Часть четвертая 1 страница

 

Глава 28

 

в случае избрания президентом он создал бы новую организацию – за пределами ЦРУ – для осуществления тайных операций: Никсон Р.M. Шесть кризисов. Нью‑Йорк: Doubleday, 1962. С. 454. Никсон написал, что заявил о своем намерении Джону Кеннеди в 1960 г.

 

10 августа 1968 года Никсон и Хелмс провели первую длинную беседу: зарегистрировано в «Заметках о встрече, Джонсон‑Сити, Техас», 10 августа 1968 г., 12:25. FRUS, т. VI. Хелмс впервые встретился с Никсоном в ноябре 1956 г., когда они вместе с Алленом Даллесом информировали вице‑президента о разгроме венгерской революции. В своей биографии Хелмс опустил описанную здесь встречу на ранчо у Джонсона, которая, очевидно, была их второй по счету.

 

– Что вы думаете о Хелмсе?: телефонный разговор между президентом Джонсоном и вновь избранным президентом Никсоном 8 ноября 1968 г. 21:23. Записи LBJ, FRUS, т. VII.

 

«Ричард Никсон никогда никому не доверял»: из интервью Хелмса со Стэнли И. Катлером 14 июля 1988 г. Висконсин: Исторический архив, ящик 15, папка 16, процитировано с любезного разрешения профессора Катлера.

 

«У меня нет ни малейшего сомнения, что критика Никсона больно задела Киссинджера»: высказывание Хелмса процитировано у Джона Л. Хелджерсона: «Знакомство с президентом: Брифинги ЦРУ с кандидатами в президенты», май 1996 г., CIA/CSI.

 

«Оба были неизлечимо скрытными, оба окутаны тайнами, но Киссинджер в этом деле заметно выделялся»: Хьюз Т.Л. Почему Киссинджер должен выбрать между Никсоном и страной // Нью‑Йорк таймс. 1973. 30 декабря.

 

чтобы донести до избранного президента значимость тайной службы и заодно защитить ее от нападок: отчет Группы по расследованию секретных операций, 1 декабря 1968 г., CIA/CREST. Исследование частично соответствовало заключительному отчету Президентского консультативного совета по иностранной разведке, адресованному Линдону Джонсону в декабре 1968 г. Совет назвал результаты американского шпионажа «неадекватными». Он призывал «к интенсификации усилий по сбору существенной разведывательной информации о приоритетных целях через секретные агентурные операции». Он настоятельно рекомендовал, чтобы Комитет 303 пересмотрел «все одобренные секретные программы, чтобы оценить достигнутые успехи, а в необходимых случаях отменить безрезультатные проекты». FRUS, т. X, документ 222.

 

«Д‑р Киссинджер – запрос информации»: докладная записка длиной всего в один параграф обнаружена в досье Реда Уайта, который в 1969 г. занимал пост заместителя директора Центральной разведки по материальному обеспечению, т. е. был главным администратором агентства. Рассекречено 15 мая 2003 г., CIA/CREST.

 

«Я не хочу сказать, что они лгут или искажают разведданные, но мне хочется, чтобы эти парни весьма деликатно и осторожно отделяли факты от чьих‑то мнений»: записка от [удалено], адресованная Хелмсу, 18 июня 1969 г., FRUS, 1969 – 1972 гг., т. II, документ 191, рассекречено 21 декабря 2006 г.

 

«Бесполезно… Это поверхностное и бессмысленное цитирование информации, которую мы и так ежедневно получаем из прессы»: Генри Киссинджер – Никсону, «Тема: NIE 11‑8‑69, «Советские стратегические силы нападения» с сопроводительной запиской Хелмса, с комментариями Никсона, 8 декабря 1969 г., FRUS, 1969 – 1972 гг., т. II, документ 198.

 

«А собственно, на чьей стороне агентство? – задавали вопрос Хелмсу из Белого дома, и это являлось главным аргументом вашингтонской администрации: Хелмс Р., Худ У. Взгляд через плечо: Жизнь в Центральном разведывательном управлении. Нью‑Йорк: Random House, 2003. С. 382 – 388.

