О Гудрун 5 страница

 

[122]Отец Ратей – Один.

 

[123]Игг – «страшный», одно из имен Одина.

 

[124]Отец Има – Вафтруднир.

 

[125]Строфа похожа на строфы 27–29 в «Речах Высокого».

 

[126]Скинфакси – «с сияющей гривой».

 

[127]Хримфакси – «с гривой, покрытой инеем».

 

[128]Сурт – см. прим. к «Прорицанию вёльвы».

 

[129]Виндсваль – «холодный как ветер».

 

[130]Свасуд – «мягкий, ласковый».

 

[131]ftp://ftp_aldebaran: ang33fkml@217.171.66.13/soft

 

[132]Эливагар – «бурные волны».

 

[133]Хресвельг – «пожиратель трупов».

 

[134]Ньёрд – славящийся своим богатством бог мореплавания, рыболовства, охоты. Первоначально – бог плодородия, как все боги из рода ванов (см. прим. к «Прорицанию вёльвы»). Имя его тождественно имени богини плодородия Нерты, которая, по словам Тацита, почиталась германцами в начале нашей эры. В мифе о нем есть пережитки матриархата: Фрейр и Фрейя – его дети от брака с родной сестрой.

 

[135]Ваны – см. прим. к «Прорицанию вёльвы».

 

[136]Эйнхерии – герои, взятые Одином в Вальгаллу.

 

[137]Нифльхель – Хель, преисподняя.

 

[138]Зима великанов – зима, которая будет предшествовать гибели богов. Она будет длинна, как три зимы, и ее переживет только одна человеческая пара.

 

[139]Лив и Ливтрасир – «жизнь» и «пышущий жизнью».

 

[140]Волк – Фенрир, см. прим. к «Прорицанию вёльвы».

 

[141]Альврёдуль – «светило альвов», солнце.

 

[142]Смысл строф 48 и 49 неясен.

 

[143]Пламя Сурта – мировой пожар, который произойдет во время гибели богов.

 

[144]Видар и Вали – сыновья Одина.

 

[145]Асгард – жилище асов (богов).

 

[146]Моди и Магни – сыновья Тора.

 

[147]Мьёлльнир – молот Тора. Слово это, вероятно, одного корня с русским словом «молния».

 

[148]Вингнир – Тор.

 

[149]Сыну – Бальдру. Ср. прим. к «Прорицанию вёльвы».

 

[150]Эта песнь имеет то общее с предшествующей, что ее основное содержание – различные мифологические сведения, сообщение которых мотивируется в обрамляющем рассказе. Но только здесь обрамление – в прозе, а основная часть не в вопросах и ответах, а в монологе Одина (Гримнира). Обрамляющий рассказ о двух братьях известен также из «Истории лангобардов» Павла Диакона (VIII в.) и имеет параллели в «Илиаде» и в сказках разных народов. Песнь обычно относят к концу языческой эпохи. (В издании 1975 г. строфы 23 и 24 были переставлены местами).

 

[151]Хлидскьяльв – престол в Вальгалле, на котором только Один и его жена Фригг смеют сидеть.

 

[152]Гримнир – «скрывающийся под маской», одно из имен Одина.

 

[153]Трудхейм – «жилище силы».

 

[154]Идалир – «долины тисов». Из тиса делались луки, а лук – атрибут бога Улля.

 

[155]Улль – Топонимика показывает, что культ этого бога имел когда‑то большое распространение в Швеции и Норвегии, но к эпохе заселения Исландии он был оттеснен культом Одина. Поэтому в исландских памятниках он очень неясная фигура. Атрибутами его называют щит, лук и лыжи.

 

[156]Альвхейм – «жилище альвов».

 

[157]Третий – четвертый (?). Здесь какая‑то путаница.

 

[158]Асом – Одином (?)

 

[159]Сёкквабекк – «погруженная скамья».

 

[160]Сага – Фригг. Со словом «сага» (saga) это имя (Sága) не имеет ничего общего.

 

[161]Гладсхейм – «жилище радости».

 

[162]Хрофт – Один.

 

[163]Трюмхейм – «жилище шума».

 

[164]Тьяци – см. прим. к «Песни о Харбарде».

 

[165]Скади – жена Ньёрда, покровительница охоты. Атрибуты ее (так же как и бога Улля) – лук и лыжи. Первоначально она, вероятно, была богиней плодородия в ее зимней ипостаси.

