Музыка, театр и изобразительное искусство)
Художественная культура (литература, архитектура,
Литература. Наиболее полно развитие народного творчества проявилось в фольклоре. Свои глубокие переживания, вызываемые турецко-татарскими опустошениями, феодальным гнетом и в особенности гнетом польской шляхты, народ отразил в ярких образцах оригинального жанра – в исторических песнях и думах. Этот эпос составляет богатейшую сокровищницу духовных ценностей украинского народа. Максим Горький писал об украинской поэзии: «Народная поэзия Украины – апофеоз красоты. Украинский народ пронес через столетия рабства и неволи драгоценные богатства своего гения».
В художественной форме дум и песен народ выражал свою горячую любовь к родной стране и ее защитникам, непримиримость к внешним и внутренним врагам и изменникам родины, тонко отображал красоту природы. Народ воспел храбрых защитников Украины от татарских опустошительных набегов – князя Байду (Вишневецкого), Сагайдачного и Дорошенко, казака Голоту и других. Так, «Дума про Хвеська Ганджу Андибера» рисует борьбу между бедняками – «козаками-нетягами» и богачами – «дуками-срибляниками».
Во второй половине XVI – первой половине XVII в. получила дальнейшее развитие художественная литература. Появляются новые литературные жанры – вирши и школьная драма. Возникают интермедии на бытовые темы, которые ставились сначала для развлечения зрителей в антрактах школьной драмы, а впоследствии развились в самостоятельный жанр. Некоторые авторы полемико-политических трактатов, драм и интермедий стремились приблизить литературный церковнославянский язык той эпохи к языку народному.
Кроме исторических произведений, перу киевских ученых принадлежало и значительное количество литературных трудов в виде проповедей, панегириков, силлабических стихов. Автором многочисленных проповедей, собранных в книге «Ключ разумения», был ректор Киево-Могилянской коллегии Иоанникий Галятовский. Сюжетом для проповеди обыкновенно брались события «священной истории», которые излагались автором и служили основанием для определенной морали. Проповеди были написаны витиеватым, вычурным стилем; им свойственно изысканное красноречие. Так, писатель и проповедник Лазарь Баранович, автор сборников «Меч духовный» и «Трубы словес проповедных», рекомендовал своим слушателям в обращении со своими подданными помнить, «что овец нужно так стричь, чтобы не хватать за живое и чтобы шерсть росла».
Среди поэтических произведений того времени особенное место занимали стихи на исторические темы. Многими своими чертами эти стихи приближаются к народнопоэтическому творчеству. Их авторы воспевали освободительную войну 1648–1654 гг. и ее руководителя Богдана Хмельницкого. Они вместе со всем народом радовались победам освободительной войны и переживали ее неудачи.
Составление летописей, начавшееся еще в Киевской Руси, традиционно продолжалось и в последующие столетия. Особенно развивалось оно в период подъема освободительной борьбы украинского народа в конце XVI и в XVII в. Выдающимся памятником украинского летописания являются летописи Межигорская, Хмельницкая, Лизогубовская, Львовская русская, Острожская и др., содержащие богатый материал по истории политической жизни Украины, по истории борьбы украинского народа против турецко-татарской экспансии и против господства шляхетской Польши. Некоторые летописцы не ограничивались регистрацией или описанием политических и военных событий, касавшихся только украинских земель, а внимательно следили также и за политической жизнью усиливающегося Московского государства, поднявшего знамя борьбы за объединение русских земель.
Архитектура. Широкий размах приобретало строительство оборонительных сооружений – замков, крепостей, валов и т.п. Правительства Литвы и Польши использовали их не только для защиты пограничных земель от вражеских вторжений, но и для удержания в повиновении украинских крестьян и мещан, а также казаков Запорожской Сечи. Магнаты возводили замки в своих имениях и держали там военные гарнизоны. Каменные крепости в это время строились в Луцке, Кременце, Каменец-Подольском, Хотине, Аккермане, Бучаче, Мукачеве, Меджибоже, Остроге. Львове и других городах. С этой целью правительство Речи Посполитой иногда приглашало иностранных инженеров. В частности, крепость Кодак, предназначенная для удержания в повиновении запорожских казаков, сооружалась в 1635 г. по проекту французского военного инженера Боплана. На Левобережье возводились преимущественно земляные и деревянные крепости (в Чернигове, Новгороде-Северском, Переяславе, Полтаве, Лубнах). Многие местечка и села имели небольшие земляные укрепления для защиты жителей от неприятеля. В виде крепостей строились также культовые сооружения, имевшие и оборонительное назначение (Печерского, Выдубицкого, Почаевского, Густинского, Межигорского, Трахтемировского, Дерманского и других монастырей, каменные церкви в Киеве, Чернигове, Субботове, Межиречье, Остроге и т. п.).