 

Хелмс всегда был убежден, что никакие технические устройства не смогут заменить живых шпионов: даже перехват информации и слежка с помощью лучших электронных систем, по его мнению, не являлись настоящей разведкой. В 1968 г. у ЦРУ и Управления национальной безопасности была программа под кодовым названием «Гуппи», в соответствии с которой осуществлялся перехват мобильной линии телефонной связи российского руководства в Москве. В сентябре 1968 г., накануне вторжения в Чехословакию, глава Варшавского договора позвонил советскому лидеру Леониду Брежневу из московского аэропорта. ЦРУ подслушало разговор. «Проблема заключалась в том, что они отнюдь не были идиотами и говорили условными фразами. Ну, вы знаете, типа «луна красная» или какая‑нибудь другая глупая фраза – и мы не имели ни малейшего представления, означало ли это, что вторжение продолжается или завершено», – рассказал сотрудник по разведке Государственного департамента Дэвид Фишер (Фишер: устная история, FAOH).

 

они дадут Соединенным Штатам возможность удостовериться, как Москва выполняет соглашения и договоренности, достигнутые в Хельсинки в ходе продолжающихся переговоров по Ограничению стратегических вооружений (ОСВ): резидент КГБ в Хельсинки и руководитель местного отделения ЦРУ договорились, что ни одна из сторон не станет предпринимать попыток просочиться в делегацию страны‑оппонента. «Последствия такого разоблачения, конечно, перевесили бы любые разведданные, которые только могли быть собраны, – писал Дэвид Фишер. – Насколько я знаю, обе стороны соблюдали эту договоренность. Бог знает, достаточно ли было возможностей обворожить какого‑нибудь беднягу американского делегата приятной финской блондинкой»: Фишер: устная история, FAOH.

 

каждая новая оценка советских стратегических ядерных сил завышала фактический уровень модернизации Москвой своих вооружений: в 1979 г. Говард Штерц‑младший, на тот момент сотрудник национальной разведки по стратегическим программам, сообщил «о ряде грубых переоценок в конце 1950‑х и в начале 1960‑х и ряде грубых недооценок в середине и в конце 1960‑х гг.» при анализе ЦРУ состояния советских стратегических сил (Штерц Г. Меморандум для директора. Национальный центр иностранных оценок, рассекречено в июле 2006 г.). В марте 2001 г. директор Центральной разведки Джордж Тенет заявил: «Каждая национальная разведсводка, составленная на указанную тему с 1974 по 1986 гг. … завышала темпы модернизации Москвой своих стратегических вооружений» (Примечания Тенета, Конференция по анализу Советского Союза со стороны ЦРУ, Принстонский университет).

 

«Президент вызвал меня и Генри Киссинджера в Овальный кабинет после заседания Совета национальной безопасности, которое превратилось в 25‑минутное обсуждение множества тем, включая ОСВ, Лаос, Камбоджу, Кубу и противозаконные операции»: Хелмс, меморандум для официального протокола «Разговор с президентом Никсоном», 25 марта 1970 г., FRUS, январь 1969 г. – октябрь 1970 г., т. XII, документ 147, рассекречено 19 декабря 2006 г. 13 мая 1970 г. Хелмс предложил план из пяти пунктов:

– Напряженные китайско‑советские отношения. Китайско‑советский приграничный конфликт и международная борьба за контроль коммунистических партий делают Советы весьма уязвимыми [одна из строчек исходного текста не рассекречена].

– Советская причастность к событиям на Ближнем Востоке. Поскольку советское присутствие на Ближнем Востоке влечет за собой много переменчивых факторов, появляются возможности для стимулирования напряженности между арабами и Советами.

– Советские отношения с Восточной Европой. Устойчивый рост национализма в Восточной Европе перед лицом советского военного вмешательства и экономической эксплуатации делает этот регион плодородной почвой для [одна из строчек исходного текста не рассекречена] операций по усилению напряженности в отношениях между СССР и его государствами‑вассалами.

– Советско‑кубинские отношения. Обоснованные подозрения Кастро по поводу советских маневров, направленных на то, чтобы доминировать в политической и экономической жизни на Кубе, и тем самым, возможно, затрагивающих собственное лидерство Кастро в будущем, создают ситуацию для возможных [одна из строчек исходного текста не рассекречена] манипуляций.

– Советские внутренние разногласия и экономический застой. Провоцируя волнения среди советской интеллигенции, можно создать давление, побуждающее Кремль сократить свою иностранную деятельность и сосредоточиться на критических ситуациях внутри собственной страны.

