Возмездие 2 страница

24 сентября 1994 года Вулси представил свое решение комиссии по разведке при палате представителей. Оно произвело неважное впечатление. «Вам самому не мешало бы задаться вопросом, почему ЦРУ перестало отличаться от любой другой бюрократической структуры , – заметил после совещания председатель комиссии Дэн Гликман, представитель Демократической партии от Канзаса. – И выяснить, куда подевались дух и стремление к высшей цели».

Дело Эймса спровоцировало беспрецедентные по своей силе нападки на ЦРУ. Гремучая смесь – гнев вперемешку с насмешками – выливалась на ведомство из Белого дома и конгресса. Создавалось ощущение, что дело Эймса представляет собой не исключение из правил, а свидетельство прогнившей в целом структуры. Генерал‑лейтенант Билл Одом, который руководил Агентством национальной безопасности при Рейгане, заявил, что решение заключается в «радикальном хирургическом вмешательстве».

«Я бы выпотрошил ЦРУ , – сказал он. – Оно заражено с ног до головы. Если вы не предпримете решительных мер, то так и не избавитесь от этой заразы».

Стремясь защитить агентство извне и изнутри, Вулси публично признал право американского народа знать, куда и каким путем движется ЦРУ, какие цели у секретного ведомства. Но сам уже давно потерял способность корректно проложить этот курс.

30 сентября 1994 года конгресс учредил комиссию, задачей которой было определить будущее ЦРУ, предоставив ей полномочия очертить для агентства новые горизонты в грядущем XXI столетии. Дело Эймса создало для ЦРУ «единственный за целое поколение» шанс измениться.

«Здесь требуется капитальный ремонт », – заявил республиканский сенатор Арлен Спектер из Пенсильвании, который шесть лет проработал в сенатской комиссии по разведке.

Необходим был толчок от президента Соединенных Штатов, которого так и не дождались. Потребовалось три месяца, чтобы выбрать семнадцать членов комиссии, потом четыре месяца, чтобы сформулировать повестку дня, и еще пять месяцев, чтобы созданная комиссия собралась‑таки на свое первое формальное совещание. В комиссии преобладали члены конгресса, особенно выделялся консервативный республиканец от Флориды Портер Дж. Госс. В 1960‑х годах Госс проработал какое‑то незначительное время в тайной службе, но оказался единственным членом конгресса, который мог похвастаться наличием хоть какого‑то практического опыта в разведке. Самым бескомпромиссным членом комиссии был Пол Вулховиц, который садился за стол переговоров, считая, что способность ЦРУ собирать разведывательную информацию посредством шпионажа сведена на нет, и которому предстояло войти в число самых влиятельных членов окружения следующего президента Соединенных Штатов.

Комиссию возглавил Лес Аспин, который за девять месяцев до этого покинул пост министра обороны, уволенный за неспособность принимать решения. Клинтон назначил его председателем Президентского консультативного совета по иностранной разведке. Подавленный и дезорганизованный, Аспин задавал пространные, почти риторические вопросы, не предполагавшие четких ответов: «Что это все теперь значит? Каковы теперь ваши цели? Чего вы пытаетесь добиться?» Несколько месяцев спустя он внезапно умер от сердечного приступа в возрасте пятидесяти шести лет. Члены комиссии были дезорганизованы, и работа шла ни шатко ни валко. Было выбрано с десяток ее различных направлений, но четкую цель этой деятельности так и не выработали.

Один из членов комиссии, Бритт Снайдер, провозгласил: «Наша цель состоит в том, чтобы продвигать нашу разведку ». Но многие из дававших показания предупреждали, что дело не в продвижении кого‑то продукта – дело в самом продукте.

Комиссия наконец собралась и начала заслушивать первые показания. Боб Гейтс, который тремя годами ранее составил длинный перечень из 176 угроз, теперь заявил, что агентство перегружено множеством поставленных задач. Руководители операций и резиденты говорили, что секретная служба утопает от многочисленных запросов на выполнение мелких поручений и задач за океаном. Зачем Белый дом просит ЦРУ докладывать о росте евангелистского движения в Латинской Америке? Неужели это так важно для национальной безопасности Соединенных Штатов? Агентство способно выполнять лишь несколько крупных миссий одновременно. Скажите нам, чего вы все‑таки от нас хотите, наперебой спрашивали сотрудники ЦРУ.

