Отождествление с Артемидой
Психологические проблемы
Старость
Женщина-Артемида сохраняет свою энергию до самой старости. Ее активность никогда не иссякает; тело и ум всегда в движении. В пожилом возрасте она продолжает ясно мыслить, живо воспринимает мир, не чувствует груза прожитых лет и не способна остепениться. Она путешествует, изучая новые места и иные страны.
Этот аспект Артемиды воплощают две известные в Северной Калифорнии женщины. Одна из них, преподавательница естествознания Элизабет Тервиллиджер, водит группы школьников в леса, луга и горы, несмотря на то, что ей уже больше семидесяти лет. Она с радостью замечает змею или гриб, спрятавшийся вблизи корней дерева, указывает своим подопечным на съедобные растения, растущие на склоне холма, или пускает по кругу на пробу салат-латук. Элизабет испытывает воодушевление, общаясь со школьниками, и искренне восхищается природой.
Еще одна Артемида преклонного возраста, Фрэнсис Хорн, получила докторскую степень по психологии, когда ей уже исполнилось семьдесят лет. В семьдесят пять она опубликовала автобиографическую книгу "Я хочу одного".
В книге она описывает свои исследования и отмечает то, что с ее точки зрения имеет непреходящую ценность.
Джорджия О'Киффи, хорошо известная американская художница, оставалась воплощением Артемиды и в возрасте девяноста лет. Страстность, сильная воля и духовное родство с дикой природой Юго-Запада позволили ей достигнуть всего, к чему она стремилась. Те, кто говорят: "В отличие от большинства людей, я всегда знала, чего хочу", сами того не ведая, цитируют ее слова. Она полагала, что ее успеху способствовала некоторая доля агрессивности – способность "вцепиться" в желаемое. Подобно Артемиде, Джорджия О'Киффи безошибочно избирала себе цели в жизни и всегда добивалась своего.
Богиня Артемида скиталась там, где хотела, в окружении нимф, ею выбранных и делавших то, что нравилось ей. В отличие от других богинь, которых нередко преследовали, Артемида никогда не страдала. Наоборот, ни один из тех, кто ее когда-либо оскорбил или же угрожал кому-то из находившихся под ее покровительством, не смог избегнуть ее кары. Подобным образом, если женщина-Артемида и сталкивается с какими-то проблемами, страдает не она, а ее противники.
Женщина-Артемида получает удовлетворение, если может вложить свою колоссальную энергию в работу, имеющую для нее большое значение. Она наслаждается переменами и, если над ней не довлеют архетипы Геры и/или Деметры, вопреки общественному мнению и аргументам родителей, не слишком интересуется семейным очагом. Хотя она избегает тесной эмоциональной близости и соответствующих обязательств, тем не менее ее связывают прочные и длительные сестринские отношения с друзьями – мужчинами и женщинами. Кроме того, она может получать огромное удовольствие от общения с детьми своих знакомых.
Отождествление с Артемидой формирует сильный женский характер. У женщины-Артемиды вырабатывается потребность принимать брошенный ей вызов и быть вовлеченной в важные для нее дела. В противном случае, не найдя себе применения, она теряет почву под ногами и в конечном счете впадает в депрессию. В такой ситуации оказались многие женщины-Артемиды после Второй мировой войны, в годы бума деторождаемости, когда они безуспешно пытались приспособиться к имеющимся в их распоряжении типично женским ролям.
Если мы вспомним, сколь разрушительной была сила Артемиды, направленная на ее недругов, нас не удивит, что бессознательное отождествление с этой богиней может выражаться в действиях, наносящих ущерб и причиняющих боль другим людям. В дальнейших разделах мы рассмотрим негативные аспекты архетипа Артемиды.