 

«Во многих случаях, оказавшись перед угрозой победы на выборах Коммунистической партии или представителей Народного фронта, мы достойно противостояли этой угрозе и добивались успеха»: Хелмс Р. Напряженность в Советском Союзе и Восточной Европе: Вызов и возможности. Без указания даты, но, скорее всего, начало апреля 1970 г., FRUS, январь 1969 – 1970, т. XII, документ 149.

 

В этот негласный перечень входили канцлер ФРГ Вилли Брандт, премьер‑министр Франции Ги Молле, а также любой христианский демократ, когда‑либо одерживающий победу на выборах в Италии: Уэллс Стэблер, который руководил политическим отделом в американском посольстве в Париже с 1960 по 1965 г., сказал: «Ги Молле [и другие французские лидеры Четвертой республики] имел то, что вы могли бы назвать фидуциарными отношениями с Соединенными Штатами, и он действительно получал некоторую финансовую поддержку от американского правительства. Я нанес визит Ги Молле, и у нас состоялся отличный разговор. Потом зазвонил телефон, он поднял трубку, потом улыбнулся мне и говорит: «Что ж, ко мне хочет заехать кое‑кто из ваших коллег». Откровенно говоря, я считал такое положение довольно щекотливым» (Стэблер: устная история, FAOH).

 

ЦРУ потратило двадцать лет и по меньшей мере 65 миллионов долларов, подкупая влиятельных политиков в Риме, Милане и Неаполе: программа, начатая в 1948 г., как подробно описано в третьей части, обошлась по меньшей мере в 65 миллионов долларов, согласно отчету недавно сформированного Комитета по разведке при палате представителей в 1976 г. В протоколе заседания Комитета 303 от 25 июня 1965 г. говорится: «Предложение по Италии рассматривалось как «необходимое зло» и одобрено со следующим условием: г‑н [Макджордж] Банди, сожалея о хронической неспособности италь янских демократических политических партий обойтись без посторонней помощи, использовал термин «ежегодный позор».

4 августа 1965 г. Банди направил следующую докладную записку президенту Джонсону: «За эти годы США оказали весьма значительную помощь итальянским демократическим политическим партиям и профсоюзам. За период с 1955 по 1965 г. общая сумма помощи составляет около [удалено]. В последние годы мы урезали эту помощь прежде всего потому, что профессионалы, тесно связанные с операцией, пришли к выводу, что полной отдачи от этих денег мы не получили и что потребности итальянских политических партий связаны не столько с американскими деньгами, сколько с энергичным административным руководством. У президента Кеннеди создалось личное ощущение, что политические субсидии на этом уровне были чрезмерными… Тем временем через отдельные и несколько необычные каналы [удалено] удалось узнать, что на самом деле им хотелось намного больше денег… Таким образом, по‑прежнему можно считать, что антикоммунистическое сражение в Италии – это битва политики и ресурсов; но рекламные проспекты и разумно вложенные средства – это все‑таки две большие разницы». (Протокол заседания Комитета 303 и докладная записка Банди содержатся в FRUS, т. XII, рассекречено в апреле 2001 г.)

 

У ЦРУ имелись для этого «финансовые и политические ресурсы, влиятельные друзья и возможности для шантажа»: Фина: устная история, FAOH.

 

«Он, очевидно, восхищался теми, кто мог быть столь же безжалостным в осуществлении своих полномочий, как он сам»: Барбур: устная история, FAOH.

 

Другие американские дипломаты считали Мартина призрачной и странной фигурой, «скользким, как целая корзина угрей»: Майкл Э.К. Или: устная история, FAOH; Бонбрайт: устная история, FAOH.

 

Двадцать лет назад в американском посольстве в Париже Мартин преобразовал средства из плана Маршалла в фонды ЦРУ: Бенсон Э.Л. Тиммонс III: устная история, HSTL. Тиммонс был заместителем начальника миссии плана Маршалла в Париже.

 

«Я лично испытываю большое личное доверие к Грэму Мартину»: из беседы Никсона с Киссинджером 14 февраля 1969 г., FRUS, т. II, документ 298.

 

Таленти отправился туда, чтобы встретиться с полковником Александром M. Хейгом‑младшим: Ричард Гарднер, американский посол в Италии с 1977 по 1981 г.; заметки Гарднера, Совет Карнеги, 19 января 2006 г. См. также биографию Гарднера «Миссия в Италии: На линии фронта холодной войны» (Лэнхем, Мэриленд: Rowman & Littlefield, 2005). В 1981 г. Таленти состоял при администрации Рейгана в качестве бесплатного политического советника. Он стал участником ныне забытого скандального эпизода, который в конечном счете привел к отставке генерального прокурора Соединенных Штатов Эдвина Mиза.