Но ничто не вызывало повышенного интереса у комиссии. Ни атака религиозного фанатика в марте 1995 года, который выпустил зарин в токийском метро, отчего погибли 12 и пострадали 3769 человек. Ни взрыв в федеральной штаб‑квартире в Оклахома‑Сити в апреле 1995 года, унесший 169 жизней и ставший самым чудовищным преступлением на американской территории после трагедии Перл‑Харбора. Ни раскрытие заговора исламистов, задумавших взорвать десяток американских авиалайнеров над Tихим океаном и направить один из угнанных самолетов прямо на здание штаб‑квартиры ЦРУ. Ни предупреждение офицера ЦРУ о том, что когда‑нибудь Соединенные Штаты столкнутся с «воздушным терроризмом» – пикированием самолетов на выбранные террористами цели. Ни тот факт, что в общей сложности лишь три человека во всем американском разведывательном сообществе могли понимать беглую арабскую речь. Ни осознание того, что возможности ЦРУ анализировать информацию заглушались стремительным развитием средств электронной связи, персональных компьютеров, мобильных телефонов и публично доступным шифрованием частных коммуникаций. Ни растущее осознание того, что ЦРУ фактически пребывает в состоянии грядущего краха…

Доклад комиссии, который готовился семнадцать месяцев, в итоге не возымел никакого веса и воздействия. «Антитеррористическим мерам уделили мало внимания , – заявил один из членов комиссии, Лох Джонсон. – Никогда не определялись пределы секретных операций; недостатки и провалы в значительной степени оставались без должного рассмотрения». Никто из тех, кто ознакомился с этим докладом, не купился на утешительные аргументы о том, что небольшие корректировки могут исправить положение.

Когда комиссия завершала работу над своим докладом, в общей сложности лишь двадцать пять человек были зарегистрированы в качестве курсантов учебного центра ЦРУ. Возможности агентства по привлечению в свои ряды новых талантов сейчас находились на небывало низком уровне. То же касалось и его репутации. Дело Эймса превратило будущее ЦРУ в жертву собственной истории.

Секретная служба была «ужасно обеспокоена тем явно недостаточным, по мнению ее сотрудников и руководства, количеством людей на передовой, – заявлял в то время Фред Хитц. – Заполучить в свои ряды нужных людей и расставить их на нужные места – это уже совсем другая проблема. У нас есть хорошие люди, но их недостаточно, и их недостаточно там, где мы больше всего в них нуждаемся. Если президент Соединенных Штатов и конгресс не помогут в этом, то когда‑нибудь произойдет событие, которое конечно же приведет нас всех в чувство. Только будет слишком поздно. Я имею в виду какое‑нибудь ужасное происшествие в одной из стран мира, а возможно, и в нашей собственной, которое заставит нас всех проснуться, как заставил в свое время проснуться Перл‑Харбор, и спросить: «Но почему же мы об этом ничего не знали?»

 

 

Глава 46

«Мы в беде»

 

В конце 1994 года Джим Вулси написал прощальную записку в адрес своих подчиненных в ЦРУ, направил курьером прошение об отставке в Белый дом и второпях уехал из города. Билл Клинтон принялся искать в правительстве того, кто согласится занять пост директора Центральной разведки и, главное, сможет выполнять эту работу.

«Президент спросил, интересует ли меня должность директора Центральной разведки , – вспоминал заместитель министра обороны Джон Дейч. – На что я весьма ясно дал ему понять, что нет. Я ведь видел, какие трудности испытывал на этом посту мой друг Джим Вулси. У меня не было ни одной причины считать, что на этом поприще мне удалось бы добиться большего успеха».

Прекрасно, ответил Клинтон, тогда отыщите мне того, кто сможет. Прошло шесть недель, прежде чем Дейчу удалось едва ли не силой уговорить для этой работы отставного генерала военно‑воздушных сил Майка Кэмса. Еще шесть недель прошло, прежде чем эта кандидатура после долгих обсуждений и сомнений в конце концов была отвергнута.

«Тогда президент все‑таки надавил на меня, убеждая, что именно моя кандидатура как нельзя лучше подходит для этой работы», – сказал Дейч.

