Развитие архетипа Геры
Отверженная женщина: негативный образ Геры
Богиня Гера не выражала своего гнева Зевсу из-за его публичных измен. Боль, которую она чувствовала, будучи отвергнутой им или униженной его любовными связями, она переводила в мстительную ярость, направленную на другую женщину или ее детей от Зевса. Архетип Геры предрасполагает женщину переносить вину со своего супруга, от кого она эмоционально зависима, на других. И женщина-Гера реагирует на потерю и боль яростью и энергией, а не депрессией, что типично для Деметры и Персефоны. В процессе моей психоаналитической работы я обнаружила, что мстительность есть производимое в уме женщины-Геры жонглирование, позволяющее ей чувствовать себя скорее сильной, чем отвергнутой.
Джин Харрис представляет типичную современную персонификацию отверженной Геры. Высокомерная директриса первоклассного учебного заведения была осуждена за убийство бывшего много лет ее любовником доктора Германа Тарновера. Она испытывала ревнивую ярость из-за того, что Тарновер предпочел молодую соперницу, которую она считала менее воспитанной, образованной и достойной. Ее осудили за убийство после того, как было обнаружено ее полное ненависти очень длинное письмо, написанное любовнику незадолго до его смерти. Она писала:
Ты являлся и являешься самым важным событием в моей жизни, самым важным человеком в моей жизни. И это никогда не изменится. Ты держишь меня в своих руках, угрожая прогнать. Тебе легко так угрожать, ведь ты знаешь – я не смогу жить без тебя. Поэтому я остаюсь дома одна, в то время как ты занимаешься любовью с той, которая почти полностью уничтожила меня. Я снова и снова публично опозорена.
Несмотря на свои достижения, образованность и авторитет, Харрис была убеждена, что она ничто без Тарновера. Она говорила как Гера, которая никогда не возлагала на Зевса ответственности за все его флирты. Она непоколебимо утверждала, что убийство было случайным. И это действительно могло быть правдой, потому что Харрис не представляла жизни без возлюбленного.
Потребность быть больше похожей на Геру осознается некоторыми женщинами лишь в начале среднего возраста, поскольку к тому времени у них уже была серия близких связей или они были так сосредоточены на карьере, что замужество не имело для них особого значения. Вплоть до этого момента они отдавали должное склонности Афродиты переходить от одной любовной связи к другой, или склонности Персефоны избегать обязательств, или сосредоточенности Артемиды и Афины на достижении своих целей. Иногда намерения богинь пересекались, и воплощению в жизнь настоятельной потребности Геры быть супругой мешал осуществляемый женщиной выбор мужчин, – выбор, на который влияли другие богини.
Когда потребность соединиться в качестве супругов не является сильной, ее необходимо сознательно развивать. Обычно это возможно лишь тогда, когда женщина понимает необходимость принять на себя обязательства и имеет достаточно воли выполнять их, а также когда у нее существует возможность выполнить эти обязательства. Когда она любит мужчину, который нуждается в ее верности или требует ее, она должна сделать выбор между одиноким существованием или выполнением его требований. Ей следует принять решение обуздать беспорядочность Афродиты или независимость Артемиды – и поддерживать Геру. Сознательное решение быть женой-Герой может усилить связь женщины с этим архетипом.
Если близкие отношения с неженатыми мужчинами препятствуют стать женой, женщине необходимо освободиться от чар того типа мужчин, которые обычно ее привлекали. Ей также необходимо пересмотреть свое отношение к мужчинам, имеющим традиционные ценности, ведь она, скорее всего, настроена против тех очень многих мужчин, которые хотят жениться и иметь семью. Когда образ желаемого ею мужчины будет соответствовать типу мужчины, который готов взять на себя обязательства, настоятельная потребность Геры быть женой может осуществиться.