 

Мартин убедил Никсона и Киссинджера, что «является именно тем самым, крепким как гвоздь, человеком, который способен вызвать позитивные сдвиги в итальянской политике» : Уэллс Стэблер: устная история, FAOH и интервью с автором.

 

На протяжении 1969 и 1970 годов Никсон и Киссинджер сосредоточили внимание ЦРУ на расширении секретной войны в Юго‑Восточной Азии: избранные протоколы заседаний Комитета 303, охватывающие первые восемнадцать месяцев правления администрации Никсона, были рассекречены в апреле 2006 г. Секретная поддержка ЦРУ Национального союза социальной революции генерала Тхиеу началась в сентябре 1968 г., когда Комитет 303 санкционировал выделить первую часть в сумме 725 тысяч долларов. Половина указанной суммы была выплачена Тхиеу частями в период с сентября 1968 г. по март 1969 г. Использованные источники: меморандум Комитета 303 от 29 августа 1968 г.; FRUS, январь – август 1968 г., т. VI; из беседы Киссинджера с Никсоном, «Секретная поддержка Льен Миня (Национальный союз социальной революции)», 27 марта 1969 г.; из беседы Киссинджера с Никсоном, «Операции в районе казарм и складов Дьен‑Бьен‑Фу в Северном Вьетнаме», 18 июля 1969 г.; из беседы Киссинджера с Никсоном, «Операции по подрыву морального духа противника во Вьетнаме», 9 декабря 1969 г.; Меморандум Комитета 303 от 11 декабря 1969; «Протокол заседания Комитета‑303 от 23 декабря 1969 г.», FRUS, январь 1969 г. – июль 1970 г., т. VI, документы 47, 98, 156, 157, 165.

 

«…президент задался вопросом, не спровоцируют ли эти операции еще более зверские репрессии со стороны китайских коммунистов»: меморандум для официального отчета, «Тема: Обсуждение с президентом ситуации на Тибете», 4 февраля 1960 г., CIA/CREST.

 

агентство запросило еще 2,5 миллиона долларов, назвав военизированную группу численностью 1800 человек «силой, которая может эффективно использоваться в случае военных действий» против Китая: FRUS, т. XVII, 1969 – 1976 гг., документы 273 – 280, цитаты с заседания Комитета 303 от 30 сентября 1969 г. и заседания Комитета 40 от 31 марта 1971 г. (в феврале 1970 г. Комитет 303 был переименован в Комитет 40).

 

«А ЦРУ здесь никак не участвует?»: запись беседы Киссинджера и Чоу, FRUS, т. XVII, 1969 – 1976, документ 162, рассекречено в сентябре 2006 г.

 

На многие последующие годы ЦРУ фактически лишилось былого поля деятельности в Китае: не совсем так. Спустя год после поездки Никсона в Китай Джим Лилли (который родился в этой стране и двадцать лет прослужил американским шпионом в Азии) предложил вступить в открывающееся в скором времени Управление связи в Пекине. Считалось, что это будет первая американская дипломатическая миссия с момента прихода к власти Мао Цзэдуна четверть века назад.

Лилли получил добро и два года проработал в качестве первого шефа отделения ЦРУ в Пекине, в последнее время – уже при Джордже Буше. Это случилось накануне назначения Буша на пост директора Центральной разведки в 1976 г. Статус Лилли в качестве офицера ЦРУ был открыто заявлен китайскому коммунистическому правительству, – и он был принят, но с одним условием: никакого шпионажа. Лилли не имел права вербовать агентов и управлять какими‑либо тайными операциями.