Так начался короткий и горький урок политической науки для американской разведки. У Дейча имелись серьезные основания опасаться нового назначения. Он добрых три десятка лет вращался в кругах национальной безопасности и знал, что еще ни один директор Центральной разведки не преуспел в том, чтобы добросовестно соблюдать устав ведомства, работая одновременно в качестве председателя сообщества американской разведки и руководителя ЦРУ. Он сделал запрос и получил статус члена правительства, как в свое время и Билл Кейси, чтобы обеспечить себе хоть какой‑то доступ к президенту. Дейч надеялся, что в случае переизбрания Клинтона в 1996 году он мог бы рассчитывать на пост министра обороны. Но при этом он знал, что в ЦРУ царят хаос и неразбериха и такое положение за пару лет не исправить.

«Доведенное до крайности из рук вон плохим руководством, агентство фактически брошено на произвол судьбы , – отметил в своем дневнике старый аналитик ЦРУ Джон Джентри в первые дни пребывания Дейча на новом для себя посту. – У него очевидный недуг. Слишком велик уровень недовольства сотрудников вплоть до самых высоких чинов. Высший командный состав тоже испытывает колебания». Агентством управлял «корпус старших офицеров, настолько лишенных реальных руководительских навыков, что теперь оно в значительной степени не способно к независимым творческим действиям». В ситуации, когда Клинтон, очевидно, вполне довольствовался информацией, получаемой от репортеров Си‑эн‑эн, написал Джентри, ЦРУ нечем было ему угодить.

В качестве заместителя министра обороны Дейч завершил вместе с Вулси годовой обзор американской разведки, стремясь достичь перемирия в бесконечных войнах за деньги и власть между Пентагоном и ЦРУ. Они выбирали с ним какую‑то проблему – скажем, распространение ядерного оружия – и в конце дня приходили к выводу, что в этой области предстояло добиться намного больше, чем сделано до сих пор. Контрразведка? После случая с Эймсом очевидно, что здесь – непаханое поле! Поддержка военных операций? Чрезвычайно важный вопрос! Агентурная разведка? Нужно больше шпионов. Улучшить аналитический аспект? Крайне необходимо! В конце обзора стало ясно, что существует бесконечное число потребностей и вполне ограниченный бюджет и численность персонала, которые призваны эти потребности удовлетворить. Американскую разведку нельзя было реформировать изнутри, и, уж конечно, никто не реформировал ее извне.

Дейч и Вулси были оба подвержены известному синдрому «Я здесь самый умный». Различие заключалось в том, что Дейч действительно был самым умным и способным. Он занимал пост проректора по науке в Массачусетском технологическом институте, преуспел в исследованиях в области физической химии, науки о трансформациях вещества на молекулярном, атомном и субатомном уровнях. Он мог объяснить, как глыба угля становится алмазом. И намеревался по тому же принципу преобразовывать ЦРУ. На слушаниях перед утверждением в должности он поклялся изменить культуру секретной службы ЦРУ «до мозга костей», но при этом у него все‑таки отсутствовало ясное представление о том, как это сделать. Как и его предшественники, Дейч отправился за советом к Ричарду Хелмсу…

Хелмс, которому теперь уже исполнилось восемьдесят два года, вел себя как британский пэр. Вскоре после представления ему нового директора ЦРУ автору книги посчастливилось пообедать с ним в одном ресторане, всего в двух кварталах от Белого дома. Сидя под медленно вращающимися потолочными вентиляторами и потягивая полуденное пиво, Хелмс признался, что Дейч уже в начале своего пути машинально отвлекся от тайной службы – что он «рассматривал ее как досадную неприятность . И при этом он не первый, кто так от нее дистанцируется. А ведь ему в первую очередь нужно поставить работу так, чтобы убедить всех, что он сам состоит в их команде».

