшие понятие линейности времени, ведут отсчет от определенного события в историческом прошлом. Для древних римлян это был год основания Рима, для греков — год первой Олимпиады. Мусульмане считают началом времени бегство Пророка из Мекки в Медину. Христианское летоисчисление берет начало от рождества Христа. Монах Дионисий Малый (ок. 475—550), пришедший в Рим в 497 г. с севера по приглашению пятидесятого папы Анастасия II (496—498) должен был систематизировать все каноны и папские документы. Эта работа получила название «Диониссана». Дионисий уточнил дату рождения Христа и пришел к выводу, что он родился 25 декабря 753 г., считая от основания Рима, а 754 г. является первым годом новой эры. Так родилось понятие «до и после рождества Христа».
Современное гражданское летоисчисление, принятое в большинстве стран мира, — «сквозное», с главной точкой отсчета от рождения Иисуса Христа. Получаем «до» и «после» Р. X. (или нашей эры, что одно и то же). Дата рождения Христа явилась 1 годом новой эры. Она была введена в 525 г. При этом автор отталкивался от двух фактов священной истории: царствования царя Ирода и полного лунного затмения, которое наблюдалось в год рождения Иисуса Христа (новейшие исследования и астрономические расчеты, сделанные при помощи компьютеров, показали, что Дионисий Малый ошибся на 4 года в части расчета лунного затмения, которое наблюдалось с территории древней Иудеи, следовательно, рождение Иисуса Христа приходится не на 1-й год новой эры, а на 4-й год до нашей эры).
Линейное летоисчисление у берберов (народы Северной Африки) начинается с победы над войсками египетского фараона Рамсеса III, в настоящее время у них почти 3000-й год.
Второй тип времени — линейный — отличается от циклического тем, что подчеркивает необратимость времени. Создание первых календарей можно назвать первым достижением науки.
Англосаксонский монах Беда Достопочтенный (673—735) предложил вести отсчет времени не только от рождения Христова, но и до его рождения. Так появилась сплошная хронологическая линия — от создания Вселенной, через рождение Христа в современность. Следует особо подчеркнуть, что для культуры техногенных обществ вообще характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет из прошлого через настоящее в будущее. Для сравнения - в большинстве традиционных культур доминировало иное понимание: время, чаще всего, воспринималось как циклическое, когда мир периодически возвращается к исходному состоянию. В традиционных культурах считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком прошлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство.
На Востоке существовал еще один тип времени — колебательное движение — временные отрезки выделяются в зависимости от насыщенности событиями. При этом создаются большие дискретные промежутки времени. Китайцы называли это словом «превратность». Одна превратность неизбежно заканчивается другой превратностью. Время как бы останавливается в «крайней мертвой точке». Эта точка и есть то, что они называют «превратность» (например, неожиданное богатство или неожиданная нищета). Аналогичный подход - у древнегреческих философов, которые различали «хронос» и «кайрос». Хронос — формальное время, а кайрос — подлинное время, исполненное содержания и смысла. Хронос — это форма, способная вместить любое содержание, а кайрос как бы обладает качественным характером и преисполнен смысла (например, время революций, перемен). Время кайрос — это время, стерегущее эпохальные моменты истории.
Когда говорят о циклическом, линейном или прерывистом времени, необходимо помнить и о едином абсолютном времени, которое остается реальностью и не превращается в математическую абстракцию.
Математика появилась раньше письменности. Действия с обозначением предметов простыми символами обозначало первую возможность проводить простейшие операции — сложение и вычитание — без подсчета реальных предметов. Это было операцией противопоставления одной совокупности предметов другой. Вначале появилась стандартная совокупность — 10 пальцев двух рук, основа десятичной системы. Более сложные действия появились тогда, когда были введены величины, определяемые потребностями государства — общественные работы, рытье каналов, возведение пирамид, взыскание налогов и т. д.
Начало было очень сложным. Числа группировали и объединяли в большие единицы, обычно пользуясь пальцами одной руки или обеих рук — обычный в торговле прием. Это вело к счету, основанному на числе пять, потом — десять. Число 12, например, учитывалось как 10+2, что было довольно сложно.
В математике древнего Двуречья существовала шестидесятеричная система счисления. Она была позиционной, обеспечивала запись чисел, операции умножения, деления и оказалась прочным достоянием человечества. Наше современное деление часа на 60 минут восходит к шумерам, также как и деление окружности на 360 градусов, угла на 60 минут и минуты — на 60 секунд. Но в силу своей сложности эта система счисления уступила место более простой десятичной. Вавилонские шестидесятеричные дроби употреблялись потом в Европе до введения в XVI веке десятичных дробей, а в России встречаются еще в арифметике Магницкого, изданной в 1703 году.