 

[166]Брейдаблик – «широкий блеск».

 

[167]Химинбьёрг – «небесные горы».

 

[168]Фолькванг – «поле войска».

 

[169]Глитнир – «блестящий».

 

[170]Форсети – «председатель тинга». Бог этот был известен еще в Норвегии, куда его культ проник, по‑видимому, от фризов (ср. фризское Fosite).

 

[171]Ноатун – «корабельный двор».

 

[172]Ньёрд – см. прим. к «Речам Вафтруднира».

 

[173]Видар – сын Одина, который отмстит за него во время гибели богов, см. «Прорицание вёльвы», строфа 55, и «Речи Вафтруднира», строфа 53.

 

[174]Герой – Видар.

 

[175]Андхримнир – имя повара в Вальгалле. Так же как Сехримнир (имя вепря, который оживает каждый раз после того, как он съеден обитателями Вальгаллы) и Эльдхримнир (название котла, в котором варят этого вепря), происходит от слова «hrím» – «сажа».

 

[176]Гери и Фреки – «жадный» и «прожорливый», имена волков Одина.

 

[177]Хугин и Мунин – производные от «huga» – «думать» и «muna» – «помнить», имена воронов Одина.

 

[178]Тунд – «вздувшаяся», река, окружающая Вальгаллу.

 

[179]Тьодвитнира рыба – мировой змей Ёрмунганд (?). Тьодвитнир – волк Фенрир.

 

[180]Вальгринд – «ворота мертвых», название ворот Вальгаллы.

 

[181]Схватка с Волком – во время гибели богов.

 

[182]Бильскирнир – название жилища Тора.

 

[183]… мой сын – Тор.

 

[184]Лерад – ясень Иггдрасиль.

 

[185]Эйктюрнир – «с дубовыми кончиками рогов».

 

[186]Хвергельмир – «кипящий котел», источник в Нифльхейме.

 

[187]Большая часть названий рек в строфах 27–29 понятна (так, Сид – «медленная», Вид – «широкая», Сёкин – «спешащая вперед», Эйкин – «бушующая», Свёль – «холодная», Гейрвимуль – «кишащая копьями», Сильг – «глотающая», Ильг – «волчица», Лейфтр – «молния» и т. д.). Но есть среди них и такие, как Рейн и Вина (Двина?)

 

[188]Мост асов – радуга. Называется также Бильрёст или Биврёст – «трясущаяся дорога».

 

[189]Все имена коней в строфе 30 понятны: Гюллир – «золотистый», Глад – «веселый», Глер – «светящийся», Скейдбримир – «фыркающий на бегу», Синир – «жилистый», Сильвринтопп – «с серебристой холкой», Фальхофнир – «с копытами, покрытыми волосами», Гисль – «сияющий», Гультопп – «с золотистой холкой», Леттфети – «легконогий».

 

[190]Рататоск – «грызозуб».

 

[191]Нидхёгг – черный дракон, о котором говорится в строфах 39 и 66 «Прорицания вёльвы».

 

[192]Значения имен оленей в строфе 33 неясны. Даин и Двалин – также имена карликов.

 

[193]Не все значения имен змей в строфе 34 ясны. Характерны: Грабак – «серая спина», Офнир – «свиватель», Свафнир – «усыпитель».

 

[194]Не все имена валькирий, которые приводятся в строфе 36, понятны. Наиболее характерны: Хильд – «битва», Труд – «сила», Гейр – «копье».

 

[195]Арвак и Альсвинн – «ранний» и «быстрый», имена коней, которые тащат солнце. Кузнечные меха, положенные им под плечи, должны, по‑видимому, раздувать солнце.

 

[196]Свалин – «охладитель».

 

[197]Сколль – «обман».

 

[198]Хати – «ненавистник».

 

[199]Хродвитнир – волк Фенрир.

 

[200]В этой строфе Один просит освободить его от пытки огнем и убрать котлы, висящие под дымовым оконцем и заслоняющие небо.

 

[201]Ивальда отпрыски – карлики (?).

 

[202]Скидбладнир – «построенный из дощечек». Чудесный корабль, который всегда имеет попутный ветер и может стать таким маленьким, что умещается в кармане.

 

[203]Слейпнир – «быстро скользящий», восьминогий серый конь Одина.