Зодчие сочетали самобытный украинский стиль с лучшими достижениями европейского Ренессанса. Ряд достопримечательностей зодчества во Львове (дом и башня К. Корнякта, часовня Трех святителей и др.), Киеве и других городах свидетельствуют о развитии светской архитектуры.
В это время совершенствовалась застройка городов Украины. Создавались торгово-ремесленный центр на Подоле в Киеве, площадь Рынок во Львове и т. п. На многих сооружениях заметно влияние русского зодчества. Сочетание опыта народного деревянного строительства с опытом русских зодчих стало основой украинского барокко.
С архитектурой была тесно связана и скульптура, в развитии которой отразились гуманистические идеи Возрождения. Фасады и интерьеры светских и культовых сооружений начали украшаться скульптурными рельефами, резьбой. Иконостасы многих церквей делали талантливые умельцы из простых людей. Скульптурные портреты ставились в виде памятников-надгробий (в частности, князю К. Острожскому в Успенском соборе Киева), которыми магнаты стремились увековечить себя в памяти народа.
Она базировалась на достижениях многовековой восточнославянской культуры и впитывала лучшие образцы европейской архитектуры, развивавшейся в стиле барокко, а позже – классицизма. Эти стили трансформировались и в украинской местной архитектуре.
Архитектуре Украины второй половины XVII в. присущи монументальность, торжественность и декоративность, сочетание черт ренессанса и барокко с украинским своеобразным стилем. Усиливающиеся творческие связи между украинскими и русскими зодчими давали возможность сообща развивать их изобретения в области архитектуры и в дальнейшем.
В условиях освободительной борьбы украинского народа первоочередное значение приобретало строительство оборонительных укреплений (засек, рвов, валов, бастионов, крепостей, башен и др.). Мощные крепости возводились в Киеве, Переяславе, Умани, Чернигове, Чигирине, Нежине, Прилуках, Лубнах, Сумах, Харькове, Львове, Каменец-Подольском. Хотине, Мукачеве, Ужгороде и других городах Украины. Они сооружались руками народных мастеров.
Города и села застраивались с учетом их защиты от нападения врагов. Жилые дома в основном были деревянными. Дома крестьян, казаков и мещан не отличались размерами. Дома богатых – старшины, городской верхушки, духовенства были значительно большими, с внутренним и внешним богатым оформлением. Деревянная архитектура для всех украинских земель имела общие черты, хотя и отличалась разнообразием и местными особенностями. Культовые сооружения (церкви, монастыри) также строились в основном из дерева. Со временем в строительной технике стали использовать кирпич и камень.
Традиции народной архитектуры присущи строениям не только Левобережья, Слобожанщины, Правобережья, Восточной Галиции, Северной Буковины, Закарпатья, но и Запорожья. Своеобразное поселение представляла собой Запорожская Сечь. Это была первая крепость, усиленная не только природными преградами – речками и болотами, но и системой башен и валов, где устанавливались пушки. Вокруг сечевой площади размещались казацкие жилища-шалаши, церковь, пушкарня, склады-сокровищницы. Такой традиционной застройкой отличалась и Новая Сечь (XVIII в.).
В условиях господства религиозной идеологии особое внимание уделялось культовым сооружениям, архитектура которых вобрала в себя богатый опыт культового строительства периода Киевской Руси. Достижениями украинского монументального зодчества являются Николаевский собор в Нежине (1668), церковь Богдана Хмельницкого в Субботове (1657), Троицкий собор в Густннском монастыре (1671), Всехсвятская надвратная церковь Печерской лавры (1698), Юрьевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве (1701), Троицкий собор в Чернигове (1695), Преображенский собор в Изюме на Харьковщине (1684), Преображенский собор Мгарского монастыря под Лубнами (1698), Михайловская церковь в с. Крайниковом в Закарпатье (1688) и др. Большинство из них построено из кирпича и камня. Для строительства жилищ и учреждений также начали применять кирпич и камень. Примером могут служить кельи Печерского монастыря в Киеве, Троицкого и Елецкого монастырей в Чернигове, дома старшин В. Кочубея в Батурине и Я. Лизогуба в Седневе, полковой канцелярии в Чернигове и т.д. Известными мастерами-архитекторами в то время слыли И. Старцев, С. Ковнир, И. Баптист, М. Томашевский, Я. Погребняк и др.