Лилли все же составил зашифрованный список будущих возможных целей на тот случай, когда ЦРУ сможет открыть полноценное отделение в Пекине. Но до прибытия Буша он фактически пребывал в безвыходном положении. Этот общительный дипломат забрал Лилли под свое крыло, приглашал его на приемы, чтобы познакомиться там с ведущими китайскими чиновниками, и представил остальной части дипломатического корпуса. Лилли вспоминал, как Буш однажды сказал: «Я хочу, чтобы вы стали частью моей работы… Хочу работать с вами и сделать вас частью команды». Так Лилли подружился с будущими лидерами Соединенных Штатов и Китая. Буш и Лилли установили контакт с вице‑премьером Дэн Сяопином, которому предстояло стать главой режима, пришедшего к власти после смерти Мао. (Дэн имел обыкновение говорить, что не имеет значения, черная кошка или белая, пока она исправно ловит мышей. Из него получился бы отличный шеф разведки.) Дэн Сяопин, Буш и Лилли начали сотрудничать. Новоявленные друзья согласились собирать военную, стратегическую и технологическую информацию против Советского Союза, когда наступит подходящее время. Буш и Лилли вернулись в Китай как частные лица и убедили Дэн Сяопина открыть доступ в страну американским нефтяным компаниям. Сделка по разведке была заключена окончательно в 1989 г., после того как президент Буш назначил Джима Лилли американским послом в Китае.

 

Роль «мешочника» ЦРУ выполнял Поте Сарасин…: отчеты об операции «Лотос» рассекречены в декабре 2006 г., содержатся в FRUS, т. XX, документы 2, 120, 129. Документ 2 – запись беседы, «Тема: Лотос», Бангкок, 16 января 1969 г., фактически содержит описание «действующих лиц» операции.

 

«…было ясно, что сегодня в Таиланде демократия не работает» и «В отношениях Таиланда и США не должно быть никаких изменений»: FRUS, т. XX, документы 142, 143 (сообщение посла Лена Анджера по поводу переворота и его анализ Киссинджером для президента Никсона, 17 ноября 1971 г.).

 

«Заставьте этих ротозеев из ЦРУ работать в Камбодже»: расшифровка стенограммы телефонной беседы между президентом Никсоном и Генри Киссинджером 17 апреля 1970 г., FRUS, т. VI, январь 1969 г. – июль 1970 г.

 

«Доставьте эти деньги Лон Нолю»: из беседы Никсона с Киссинджером, 20 апреля 1970 г., FRUS, т. VI, январь 1969 г. – июль 1970 г.

 

Никсон потребовал точно подсчитать количество оружия и боеприпасов, переправляемых противнику через камбоджийский порт Сиануквиль: Отчет о встрече президента с Консультативным советом по иностранной разведке 18 июля 1970 г., FRUS, январь 1969 г. – июль 1970 г.; FRUS, т. VI, рассекречено в апреле 2006 г.

 

«США ежегодно тратят 6 миллиардов долларов на разведку и вправе получать от нее гораздо больше, чем это есть на самом деле»: см.: Там же.

 

«терпеть не может людей, которые сообщают ему ложные сведения»: Отчет о встрече президента с Консультативным советом по иностранной разведке 18 июля 1970 г., FRUS, 1969 – 1972 гг., т. II, рассекречено в декабре 2006 г. Здесь мы видим пример тщетных усилий по соблюдению официальной секретности. Отчет был рассекречен дважды двумя различными способами. В первом случае бюджет разведки на 1970 г. составлял 6 миллиардов долларов. Во втором он был скрыт из соображений национальной безопасности – но при этом критических замечаний Никсона показано в нем больше, чем при первой расшифровке. Автор от души аплодирует несогласованности правительственных цензоров.

 

Глава 29

 

Мало где в Латинской Америке соблюдались идеалы демократии и торжествовал закон: одной из таких немногочисленных стран была Коста‑Рика, демократия в которой была установлена в 1949 г. Хосе Фигейресом Феррером, известным как Дон Пепe. В 1970 г. его переизбрали президентом уже в третий раз. Он был женат на американке, превосходно говорил по‑английски и при случае принимал деньги от ЦРУ, причем позднее даже не скрывал этот факт.

«Я вступал в заговоры против латиноамериканских диктатур и хотел помощи со стороны Соединенных Штатов, – заявил он в интервью «Нью‑Йорк таймс». – Я был хорошим другом Аллена Даллеса». В агентстве думали, что Фигейрес куплен. Но он был всего лишь временно «арендован».