В мае 1995 года, через несколько дней после того, как Дейч возглавил штаб‑квартиру ЦРУ, руководители секретной службы, всегда ощущающие потребность в новом боссе, подарили ему глянцевую брошюру под названием «Новое направление. Новое будущее». Это был перечень их главных десяти целей: ядерное оружие, терроризм, исламский фундаментализм, поддержка военных действий, макроэкономика, Иран, Ирак, Северная Корея, Россия, Китай. Новый директор и все его шпионы знали, что Белому дому хотелось бы использовать ЦРУ как личный Интернет, универсальную базу данных, в которой есть информация обо всем – от тропических влажных лесов до изготовителей пиратских компакт‑дисков, но с более четкой фокусировкой. «Сложность в том, что нужно слишком много сделать, – говорил Дейч. – К примеру, вы делаете запросы: Что произойдет в Индонезии? Что произойдет в Судане? На Ближнем Востоке?» Подобный глобальный охват выполнить невозможно. Позвольте нам сосредоточиться на нескольких главных целях, умоляли шпионы. Но Дейч так и не смог уладить эти споры…

Вместо этого пять месяцев пытался вникнуть в суть тайной службы. Он вылетал в резидентуры ЦРУ, разбросанные по всему миру, слушал, задавал вопросы, взвешивал и раздумывал, с чем ему придется работать. Он заявил, что обнаружил «весьма неважный моральный дух». Он был потрясен неспособностью своих шпионов разобраться с собственными проблемами. Он застал их в состоянии близком к панике.

Тогда, в сентябре 1995 года, Дейч сравнил их с американскими военными после Вьетнамской кампании: «Множество смышленых лейтенантов и полковников взглянули друг на друга со словами: «Мы в беде. Нам нужно измениться. Мы должны отыскать способ сделать это по‑другому. Мы либо уезжаем отсюда, либо попытаемся изменить систему». И те, кто остался, действительно изменили систему». Дейч хотел, чтобы секретная служба сама решила свои проблемы. Но своих подчиненных он счел неспособными к переменам. «По сравнению с офицерами в униформе, – заявил он по поводу своих шпионов, – они, конечно, не столь компетентны и не обладают таким пониманием своей роли и обязанностей». Тайная служба, по его словам, «не испытывала уверенности и твердости в осуществлении своей ежедневной деятельности».

Этот кризис неуверенности обретал множество форм. Некоторые проявились в ошибочных операциях, имевших неприятные последствия. Другие – в провалах, связанных со сбором и анализом информации. Некоторые стали следствием вопиющих ошибок в прогнозах.

13 июля 1995 года, когда мировая пресса сообщила о массовых убийствах сербами боснийских мусульман, спутник‑шпион передал фотографии множества военнопленных, которых держали под охраной в окрестностях города Сребреницы. В течение трех недель никто в ЦРУ не удосужился взглянуть на эти снимки. Никто не думал, что сербам удастся захватить город. Естественно, никто не ожидал резни. Никто не принял во внимание тревожные сообщения, поступающие от обществ по защите прав человека, Организации Объединенных Наций и военных журналистов. У ЦРУ не было в тех местах ни офицеров, ни агентов, чтобы подтвердить эту информацию. У него вообще не было никакой информации о каких‑либо злодеяниях. ЦРУ получило приказ заняться поддержкой военных действий в регионе, но у него не было ни времени, ни возможностей, чтобы зафиксировать сообщения от насмерть перепуганных беженцев.

Через две недели после первых сообщений в прессе о резне ЦРУ направило в регион разведывательный самолет. U‑2 произвел съемку свежевырытых братских могил в тех местах, где до этого держали под охраной тысячи пленных. Фотографии были доставлены в ЦРУ военным курьером три дня спустя. И через три дня после этого фотоаналитик ЦРУ совместил первый спутниковый снимок со вторым снимком, полученным с U‑2. Результат проведенного анализа поступил в Белый дом 4 августа 1995 года.

То же самое произошло и с донесением ЦРУ, которое поступило спустя три недели после факта самого массового со времен гитлеровских концлагерей истребления гражданских лиц в Европе. 8 тысяч человек были мертвы, а агентство напрочь прошляпило эту трагедию.

А на другом конце Европы Парижское бюро ЦРУ начало сложную операцию, целью которой было выведать детали французской позиции на торговых переговорах. Ухватившись за идею о том, что руководящей силой американской внешней политики является свободная торговля, Белый дом еще больше усугубил положение ЦРУ, требуя все больше данных экономической разведки. Парижское отделение ЦРУ занималось расследованием тайн, представлявших минимальную важность для национальной безопасности Соединенных Штатов: например, выясняя, сколько американских кинофильмов покажут во французском прокате, и т. д. Французское министерство внутренних дел запустило ответную операцию, предполагавшую – в чисто французском духе! – соблазнение женщины‑офицера ЦРУ, работающей под неофициальным прикрытием бизнес‑леди. Между ней и ее французским любовником состоялся интимный разговор, и понемногу все тайны стали известны. Французское правительство публично выслало из страны парижского резидента Дика Холма, настоящего героя тайной службы, который в свое время успешно руководил операциями в Лаосе и чудом выжил в страшной авиакатастрофе в Конго тридцать лет назад. Работа в Париже завершала его карьеру, и Дик готовился к отставке. Вместе с ним из страны оскорбительным образом выдворили еще четырех сотрудников ЦРУ…