Музыка. В этот же период на Украине зарождается новый фольклорный жанр – думы и песни исторические, воспевающие борьбу украинского народа с турецко-татарскими и польско-шляхетскими захватчиками. Думы пелись под аккомпанемент кобзы (бандуры). Древнейшие думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами, рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее и т. д. («Втеча трьох бртів з Азова;)», «Маруся Богуславка», «Самійло Кішка» и др.).
Образы части дум подобны былинным образам богатырей «Козак Голота» и др.). В других думах рисуется выдержка и мудрость народных героев («Саміло Кішка»). В более поздних думах рассказывается главным образом об освободительной борьбе украинского народа против шляхетской Польши. Все думы отличаются известной лиричностью. Особенно это касается дум о татарском плене (так называемые «невольничьи плачи»).
Тематика многих исторических песен та же, что и дум. В них рассказывается о подвигах казацких вожаков («Байда» и др.). В развитии музыкального искусства значительная роль принадлежала М. Дилецкому, видному композитору и музыкальному теоретику XVII в. Он был автором учебника «Идеа граматики мусикийской...», на котором воспитывалось поколение украинских и русских композиторов того времени.
С того же времени начинается художественная обработка украинской народной песни. Первые образцы такой обработки встречаются в музыке интермедийной части вертепа, созданного студентами Киевской коллегии. Музыкально обработаны были народные песни «Та нема гірш нікому», «Ой під вишнею, під черешнею». Широко распространенной была также художественная обработка для хора и оркестра народной песни «На бережку у ставка» неизвестного автора. Мелодию этой песни в XIX в. использовал русский композитор М. Мусоргский в опере «Сорочинская ярмарка».
Театр. Значительного развития на Украине, особенно в Киеве, достигла школьная драма, зародившаяся в тесной связи со стихотворной литературой. Школьная драма – произведение главным образом религиозно-нравоучительного содержания, сочиненное по мотивам «священного писания». Авторами школьных драм, как правило, были профессоры Коллегии, преподававшие пиитику, а в качестве актеров-исполнителей выступали слушатели Коллегии. Из наиболее ранних школьных драм можно назвать драмы «Алексей – человек божий», «Действо па страсти Христовы списанное», «Свобода от веков вожделенная Натуре людской». Все эти драмы написаны силлабическим стихом.
Наиболее интересной частью школьной драмы были интермедии, или интерлюдии. В интермедиях изображались бытовые сценки из народной жизни, показывалась жизнь крестьян, казаков, их быт; интермедии были наиболее реалистическими элементами школьной драмы. Интермедии исполнялись между действиями драмы. В дальнейшем они послужили основой возникшей на Украине бытовой комедии.
В это же время на Украине развивался и другой вид театрального искусства – «вертеп» (лёгкое сооружение, которое мог нести один человек. В верхней части вертепа показывали сцены религиозного содержания, в нижней – комические сценки из народной жизни), где вместо актеров играли куклы, а разговор вел спрятанный за вертепом человек. Ценность вертепного театра состояла в его народности, в реалистичности комических и сатирических интермедий.
Изобразительное искусство. Сохраняя в значительной мере церковный характер, живопись Украины в этот период начинает все больше отражать влияние местных светских элементов, приобретает черты, развивающиеся в украинской живописи в более позднее время. Значительное место в ней начинают занимать изображение быта, портрет, пейзаж.
Книжная миниатюра обогатилась не только чисто художественно. В ней появились жанровые мотивы с введением в «инициалы» (заглавные буквы) изображений людей, передающих местный типаж и быт. Прежний плетеный орнамент сменился орнаментом, изображающим животных и птиц.