В начале 1970 г. американским послом был профессиональный дипломат по имени Кларенс Бунстра, а вновь прибывшим шефом отделения ЦРУ – сильно пьющий шестидесятилетний Эрл Уильямсон. «Несколько лет назад Эрл работал со мной на Кубе, – сказал посол Бунстра в интервью для устной истории. – Когда в качестве руководителя отделения ЦРУ предложили его кандидатуру, я возразил. И готов был согласиться только в том случае, если Уильямсон будет подчиняться моим приказам и не станет делать то, чем был печально знаменит: нарушать привычный ход вещей своими никому не нужными секретными операциями». Тогда Никсон назначил нового посла, Уолтера Плезера, побежденного республиканского конгрессмена и главного политического фандрайзера. Внезапно замаячила красная угроза. «В течение некоторого времени Коста‑Рика планировала разрешить Советскому Союзу учредить в стране свое посольство, – сказал посол Бунстра. – Вот за что выступала Коста‑Рика, за демократию и открытость ко всем».

У нового посланника и шефа отделения ЦРУ создалось обманчивое впечатление, что существует «зловещий коммунистический заговор по превращению Коста‑Рики в центральную точку для осуществления подрывной деятельности в полушарии, – заявил посол Бунстра. – И они предприняли все виды действий, продолжая свой крестовый поход». Они стремились ниспровергнуть недавно избранного президента Коста‑Рики, но потерпели неудачу. Руководитель местного отделения ЦРУ, напившись со своими коста‑риканскими друзьями, заявил, что дни Дона Пепе у власти закончились. Эти слухи быстро дошли до президента. Он публично осудил заговор, направленный на его свержение, заклеймил руководителя резидентуры ЦРУ, публично объявил его персоной нон грата и очень публично выслал из страны.

«Бессмысленная работа» руководителей местных отделений ЦРУ, таких как Эрл Уильямсон, едва являлась секретной операцией. «По всей Латинской Америке растет ощущение… о вмешательстве ЦРУ в дела латиноамериканских стран, – написал аналитик Государственного департамента по вопросам разведки в марте 1970 г. – Наиболее остро оно ощущается в Чили».

Если на протяжении всей холодной войны ЦРУ поставляло деньги, оружие и разведывательную информацию в руки заговорщиков, то Советы поступали так же. Если агентство проводило тайные операции, которые приводили к гибели, тюремному заключению и пыткам невинных гражданских лиц, противник делал то же самое. Американские деньги служили средством подтасовки выборов во всем мире, но у Кремля тоже имелись свои нелегальные рычаги. Но все‑таки «задний двор» Америки был для Москвы труднопреодолимым ландшафтом. «Латинская Америка – сфера особых американских интересов, – написал руководитель КГБ и будущий советский лидер Юрий Андропов во время правления администрации Никсона. – Мы должны помнить об этом. Наша политика в Латинской Америке должна быть осторожной». Цитаты из высказываний Ю. Андропова указаны в работе Кристофера Эндрю и Василия Митрохина «Мир пошел по нашему пути: КГБ и битва за Третий мир» (Нью‑Йорк: Basic Books, 2005. С. 77).

 

Одним из немногих положительных примеров было Чили, где ЦРУ тут же усмотрело «красную угрозу»: если не указано иначе, цитаты по поводу операции, описанной в этой главе, взяты из подборки документов ЦРУ, рассекреченных в период между 1999 и 2003 гг. Доступно в сети Интернет по адресу http://foia.state.gov/SearchColls/CIA.asp. См. также: Комблух П. Папка Пиночета: Рассекреченное досье о злодеяниях и ответственности / The Pinochet File: A Declassified Dossier on Atrocity and Accountability. Нью‑Йорк: New Press, 2004.

 