Символы числа в своем развитии также подчиняются движению от сложного к простому. Например, ранняя греческая система счисления была десятичной, но способ записи чисел был буквенным. Этим способом пользовались пятнадцать веков. Знаки греческого алфавита последовательно применялись для обозначения наших символов 1, 2, ..., 9, затем при помощи символов — добавлений десятков, от 10 до 90, сотен и т.д. 24 букв греческого алфавита не хватало для записи всех чисел, и пришлось добавить в алфавит еще 3 архаичные буквы. Названные эволюции были сложными, поэтому переход к арабской системе записи чисел был также кульминацией упрощения в этом деле.
Письменностьосвобождала память и делала возможным приобщение к совокупной памяти человечества. Появление письменности — очень важный этап в развитии человечества. Впервые письменность создали в 4-м тысячелетии до н.э. шумеры, жившие в Месопотамии. Для обозначения слов они пользовались рисунками. Такое письмо называют пиктографическим. Спустя пять веков соседи шумеров — вавилоняне, ассирийцы и персы — преобразовали эти знаки в особый вид письма — так называемую клинопись. На специальных табличках из сырой глины тростниковым пером с треугольным концом легко выдавливались надписи. После этого таблички с надписями обжигались на солнце или на огне, и надписи сохранялись очень долго. Клинописные значки обозначали слоги. Этих значков было очень много, поэтому читать или писать умели только те, кто долго учился.
В древности письменность считалась даром богов. Вавилоняне приписывали изобретение письма богу Набэ — покровителю наук и богу писцов. У евреев было письмо «божественное» (Законы на каменных Скрижалях) и более позднее — «человеческое». В Библии изобретение букв приписывается третьему сыну Адама Сифу или первому пророку Еноху (седьмому от Адама). Индусы считали, что письму людей обучил Брахма. По исламской традиции, сам Бог был создателем письма.
Такое изобретение как письменность явилось способом преобразования речи в графику и не просто позволило передавать информацию и распоряжения в пределах системы, но и (главное) определять ответственность в случае невыполнения письменных приказов. Есть мнение, что первоначально письменность использовали не для выражения каких-нибудь идей, а для ведения записей количества имущества, зерна, посуды — кто, сколько и кому должен и т. д.
Эволюция сохранения и передачи информации посредством графического символа или знака также иллюстрирует закон упрощения. Исторически сложилось четыре типа письма: пиктографический, идеографический, словесно-слоговый (слоговый), буквенно-звуковой (алфавит).
Идеографический тип письма был связан с изображением описываемого события. Изображения — пиктограммы— обозначали целые сообщения. Идеографический письменный знак обозначал целое слово или его знаменательную часть. Такие идеографические системы были у древних египтян (вторая половина 4-го тысячелетия до н.э.) и у многих других древних народов. Необыкновенная сложность такой системы письма доказывается трудностями, которыми сопровождалась их расшифровка, не законченная, впрочем, и в наше время. Сложность идеографической системы письма заставила человечество постепенно отказываться от нее и переходить к слоговому письму, когда знаки обозначали отдельные слоги, что привело к самому порогу изобретения алфавита.
Изобретение алфавита предельно упростило способ фиксирования и передачи графической информации. Разложение звуков речи на отдельные составляющие и обозначение каждого звука собственным символом обусловливает четкость и простоту формы. Самый первый алфавит создали около 1300 г. до н.э. финикийцы, он состоял из 22 букв. Писали финикийцы справа налево. Алфавит оказался настолько простым, что постепенно распространился по всему побережью Средиземного моря. На его основе появились два новых алфавита: арамейский и греческий. Арамейским стали пользоваться в странах Востока. От него произошли алфавиты сирийский, еврейский, иранский и арабский. Во всех этих алфавитах буквами обозначают только согласные звуки, гласные обозначают специальными значками, а пишут справа налево.
Следует отметить, что история цивилизации знала 2500 алфавитов, и только около 50 дожили до наших дней. Удача или неудача алфавита зависела от простоты письменных знаков. Две первых славянских азбуки — «кириллица» и «глаголица» появились практически одновременно, однако последняя была намного сложнее по написанию, что и стало причиной отказа от нее. Можно изобрести знаки любой сложности, но практика предпочитает простые формы.