Еще одна проваленная операция, еще одно публичное унижение для тайной службы и «еще один публичный образец ситуации, где под большой вопрос поставлена способность агентства выполнять свои функции, как этого требуют ее собственные стандарты», – заявил Дейч. Он все время спрашивал своих офицеров: «Существуют ли профессиональные стандарты выполнения чрезвычайно трудной миссии? И делаете ли вы это одинаково хорошо во всем мире?» Ответом на последний вопрос было единогласное «Нет!».

 

«Явно преступные намерения»

 

Проблемы Парижского отделения ЦРУ представляли собой мимолетную неприятность по сравнению с тем, что происходило в Латиноамериканском отделении секретной службы. Оно являлось обособленным мирком внутри ЦРУ, в котором властвовали ветераны войны против Фиделя Кастро , – люди с собственным сводом правил и дисциплиной. С 1987 года резиденты ЦРУ в Коста‑Рике, Сальвадоре, Перу, Венесуэле и на Ямайке были обвинены в том, что они лгут своему начальству, изводят сексуальными домогательствами своих сотрудниц, воруют деньги, угрожают своим подчиненным или, например, проводят антинаркотическую операцию, во время которой тонны кокаина оказываются на улицах Флориды, а также настолько неряшливо ведут финансовую отчетность, что в итоге транжирят миллионы долларов из государственных средств. Это было единственное подразделение в секретной службе, в которой резиденты регулярно отправлялись в отставку за плохое исполнение своих служебных обязанностей. Изоляция подразделения частично являлась следствием внутренней политики соответствующих стран. На протяжении всего периода холодной войны ЦРУ сотрудничало с военными режимами в борьбе против левых движений и мятежей в Латинской Америке. Старые связи порвать было трудно…

В Гватемале за сорок лет гражданской войны, которая не прекращалась с 1954 года, когда агентство фактически осуществило государственный переворот против избранного президента, погибло 200 тысяч граждан. От 90 до 96 процентов этих смертей – на совести гватемальских военных. В 1994 году офицеры ЦРУ в Гватемале все еще пытались скрыть характер своих близких отношений с местными военными и пресечь сообщения о том, что гватемальские офицеры, включенные в платежную ведомость агентства, являются убийцами, истязателями и мошенниками. В 1994 году Вулси санкционировал проведение так называемых «проверок пригодности агентов», во время которых предполагалось сравнить качество информации, передаваемой тем или иным агентом, с учетом его личностной характеристики.

«Вы не окажетесь в положении человека, вступившего в сделку с военными или правительственными чиновниками, у которых руки в крови, если в таком сотрудничестве не преследуется законная и важная цель разведки, – заявил главный инспектор Фред Хитц. – Например, этот человек знает, что где‑нибудь в дебрях Южной Гватемалы существует тайник, куда складывают биологическое оружие, которое собираются продать на открытом рынке, а он – ваш единственный источник такой информации. Если кто‑то носит на себе печать изувера, злостного нарушителя закона, то тот факт, что ЦРУ находится с ним в контакте, необходимо сопоставить с той информацией, которую предоставляет этот злодей. Если полученная информация становится ключом к какой‑то важной тайне, то есть смысл рискнуть. Но давайте делать это с открытыми глазами и не по инерции».

Описанная проблема стала явно переливаться через край. Один гватемальский полковник, состоящий на балансе ЦРУ, был обеспечен прикрытием после убийства американского владельца од ной из местных гостиниц, а гватемальский партизан женился на американской юристке! Протест по поводу убийства владельца отеля заставил правительство Буша урезать на несколько миллионов долларов военную помощь Гватемале, хотя агентство продолжало оказывать собственную финансовую поддержку гватемальской военной разведке. «Численность сотрудников отделения ЦРУ в Гватемале была примерно вдвое больше необходимой» , – сказал в интервью Томас Струук, американский посол в Гватемале с 1989 по 1992 год, но это вовсе не помогало в составлении четких и своевременных донесений о событиях в стране. Шеф отделения Фред Браггер оказался не в состоянии проинформировать посла Струука, что гватемальский полковник, главный подозреваемый в этом деле, являлся агентом ЦРУ. «Они мне не только ничего не сказали, – вспоминал посол, – они не доложили моему боссу, госсекретарю, и конгрессу. Это было просто глупо».