 

[204]Бильрёст – см. прим. к строфе 29.

 

[205]Браги – бог поэзии, также имя норвежского скальда IX в., стихи которого сохранились.

 

[206]Хаброк – «длинные чулки» (намек на оперение на ногах ястреба).

 

[207]Гарм – см. «Прорицание вёльвы», строфа 44.

 

[208]Пир Эгира. – У морского великана Эгира обычно пируют боги. Ср. «Перебранка Локи».

 

[209]Звался я Грим… – Отсюда начинается перечень из 54 имен Одина. Он продолжается в строфах 47–50 и 54. Имена эти отражают различные атрибуты и свойства Одина: его одноглазость, его длинную седую бороду, его низко надвинутую шляпу, его воинственность, его мудрость, его коварство, его изменчивость и многоликость, его искусность в колдовстве. Но значение некоторых из этих имен неясно или спорно. Неясно также, на какие случаи из своей жизни намекает Один в строфах 49 и 50, упоминая Асмунда, тасканье саней, Сёккмимира и Мидвитнира.

 

[210]…друг тебя предал – твой бывший друг, т. е. Один, замышляет твою гибель.

 

[211]Игг – «ужасный».

 

[212]Игг получит мечом пораженного – ты будешь поражен мечом как жертва Одину.

 

[213]…разгневаны дисы – от тебя отвернулись твои духи‑защитники.

 

[214]Сюжет песни – история любви бога Фрейра к Герд, дочери великана Гюмира. Высказывалось предположение, что «Поездка Скирнира» – это культовая языческая песнь, которая исполнялась во время весеннего праздника соединения бога солнца с богиней земли. Вершину действия образует в песни заклятье, которое произносит Скирнир, чтобы заставить Герд полюбить Фрейра (строфы 26–36 и особенно 32–36). По общему мнению, это заклятье повторяет те заклятья, которые бытовали в устной традиции в языческие времена.

 

[215]Скирнир значит «сияющий».

 

[216]Скади – см. прим. к «Речам Гримнира».

 

[217]Светило альвов – солнце.

 

[218]Брата убийца. – По предположению одних, братом Герд был пастух, которого надо было убить, чтобы проехать сквозь «полымя мрачное». В таком случае в песни не хватает сообщения о его убийстве. Другие предполагают, что братом Герд был великан Бели, которого убил Фрейр.

 

[219]Одиннадцать яблок. – По‑исландски выражения «одиннадцать яблок» и «яблоки жизни» (т. е. омолаживающие яблоки) похожи. Здесь, возможно, описка. Такие яблоки жизни были у богини Идунн.

 

[220]Речь идет о кольце Драупнир («капатель»), которое было положено Одином на погребальный костер его сына Бальдра и послано Бальдром назад Одину через Хермода.

 

[221]Сторож богов – Хеймдалль (см. прим. к «Прорицанию вёльвы»).

 

[222]…волчец, // что под камень кладут, жатву закончив. – Обычай закладывать волчец (чертополох) под камень существовал в Эстонии и, по‑видимому, некогда в Норвегии, но едва ли в Исландии (где не было хлебопашества).

 

[223]Суттунга семя – великаны. Суттунг – имя одного великана.

 

[224]Хримгримнир – имя какого‑то «великана инея».

 

[225]«Typc» – названье руны.

 

[226]…но истреблю их… – т. е. соскоблю руны и тем самым уничтожу их волшебную силу

 

[227]«Песнь о Харбарде» принадлежит к так называемым песням‑перебранкам. Перебраниваются в данной песни два персонажа: Тор в виде странника с корзиной на плечах и перевозчик, в котором нетрудно узнать Одина, хотя он называет себя Харбард (что значит «седая борода»). Реалистическому содержанию песни соответствует ее небрежная форма: таких свободных строф, таких неправильных строчек, подчас переходящих в прозу, нет ни в одной другой песни «Старшей Эдды». Большинство исследователей относит «Песнь о Харбарде» к языческой эпохе.

 

[228]С востока – из страны великанов.

 

[229]Селедки с овсянкой до сих пор часто употребляются в пищу на норвежском побережье.

 

[230]Хильдольв – имя вымышленного персонажа, как и другие имена, которые называет Один (в строфах 16 и 20). Top, напротив, называет своих действительных родичей и противников.