Президент Кеннеди одобрил программу политической войны, направленную против него (Альенде), более чем за два года до выборов в Чили в сентябре 1964 года: документы ЦРУ частично раскрывают детали секретной кампании, предназначенной для того, чтобы повернуть в нужное русло выборы 1964 г. 21 июля 1964 г. в записке, адресованной Комитету 303, ЦРУ попросило выделить дополнительные 500 тысяч долларов, чтобы победить Альенде. Эти средства дали бы возможность христианскому демократу Эдуардо Фрею Монтальве «поддерживать темпы и ритм своих усилий в этой гонке» и позволили бы ЦРУ справиться с любыми непредвиденными событиями, которые могут произойти в последнюю минуту. 23 июля 1964 г. Комитет 303 одобрил это предложение. В докладной записке Макджорджу Банди Питер Джессеп из ЦРУ написал: «Мы не можем позволить себе это потерять, поэтому не думаю, что здесь уместна какая‑либо экономия. Мы предполагаем, что коммунисты тоже вкладывают сюда деньги, но у нас нет никаких доказательств. Они наверняка предполагают то же самое, но и у них нет доказательств. Поэтому нужно продолжать и не останавливаться». Госсекретарь Раск проинформировал Линдона Джонсона о чилийских выборах на заседании Совбеза 1 сентября: «Все выглядело так, как будто победа некоммунистических сил в Чили произойдет на выборах 4 сентября, частично в результате хорошей работы ЦРУ; и такое развитие событий стало бы триумфом демократии и ударом по коммунизму в Латинской Америке». Имея 300 тысяч долларов, которые ассигновали для обеспечения поражения Альенде в 1970 г., ЦРУ, по‑видимому, обеспечило себе в этом смысле двукратный перевес над КГБ. Согласно данным, полученным из архивов советской разведки, Альенде получил по меньшей мере 50 тысяч долларов из Москвы и 100 тысяч долларов – из советских средств, «отмытых» через Коммунистическую партию Чили. Причина неудачи с Альенде, по мнению Кремля, заключалась в том, что он был буржуазным социалистом радикального толка, а вовсе не истинным коммунистом.

 

В Европе представители высшего духовенства в Ватикане и лидеры христианских демократов в Западной Германии и Италии работали по указке ЦРУ, стремясь помешать Альенде: отношения между ЦРУ и Ватиканом были весьма тесными с 1947 г., однако оставались в глубокой тени. Этот аспект «всплыл» в единственном «Отчете о деятельности Чилийского оперативного подразделения ЦРУ с 15 сентября по 3 ноября 1970 г.».

 

В Чили «печатались плакаты, публиковались газетные материалы и редакционные комментарии, распространялись слухи, листовки и брошюры»: Хелмс Р., Худ У. Взгляд через плечо: Жизнь в Центральном разведывательном управлении. Нью‑Йорк: Random House, 2003. С. 400. Хелмс в своих мемуарах называет Чили (до 1970 г.) «небольшой демократической страной». Согласно избитой шутке британской журналистики (до 1970 г.), самый скучный заголовок в мировой прессе звучал так: «Маленькое землетрясение в Чили, погибших не так много».

 

«Нигде в мире я еще не видел столь мерзкой пропаганды в избирательной кампании»: заметки Эдварда M. Корри, Centro de Estudios Publicos, Сантьяго, Чили, 16 октября 1996 г. Опубликовано в Estudios Publicos, весна 1998 г.

 

«Кендалл отправился к Никсону с просьбой о поддержке, которая помогла бы сместить Альенде с поста президента»: из интервью Хелмса со Стэнли И. Катлером, 14 июля 1988 г. (Висконсин: Исторические архивы, ящик 15, папка 16), цитата воспроизводится с любезного разрешения профессора Катлера.

 

«Г‑н Хелмс, у вас уже есть свой Вьетнам»: из интервью Тома Полгара с автором.

 

Первый вариант представлял собой политическую войну, экономическое давление, пропаганду и жесткую дипломатию: и это было подкреплено сотнями тысяч долларов от американской многонациональной ITT, имевшей обширные активы в Чили. Деньги переправлялись под руководством ЦРУ и по предложению члена правления ITT Джона Маккоуна.

 

«Любому, кто пожил в Чили, как я, и знает чилийцев, хорошо известно, что можно, в лучшем случае, подкупить одного чилийского сенатора»: показания Филипса, Комитет Черча, 13 июля 1975 г., рассекречено в 1994 г.

 

операция провалилась потому, что сотрудники ЦРУ позволили «заключительные оценки и предложения об устранении недостатков в секретной области» приправить своими политическими чувствами: из обращения Хейга к Киссинджеру 7 декабря 1970 г. FRUS, 1969 – 1976, т. II, документ 220.

 

произвести чистку «ключевых левых позиций, которые находятся под контролем Хелмса» и настоять «на коренной реструктуризации средств и концептуальных основ, на которых должны базироваться секретные программы ЦРУ»: из беседы Никсона с Киссинджером 30 ноября 1970 г. [в сноске – цитата из Хейга], FRUS, 1969 – 1976, т. II, документ 216, рассекречено 21 декабря 2006 г.

 

«…на коренной реструктуризации»: из обращения Хейга к Киссинджеру 7 декабря 1970 г., FRUS, 1969 – 1976, т. II, документ 220.