Недальновидность обернулась недружелюбием в 1994 году, когда местным резидентом стал Дэн Донахью. В то время как новый американский посол Мэрилин Макэйфи проповедовала права человека и правосудие, ЦРУ сохраняло прежнюю лояльность кровожадной гватемальской разведывательной службе.

Посольство раскололось на две части. «Шеф отделения ЦРУ вошел в мой кабинет и показал мне часть сведений, полученных от гватемальского источника, предполагая, что у меня роман с секретаршей по имени Кэрол Мерфи» , – вспоминала Макэйфи. Гватемальские военные установили прослушивающую аппаратуру в спальне посла и записали, по их словам, «сладкое воркование» двух женщин. Потом распространили слух о том, что посол – лесбиянка. Отделение ЦРУ передало эту часть информации, позже известную как «докладная от Мерфи», в Вашингтон, где она получила широкую огласку. «ЦРУ направило это донесение Хиллу, – сказала Макэйфи. – Во всем этом сквозили преступные намерения. Через свои темные каналы ЦРУ просто опорочило посла США».

Тогда как Мэрилин Макэйфи выросла в консервативной семье, была замужем и конечно же не спала ни с какой секретаршей.

Мерфи было еще и кличкой двухлетнего черного пуделя госпожи Макэйфи! И шпионский «жучок» в ее спальне записал слова, которые посол негромко приговаривала, лаская свою собаку!

Таким образом, отделение ЦРУ продемонстрировало более сильную приверженность к своим старым друзьям в гватемальских вооруженных силах, нежели к американскому послу. «Существовали стойкие разногласия между разведкой и политикой, – сказала посол Макэйфи. – Это меня и пугает».

Дейча это тоже напугало. 29 сентября 1995 года, к концу его пятого месяца пребывания на посту директора Центральной разведки, Дейч отправился в футуристического вида амфитеатр на шестьсот мест, выстроенный около входа в штаб‑квартиру ЦРУ. Он собирался сообщить тайной службе ряд дурных известий. Комиссия по внутренним расследованиям в ЦРУ ранее заслушала и изучила свидетельские показания, связанные с событиями в Гватемале. Потом сообщила Дейчу, что тот должен уволить Терри Уорда, латиноамериканского руководителя подразделения секретной службы с 1990 по 1993 год, а затем – руководителя отделения в Швейцарии. Члены комиссии также высказали мнение, что необходимо избавиться и от бывшего резидента в Гватемале Фреда Браггера, а также строго наказать его преемника Дэна Донахью, и сделать так, чтобы тот больше никогда не мог стать руководителем отделения ЦРУ.

По словам Дейча, «в том, как агентство выполнило свою работу» в Гватемале, «обнаружились огромные недостатки». Проблема состояла, как он выразился, в «нехватке искренности» между руководителем отделения и американским послом, между самим отделением и всем Латиноамериканским отделом, между отделом и штаб‑квартирой и, наконец, между агентством и конгрессом.

Редко, очень редко случалось, чтобы кого‑нибудь увольняли из секретной службы. Но Дейч заявил, что собирается поступить именно так, как ему рекомендовала комиссия. Это заявление было встречено в зале с прохладцей. Сотни собравшихся там офицеров пришли в ярость. Решение Дейча символизировало для них столь ненавистную политкорректность. Послышалось негромкое роптание в задних рядах, потом горький смех впереди. Наступил момент, когда директор и секретная служба умыли руки, не желая идти на компромисс друг с другом. Этот же момент окончательно решил судьбу Дейча в ЦРУ.