 

[231]…хоть я средь врагов – в стране великанов (Тор находится в ней, пока не переправится через пролив).

 

[232]Хрунгнир – великан, которого убил Тор.

 

[233]…веревку они из песка свивали, // землю копали в глубокой долине – предпринимали невозможное, а именно противились Одину.

 

[234]Тьяци – великан, сын Альвальди. В «Младшей Эдде» рассказывается, что боги убили Тьяци, а Один бросил его глаза в небо, и они превратились в две звезды. Но в «Перебранке Локи» рассказывается, что его убил Тор с помощью Локи.

 

[235]Ночные наездницы – женщины‑тролли, ведьмы.

 

[236]Срежь ветви дубка – другой разрастется – пословица.

 

[237]Валланд – в данном случае «страна полей битв».

 

[238]…у Одина – ярлы… у Тора – рабы. – Один говорит так, чтобы унизить Тора. Но из его слов нельзя делать вывод, что Один был богом ярлов, а Тор – рабов.

 

[239]…со страху ты раз залез в рукавицу… – В «Младшей Эдде» рассказывается о том, как Тор однажды заночевал со своими спутниками в рукавице великана Скрюмира (или Фьялара), приняв ее за дом, а храп великана – за землетрясение. Там же рассказывается о том, что Скрюмир так крепко завязал ремень на мешке с припасами, что Тор не мог его развязать. Вместо «греметь» – в подлиннике более сильное выражение.

 

[240]Сваранга дети – великаны. Сваранг – имя одного великана.

 

[241]Жены берсерков – великанши (?). Берсерки – свирепые и неуязвимые воины.

 

[242]Хлесей – остров Лесе в Каттегате.

 

[243]Тьяльви – слуга Тора.

 

[244]В словах Одина в строфах 42, 44 и 46 есть какие‑то намеки, смысл которых утерян.

 

[245]Сив – жена Тора.

 

[246]Асатор – Тор.

 

[247]Отец Магни – Тор.

 

[248]Верланд – «страна людей».

 

[249]Фьёргюн – мать Тора.

 

[250]В этой чисто повествовательной песни использованы первоначально не связанные между собой мифы (о том, как Тор добыл котел для варки пива, о том, как он ловил мирового змея, и о том, как охромел его козел) и сказочные мотивы (красавица, помогающая герою, и кубок, который можно разбить только о лоб его владельца). По форме песнь во многих отношениях приближается к поэзии скальдов: в ней много кеннингов, замысловатых сложных слов, косвенной речи, синтаксических переносов из стиха в стих и даже из строфы в строфу. Песнь обычно считается поздней.

 

[251]…прутья кидали… – На прутиках (или палочках) были вырезаны знаки (руны). Гаданье на таких жеребьевых палочках засвидетельствовано у германских племен в 1 в. н. э.

 

[252]…глядели на кровь… – Гаданье на жертвенной крови тоже засвидетельствовано у древних германцев. В древнеисландских памятниках есть множество упоминаний о гаданье на крови жертвенных животных.

 

[253]…вдоволь котлов у Эгира – но не для варки пива (см. ниже). Эгир – морской великан,

 

[254]Житель гор – великан, Эгир.

 

[255]…похожий на сына Мискорблинди… – Эгир и был сыном Мискорблинди. Сын Игга – Тор. Игг – Один.

 

[256]Муж Сив – Тор.

 

[257]Тюр – однорукий бог, сын Одина (правда, в данной песни он – сын великана Хюмира, но считается, что в данной песни его происхождение забыто). Первоначально Тюр был богом войны и права, но уже давно его оттеснили Один и другие боги.

 

[258]Эливагар – см. «Речи Вафтруднира», строфа 31.

 

[259]Эгиль – вероятно, отец Тьяльви и Рёсквы, т. е. великан, о котором идет речь в строфе 38.

 

[260]Лес на щеках – борода.

 

[261]Противник Хродра – Тор. Хродр – великан.

 

[262]Веор – «защитник».

 

[263]Тот, кто принес великаншам горе – Тор.

 

[264]…в яму сложили печься их туши… – способ приготовления пищи, распространенный у австралийских дикарей и т. д. (мясо завертывают в большие листья и кладут между раскаленных камней в яму, которую закапывают).

 

[265]Приятель Хрунгнира – Хюмир. Хрунгнир – имя одного великана. Хлорриди – Тор.

