Родители

Юная Деметра

Деметра как женщина

Женщина-Деметра – прежде всего мать. В своих близких отношениях она кормит, воспитывает и поддерживает, помогает и отдает. Она обеспечивает других тем, в чем, как она видит, они нуждаются, – куриным бульоном, одобряющим объятием, деньгами, помогает другу преодолеть трудности, постоянно приглашает "заходить домой, как к матери".

Вокруг женщины-Деметры нередко чувствуется аура Матери-Земли. Она цельная и надежная. Люди описывают ее как "имеющую почву под ногами"; она делает то, что необходимо, с теплотой и практичностью. Обычно она щедра, направлена во внешний мир, альтруистична и предана людям и принципам, вплоть до того, что ее могут воспринимать как упрямого и неуступчивого человека. У нее твердые убеждения, и ее трудно сдвинуть с места, когда затронуто что-то важное или кто-то важный для нее.

Некоторые маленькие девочки выглядят как развивающиеся Деметры – "маленькие мамы", убаюкивающие кукол-младенцев. (Маленькая Гера предпочитает кукол Барби и Кена, а маленькая Афина может иметь коллекцию исторических кукол.) Маленькая Деметра также любит держать на руках реальных младенцев; в девять или десять лет она может пылко стремиться нянчиться со своими братьями и сестрами.

Близкие отношения, складывающиеся у женщин-Деметр со своими родителями, могут быть лучше поняты, если мы вначале рассмотрим близкие отношения богини Деметры с ее родителями. Деметра была дочерью Реи и внучкой Геи. Гея была главной Земной Матерью, от нее произошла вся жизнь, включая бога неба, Урана, который потом стал ее мужем*. Рею тоже знали как богиню земли, хотя известна она была прежде всего как мать первого поколения олимпийцев.

* По Гесиоду, Гея – одна из четырех первопотенций (Хаос, Гея-земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана-небо и взявшая его в супруги. – Прим. ред.

В качестве богини плодородия Деметра продолжает родословную женских богинь, связанных с плодородием. Она также имеет и другие соответствия со своей матерью и бабушкой. Все три богини страдали от вреда, причиненного мужьями их детям. Муж Геи заключил ее детей в ее теле, когда они родились. Муж Реи проглатывал ее новорожденных детей. А муж Деметры позволил захватить их дочь в плен в подземное царство. Все три биологических отца проявили отсутствие родительских чувств.

Эти богини-матери страдали в течение трех поколений. Менее могущественные, чем их мужья, они были не в силах защитить своих детей от причиняемого им вреда. Однако все они отказались смириться с этим злом и сопротивлялись до тех пор, пока дети не были освобождены. В отличие от Геры, чьей самой главной связью были взаимоотношения с мужем, самая сильная связь этих богинь-родительниц – это "мать – ребенок".

Реальная жизнь соответствует мифу о Деметре в тех случаях, когда женщины-матери выходят замуж за мужчин, лишенных родительских чувств. В этой ситуации дочь-Деметра вырастает, не связанная с отцом, но теснейшим образом ассоциирующая себя с матерью. Отношение отца к своим детям может варьироваться от отсутствия интереса до состязательности и чувства обиды и возмущения вплоть до враждебности, если он воспринимает их как удачливых соперников в любви своей жены. В подобном семействе самоуважение юной Деметры страдает, и она все больше тяготеет к позиции жертвы. Материнские качества дочери-Деметры могут в результате привести к тому, что она поменяется ролями со своими незрелыми или неумелыми родителями. Становясь достаточно взрослой, она может присматривать за своими родителями или стать воспитательницей для младших братьев и сестер.

В противоположность этому, если у юной Деметры любящий и одобряющий ее отец, она вырастает, ощущая его поддержку своему желанию самой стать хорошей матерью. Она позитивно воспринимает мужчин, и ее ожидания по отношению к мужу будут положительными. Склонность архетипа к позиции жертвы не будет усиливаться детским переживанием.