Украинская живопись в XVII в. продолжала развиваться, основываясь на достижениях и традициях древнерусского искусства, обогащаясь достижениями русской и белорусской живописи. Сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Украину в 1654 и 1656 гг., поражался шедеврами живописи в Киеве (росписями церквей, иконами). Он отмечал совершенство и красоту произведений местных мастеров.
В украинской живописи отражались новые общественные интересы, возникшие вследствие воссоединения Украины с Россией. Тематика изобразительного искусства расширялась. Этому способствовали достижения народных художников. Живопись все больше и больше освобождается от теологических уз, отходит от канонических византийских образцов, приближается к реальной жизни. Художники того времени даже в картинах «страшных судов» воплощали антифеодальные настроения, изображая угнетателей как носителей зла, которое каралось, а простых людей помещали в рай, т.е. признавали их моральное превосходство над господами, экономами, судьями, попами и т. д. Народная живопись обращалась чаще всего к образам казаков — защитников от угнетателей.
Ведущее место в монументальной стенописи занимали художники-мастера Киева, которые принимали участие в росписи многих храмов Киева, Чернигова, Полтавы, Переяслава, Нежина и других городов Украины. Живописью украшали общественные здания, а также жилища преимущественно старшины и богачей. Так, росписи на исторические, мифологические и морально-бытовые сюжеты сделаны в Киевской академии, Переяславской семинарии, дворце архиереев в с. Андрушах на Переяславщине и других сооружениях того времени.
В Успенском соборе Печерской лавры в конце XVII в. была собрана портретная галерея гетманов, старшин и другой знати. При этом украинские художники делали стенопись по типу стенописи московского Кремля, что свидетельствовало о художественных связях Украины с Россией. Монументальная стенопись появилась во многих сооружениях Кирилловского, Межигорского, Выдубицкого, Рустинского, Мгарского монастырей, а также на западно-украинских землях — во Львове, Жолкве, Ските Манявском и т. д. С местными мастерами над росписью храмов и дворцов работали мастера-живописцы из России, Италии, Франции, Голландии, Польши и других европейских стран. В совместном труде происходил взаимообмен опытом.
В области станковой живописи особое место занимала иконография. На иконах все чаще изображались простые люди с их ежедневными заботами. Но заметно и стремление феодалов увековечить себя па иконах, показать этим свое превосходство над простыми людьми. Портретное искусство постепенно выделяется в отдельный жанр и в нем явно преобладают черты реализма. Со второй половины XVII в. внимание портретистов начала привлекать личность Б. Хмельницкого. Замечателен, в частности, его портрет во весь рост, выполненный неизвестным художником на стене Успенского собора Печерской лавры. К шедеврам того же времени принадлежит и портрет жены одного из старшин — Евдокии Жоравко (из Новгорода-Северского), созданный художником II. Паевским.
Воспитанниками Академии художеств в Петербурге были выходцы с Украины художники Д. Левицкий, В. Боровиковский, А. Лосенко, К. Головачевский, И. Саблуков и др. Целую эпоху в украинской и русской портретной живописи представляло творчество художников Д. Левицкого и В. Боровиковского. Д. Левицкий возглавлял портретную мастерскую в Академии художеств, А. Лосенко стал в ней профессором и директором.
Искусство графики также развивалось в направлении реального изображения действительности. Среди известных графиков талантом славились И. Щирскнй, И. Мигура, братья О. и Л. Тарасовичи, М. Зубрицкий и др. Братья Тарасовичи работали не только на Украине, но и в России. В частности, Л. Тарасович в Москве создал ряд композиций, посвященных Крымским походам конца XVII в. Патриотизмом проникнута и гравюра «Тезисы Обидовского» И. Щирского.
Своеобразным мастером украшения рукописной книги стал В. Григорович-Барский, который оставил иллюстрированное описание своих путешествий по многим странам мира. Мастера графики работали при типографиях Киева, Львова, Чернигова, Новгорода-Северского, Екатеринослава и других городов.
Резьба по дереву, изготовление посуды, кафеля, ковров, полотенец (рушников), золотых, стеклянных и медных изделий, вышивание одежды в руках умельцев становились настоящим искусством. Творческие приобретения в декоративном искусстве обогащали культуру украинского народа.
Составлено на основе:
1. Археологічні дослідження стародавнього Києва. К., 1976
2. Асєєв Ю.С. Архітектура Київської Русі. К., 1969