 

[266]Высокая башня крепких рогов – голова быка.

 

[267]Хозяин козлов – Тор.

 

[268]Родич обезьяны – Хюмир. Этот кеннинг считается признаком позднего происхождения песни. Обезьяна могла быть известна в Исландии только из христианской литературы.

 

[269]Убийца змея – Тор. Он называется так потому, что убьет мирового змея во время грядущей гибели богов.

 

[270]Пояс земли – мировой змей Ёрмунганд.

 

[271]Вершина волос – голова. У змея она, правда, лишена волос, но данное выражение – кеннинг, а кеннинги очень условны.

 

[272]Родич Волка – мировой змей.

 

[273]Козел волн – ладья.

 

[274]Вепри прибоя – киты.

 

[275]Основа шлема – голова.

 

[276]Податель пива – кубок.

 

[277]Корабль пива – котел для варки пива.

 

[278]Отец Моди – Тор.

 

[279]Киты лавы – великаны. В Исландии наиболее дикая местность – это лавовые поля, поэтому считалось, что великаны живут там.

 

[280]Строфы 37 и 38 имеют в виду миф о том, как охромел козел Тора. Будучи в гостях у одного великана, Тор зарезал своих двух козлов, и они были сварены и съедены, причем кости их надо было бросать на козлиные шкуры. Вопреки распоряжению Тора, Тьяльви, сын великана, сломал одну из козлиных бедренных костей, чтобы полакомиться мозгом. На следующее утро Тор освятил своим молотом шкуры с костями, и козлы ожили, но один из них хромал на заднюю ногу. Тор понял, что его распоряжение относительно козлиных костей было нарушено, и рассердился. Великану пришлось отдать Тору своих детей, Тьяльви и Рёскву, как выкуп. Миф этот рассказывается в «Младшей Эдде», но там ничего не говорится о том, что Локи был причиной несчастья.

 

[281]Скакун постромок – козел.

 

[282]Житель лавы – великан, в данном случае Эгиль (см. строфу 7).

 

[283]Основное содержание этой песни заключается в том, что Локи беспощадно и не стесняясь в выражениях разоблачает семь богинь и семь богов, собравшихся на пир у морского великана Эгира. Богов он обвиняет прежде всего в трусости и «женовидности» (половом извращении), а богинь – в нецеломудрии. Из всех песен «Старшей Эдды» эта песнь представляет собой наибольшее приближение к драматическому произведению. От другой песни‑перебранки – «Песни о Харбарде» – эта песнь отличается большей законченностью композиции и строгостью метрической и строфической формы. Песнь эту большинство исследователей относило к языческой эпохе.

 

[284]…только что было рассказано – в «Песни о Хюмире».

 

[285]На востоке – в стране великанов.

 

[286]Браги – см. прим. к «Речам Гримнира».

 

[287]Идунн – богиня, обладающая омолаживающими яблоками. Буквально – «обновляющая» (?).

 

[288]Тюр – см. прим. к «Песни о Хюмире».

 

[289]Ньёрд – см. прим. к «Речам Вафтруднира».

 

[290]Скади – см. прим. к «Речам Гримнира».

 

[291]Видар – см. прим. к «Речам Гримнира».

 

[292]Бюггвир и Бейла. – Предполагают, что первый был покровителем посевов, а вторая – покровительница скотоводства.

 

[293]Фимафенг – «ловкий добытчик».

 

[294]Эльдир – «повар».

 

[295]Лофт – Локи.

 

[296]…кровь мы смешали с тобою – заключили побратимство.

 

[297]Отец Волка – Локи. Он породил волка Фенрира с одной великаншей.

 

[298]Локи хочет сказать, что у Браги не может быть коня и кольца, потому что сокровищами владеет только смелый.

 

[299]…родных и приемных – Родные дети Одина – асы, приемные его дети – Локи и ваны (т. е. Ньёрд, Фрейр и Фрейя).

 

[300]О том, в чем Локи обвиняет Идунн, ничего не говорится в других источниках. То же относится и к его обвинению Гевьон в строфе 20, Фрейи в строфе 32 и Скади в строфе 52.

 

[301]Гевьон – богиня, о которой известно из датского сказания, что она отпахала от Швеции остров Зеландию плугом, запряженным четырьмя ее сыновьями, превращенными в быков.