 

«Мы хотим, чтобы вы правильно это поняли»

 

Разрыв был неизбежен. Дейч решил вручить портфель с проблемами секретной службы своему заместителю – Джорджу Тенету. К сорока двум годам Тенет, всегда неустанный и лояльный помощник, пять лет отработал директором штаба сенатского комитета по разведке и два года – в качестве члена Совета национальной безопасности, отвечающего за вопросы разведки. У него был жизненно важный опыт в разрешении тупиковых отношений ЦРУ с конгрессом и Белым домом. И вскоре, посещая отделения тайной службы, он сделал это несколько иначе – не так, как Дейч. Секретную службу он понимал не как назойливую проблему, а как важное дело, которому следует отдать все силы и всячески отстаивать.

«Позвольте мне вам кое‑что объяснить , – обратился Тенет к руководителям подразделений секретной службы. – Есть полтора десятка вещей, в которых мы не потерпим никаких неудач и провалов, преследуя интересы национальной безопасности Соединенных Штатов. Вот чему, по нашему мнению, нам нужно посвятить себя, своих подчиненных, свои деньги, свою языковую подготовку и вообще все свои навыки. Мы хотим, чтобы вы правильно это поняли».

Терроризм вскоре занял верхнюю строчку в списке насущных вопросов у Тенета. Осенью 1995 года из отделения ЦРУ в Судане в штаб‑квартиру агентства и к антитеррористическому королю Белого дома Ричарду Кларку стали поступать угрожающие донесения. Они опирались на слова одного из недавно завербованных агентов ЦРУ. Тот предупреждал о неизбежном разгроме отделения ЦРУ в Судане, нападении на американское посольство и намекал на возможное покушение на видного члена администрации Клинтона.

«Дик Кларк приехал ко мне и сообщил: «Вас скоро взорвут» , – вспоминал Тони Лейк, президентский советник по национальной безопасности. «Кто собирается меня взорвать?» – удивился Лейк. «Возможно, иранцы, – ответил Кларк. – А может быть, и суданцы». «После этого я переселился на конспиративную квартиру, а передвигался только в бронированном автомобиле, – рассказывал Лейк. – Никто толком не знал, насколько реальны эти угрозы. Но я подозреваю, что вполне реальны».

Судан служил в те дни международной «расчетной палатой» для не имеющих гражданства террористов. Среди них был и Усама бен Ладен. ЦРУ познакомилось с ним еще в конце 1980‑х. Тогда это был богатый житель Саудовской Аравии, который поддерживал тех же самых афганских мятежников, которых агентство усердно вооружало в священной борьбе против советских угнетателей. Он был известен как видный финансист для тех, кто вынашивал планы по расправе с врагами ислама. ЦРУ никогда не соединяло воедино кусочки и обрывки информации, полученной на бен Ладена и его сеть, чтобы сформировать цельное и последовательное донесение для Белого дома. Не было сделано никакой формальной оценки террористической угрозы в лице этого человека. До тех пор, пока мир сам не узнал его имя…

Бен Ладен возвратился в Саудовскую Аравию, чтобы выступить против присутствия американских войск в регионе после Войны в заливе 1991 года. Саудовское правительство выдворило его из страны, и тогда бен Ладен обосновался в Судане. Шеф отделения ЦРУ в Судане Кофер Блэк был шпионом старой закалки, который к тому же обладал изрядной храбростью и смекалкой. В свое время он помог выследить известного террориста Карлоса по кличке Шакал. Блэк, как мог, следил за перемещениями бен Ладена в Судане, стремясь понять и его мотивы. В январе 1996 года ЦРУ создало антитеррористическое подразделение, сосредоточенное целиком на действиях выходцев из Саудовской Аравии – отделение «Бен Ладен». Имелись опасения, что Усама бен Ладен вот‑вот начнет подбирать себе достойные цели на территории США…

Но в феврале 1996 года ЦРУ, вняв предупреждениям одного из агентов о скором нападении, свернуло операции в Судане. Отделение ЦРУ и американское посольство в Судане были закрыты, а их персонал перемещен в Кению. Принятое решение вызвало активные возражения американского посла Тимоти Карни – человека, обладавшего, наряду с военной дисциплиной, и хорошим дипломатическим чутьем. Он утверждал, что, покидая Судан, Соединенные Штаты совершают опасную ошибку. Он подверг сомнению предупреждения ЦРУ о неизбежном нападении и оказался прав. Агент, который поднял тревогу, как позже выяснилось, оказался лжеинформатором, и ЦРУ формально отозвало примерно сотню донесений, основанных на переданных им сведениях.