По масштабам применения.

Классификация систем и информационных систем

Методы создания ИС

Разработка сложных ИС невозможна без тщательно обдуманного методологического подхода. Какие этапы необходимо пройти, какие методы и средства использовать, как организовать контроль за продвижением проекта и качеством выполнения работ – эти и другие вопросы решаются методологиями программной инженерии.

В настоящее время существует ряд общих методологий разработки ИС. Главное в них – единая дисциплина работы на всех этапах жизненного цикла системы, учёт критических задач и контроль их решения, применение развитых инструментальных средств поддержки процессов анализа, проектирования и реализации ИС. Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть прежде всего адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоёмкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что ещё более усложняет разработку и сопровождение таких систем.

Для различных классов систем используются разные методы разработки, определяемые типом создаваемой системы и средствами реализации. Спецификации этих систем в большинстве случаев состоят из двух основных компонентов – функционального и информационного. Современные методы создания ИС разного назначения базируются в основном, на трех подходах: объектно-ориентированная технология, основанная на знаниях (интеллектуальная) технология и CASE-технология.

В области создания систем автоматизированного проектирования доминируют структурные подходы, так как они максимально приспособлены для взаимодействия с пользователями, не являющимися специалистами в области ИТ. Адекватными инструментальными средствами, поддерживающими структурный подход к созданию ИС, являются CASE-системы автоматизации проектирования.

 

Классификация – система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определённым признаком.

Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства.

Задача классификации – создать некие удобные образы, позволяющие, например, при выборе систем ограничиться определённым классом или типом.

Общая классификация систем.

Системы в природе бывают самые разнообразные, тем не менее все их можно поделить на:

- абстрактные, которые являются продуктом человеческого мышления (например, гипотезы, знания, теоремы);

- материальные, которые получаются из материальных объектов. Всю совокупность материальных систем можно поделить на неорганические (технические, химические и др.), органические (биологические) и смешанные (где содержатся элементы как органической, так и неорганической природы). В множестве смешанных систем особо следует выделить эрготехнические системы (системы "человек-машина") – это системы, которые состоят из человека-оператора (группы операторов) и машины (машин). В таких системах человек с помощью машины осуществляет трудовую деятельность, связанную с производством материальных благ, услуг, а также с управлением и т.п.

По временной характеристикесистемы можно классифицировать на:

- статические – это системы, в которых состояние системы с течением времени не изменяется;

- динамические – это системы, которые с течением времени изменяют своё состояние;

- детерминированные – динамические системы, состояние элементов которых в данный момент времени полностью определяет их состояние в любой предыдущий или следующий момент времени;

- вероятностные (стохастические) – динамические системы, в которых предусмотреть состояние в вышеописанный способ невозможно.

По характеру взаимодействиясистемы и внешней (окружающей) среды различают:

- открытые системы. Открытые системы активно взаимодействуют с окружающей средой, сохраняя благодаря этому высокий уровень организованности и развиваясь в сторону осложнения;

- закрытые системы. Закрытые системы изолированы от окружающей среды, все процессы, кроме энергетических, происходят лишь внутри самой системы.

Классификация информационных систем.

Информационные системы могут значительно различаться по типам объектов, характером и объёмом решаемых задач и рядом других признаков.

Общепринятой классификации ИС до сих пор не существует, поэтому их можно классифицировать по разным признакам, что вызвало существование нескольких различных классификаций ИС.

Согласно общепринятой классификации ИС подразделяются:

- по масштабам применения – настольные и офисные;

- по признаку структурированности задач – структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые), частично структурированные. Частично структурированные делятся на: ИС репортинга и ИС разработки альтернативных решений (модельные, экспертные);

- по функциональному признаку – экономические (производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические и т.п.), кадровые); правовые (используемые в деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, суда и др.);

- по характеру обработки информации – системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений;

- по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативного (операционного) уровня;

- по степени автоматизации – ручные, автоматические, автоматизированные;

- по характеру использования информации – на информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т.п.;

- по характеру использования вычислительных ресурсов – на локальные и распределённые;

- по уровню функционирования – на государственные и территориальные (региональные);

- по концепции построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, хранилища данных;

- по режиму работы – на пакетные, диалоговые и смешанные.

 

Далее рассмотрим кратко перечисленные выше классификации ИС.

Настольные (одиночные) ИС предназначены для работы одного человека. К ним можно отнести автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста (конструктора, технолога, расчётчика на прочность, следователя и т.д.). ИС этого уровня позволяют специалистам, работающим с данными, повысить продуктивность и производительность работы.

Внедрение таких программ не вызывает особых трудностей и осуществляется оперативно. Настольные ИС реализуются на автономном компьютере, как правило, ПК. Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью так называемых "настольных СУБД" (FoxPro, Paradox, dBase, MS Access) или с помощью файловой системы и диалоговой оболочки для ввода, редактирования и обработки данных.

Офисные (групповые) ИС предназначены для информатизации офиса – обработки данных, повышения эффективности их работы и упрощения канцелярского труда. Групповые ИС ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы (одного подразделения). Чаще всего строятся как локальная вычислительная сеть ПК или реже как многотерминальная централизованная вычислительная система.

ИС офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня.

Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари и т.п. Деятельность таких ИС в основном охватывает управление документацией. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объёмом работ.