 

[302]То, в чем Один обвиняет Локи, неизвестно из других источников.

 

[303]Самсей – датский остров Самсё к северу от Фюна. Что Один делал там, неизвестно из других источников. Во всяком случае, обвинение в колдовстве было так же оскорбительно, как обвинение в «женовидности», так как колдовство считалось женским делом.

 

[304]Видрир – Один.

 

[305]Вили и Ве – братья Одина, сыновья Бора и Бестлы. Снорри Стурлусон рассказывает, что однажды во время долгого отсутствия Одина Фригг была женой Вили и Ве.

 

[306]По другим источникам, Ньёрд был заложником у ванов (см. прим. к «Прорицанию вёльвы»), но не у великана Хюмира.

 

[307]…сына родил я – Фрейра.

 

[308]…с сестрою родной… – О том, что Фрейр и Фрейя родились у Ньёрда от его брака с родной сестрой, рассказывают и другие источники, и это, вероятно, объясняется тем, что культ ванов – древних богов плодородия – восходит к эпохе матриархата.

 

[309]…что Фенрир отгрыз… – Тюр положил свою руку в пасть волку Фенриру в залог того, что боги не обманут и отпустят Фенрира, но они его не отпустили, и он откусил руку Тюру. Таким образом, Тюр заплатил своей рукой за обман, необходимый для обуздания злых сил. Миф этот имеет ряд параллелей и, возможно, восходит к эпохе индоевропейской общности.

 

[310]Хродрвитнир – волк Фенрир. См. прим. к «Прорицанию вёльвы».

 

[311]От меня родила жена твоя сына… – О жене Тюра ничего не известно.

 

[312]…меч свой… – Меч Фрейра упоминается в «Поездке Скирнира» (строфа 8–9), но там ничего не говорится о том, что Герд, дочь Гюмира, получила этот меч.

 

[313]Дети Муспелля – см. прим. к «Прорицанию вёльвы».

 

[314]Мюрквид – «темный лес», пограничный лес где‑то на юге.

 

[315]Ингунар‑Фрейр – «Фрейр владыка ингвеонов» (?). Ингвеоны – союз западногерманских племен. Культ Фрейра был распространен и у западных германцев.

 

[316]За жерновом – на рабьей работе.

 

[317]Хеймдалль – см. прим. к «Прорицанию вёльвы».

 

[318]Тьяци – отец Скади. См. прим. к «Песни о Харбарде».

 

[319]…когда б ты и впрямь была неприступной… – Намек на то, что Сив изменила Тору, есть также в «Песни о Харбарде», строфа 48.

 

[320]Хлорриди – Top.

 

[321]Скала плеч – голова.

 

[322]Сын Ёрд – Тор. Ёрд – великанша, возлюбленная Одина. Буквально – «земля».

 

[323]…с Волком сражаясь, что Одина сгубит – с волком Фенриром во время гибели богов.

 

[324]…ты в рукавице… – см. прим. к «Песни о Харбарде».

 

[325]Гибель Хрунгнира – молот Тора. Хрунгнир – имя великана, которого убил Тор.

 

[326]Скрюмира были крепки ремни… – см. прим. к «Песни о Харбарде».

 

[327]В песни рассказывается о том, как Тор вернул себе молот, который великан Трюм (что значит «грохот») похитил у него. Ни в каких других древних памятниках этот сюжет не представлен. Но он широко представлен в памятниках более поздней эпохи. Близкая параллель сюжета есть в одной эстонской сказке. По стилю и трактовке сюжета песнь эта очень близка к средневековым балладам.

 

[328]Винг‑Тор – Тор.

 

[329]Строки 2 и 4 рифмуются в оригинале.

 

[330]Хлорриди – Тор.

 

[331]…Фрейю в жены дадут мне – Фрейя привлекала внимание великанов как самая красивая из богинь.

 

[332]Ожерелье Брисингов – знаменитое сокровище Фрейи (или Фригг), упоминаемое также в «Беовульфе». Брисинги – какие‑то карлики.

 

[333]…голову пышным убором накроем – остроконечным убором из полотна.

 

[334]Вар – богиня, в данном случае освящающая брак. Буквально – «договор» (но неясно, не позднейшее ли здесь осмысление имени этой очень редко упоминаемой богини).

 

[335]Обрамлением песни является рассказ о том, как карлик Альвис (что значит «всемудрый»), посватавшись к дочери Тора в его отсутствие, встретился с вернувшимся домой Тором и тот различными вопросами задерживает Альвиса до восхода солнца и таким образом превращает его в камень (согласно поверью, при свете солнца подземные существа превращаются в камень). Основное содержание песни – ответы Альвиса. Некоторые относили песнь к языческой эпохе. Большинство, однако, считало, что песнь не древнее середины XII в. и представляет собой подражание «Речам Вафтруднира».

 

[336]Скамьи готовят – для свадебного пира.

 

[337]то бледен твой лик? – Карлики бледны, потому что они подземные существа.

 

[338]Возничий – Тор. Намек на его колесницу, запряженную козлами.

 

[339]Сидграни – Один. Буквально – «длинная борода».

 

[340]Двалин – имя карлика. Другом Двалина солнце называется иронически: оно обращает карликов в камень.

 

[341]Нёр – ср. «Речи Вафтруднира», строфа 25.

 

[342]Ньёрун – одна из богинь, о которых ничего не известно, кроме их имени.

 

[343]Сыны Суттунга – великаны. Суттунг – имя великана. Таким образом, в этой строфе язык великанов фигурирует дважды.

 

[344]Песнь эта – нечто среднее между мифологическими и героическими песнями. С одной стороны, ее герой – волшебный кузнец Вёлунд, «властитель альвов», и сказание о нем не имеет никакой исторической основы. С другой стороны, действие песни локализовано в реальном мире. Вёлунд – сын «конунга финнов», а его противник Нидуд – «конунг в Свитьоде» (Швеции). В песни явно две фабулы: основная – сказание о мести волшебного кузнеца Вёлунда и побочная (начало песни) – сказка о девушках‑лебедях, которые улетают от тех, кто их поймал. Сказание о Вёлунде было распространено не только в Скандинавии, но и у западных германцев. Песнь обычно считается одной из древнейших в «Старшей Эдде».

 

[345]Ульвдалир – «волчьи долины».

 

[346]Ульвсъяр – «волчье озеро».

 

[347]Сванхвит – «лебяжьебелая».

 

[348]Стрелок зоркоглазый – Вёлунд.

 

[349]…одно кольцо утаили… – Это кольцо жены Вёлунда (см. строфу 19). Нидуд отдает его своей дочери Бёдвильд, и поэтому она становится женой Вёлунда (см. строфы 26–28). Но некоторые исследователи предполагали, что это волшебное кольцо давало Вёлунду возможность летать и что он не мог подняться на воздух, пока не получил его обратно (ср. строфу 29).

 

[350]Поклажа Грани – золото. Грани – конь Сигурда.

 

[351]Рейна холмы отселе далеко – Рейн с его золотом отсюда далеко.

 

[352]Речь идет о жене Нидуда.

 

[353]Теперь взлечу я на крыльях… – О крыльях не было речи раньше. Высказывалось предположение, что и здесь речь идет не о крыльях, а о сухожилиях, которые ему подрезали люди Нидуда (см. строфу 17). Вместо «поднялся на воздух» (строка 6 этой же строфы) надо тогда читать «поднялся на ноги». Но тогда остается неясным смысл строф 37 и 38.

 

[354]Смысл клятвы в том, что ладья, бортом которой Вёлунд клянется, потонет (щит не будет его защищать, конь споткнется под ним, меч поразит его самого), если он нарушит клятву. Ср. «Вторую Песнь о Хельги убийце Хундинга», строфы 31–33, где раскрывается смысл клятвы.

 

[355]Песнь эта очень фрагментарна, и упоминаемые в ней лица, по‑видимому, из разных сказаний. Как и в двух других песнях о Хельги, в ней есть викингские походы, перебранка героев, валькирия, покровительствующая герою, и много вымышленных географических названий. В песни настолько много прозы, что она похожа на сагу со стихотворными вставками.

 

[356]Он прожил зиму… – Полагалось не открывать сразу цель посещения.

 

[357]Ярла, который воспитывал… – Знатным людям полагалось отдавать своих детей на воспитание менее знатным людям.

 

[358]Большая птица. – По‑видимому, первоначально это была та самая птица, о которой говорилось в начале песни. Но эта сюжетная линия в песни забыта и не доведена до конца.