Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанский.

Национально-государственное и административное устройство

 

В первой половине 19 века территория Российской империи увеличивается.

1809 — присоединение Финляндии, 1812 - Бесарабии, 1815 — царства Польского.

Существенно расширяются владения на Кавказе и Казахстане.

Ни в одной из империи не было такого, чтобы жители колоний имели больше прав, чем в метрополии. Достаточно широкие автономные права:

· Царство Польское - Конституция 1715, УК — аналог буржуазного кодекса Франции, парламент, институт подданства;

· Финляндия — права шире, чем при шведах. До конца 19 народный доход Финляндии возрос в 6 раз, Финляндия достигла процветания потому, что не выплачивала своей доли государственных налогов. Рекрутский набор меньше, чем в России. При Н2 она вовсе было освобождена от рекрутского набора. Имело собственную правовую систему, основанную на шведском уложении, таможенную границу империи. Высшие русские правительственные учреждения переполнены финнами, а русские могли работать в финском правительстве лишь при условии получения финского подданства. Русские подвергались осмотрам на финских таможнях, объяснялись на финском языке с финнами-чиновниками;

· Азиатские грани России получали много. Многие освобождены от рекрутской повинности без замены военным налогом. Мир 1813 года — Россия получает Грузию и Дагестан (Кавказ). Россия платила за счастье владеть этой территорией.

 

«Нигде Россия не ломала чужих обычаев» (Ключевский).

Основная административно-территориальная единица — губерния. В тот период губернии делились на:

1. Состоящие на общих правах (исконно великорусские губернии). Действовало общеимперское законодательство;

2. Состоящие на особых правах — общеимперское законодательство действовало с изъятием и допускалось применение местных сводов законов (Западные губернии, Остзейский край и др).

 

Губернии делились на уезды.

Форма правления в первой половине 19 века — абсолютизм.

Прерогативы императора формулировались в 1 томе Свода законодательства Российской империи. Император обладал верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Указания императора были обязательны для всех органов государства.

Этот документ предусматривал коренное переустройство государственных органов на буржуазных началах.

Предлагалось:

1. ввести понятие политических и гражданских прав в закон, но не для всех (крепостным крестьянам, рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставлять права). В этом случае появлялась возможность влиять на систему власти, причем и для средних слоев;

2. обеспечение разделения властей и привлечение членов общества, обладающих гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и передавалась Сенату. Законодательная власть — выборные местные думы, двухпалатный парламент - госдума (низшая палата) и госсовет (высшая палата). Исполнительная власть (министерства - центр, местные органы управления — внизу) — законодателю. Сосредоточием всех властей предполагался император;

3. правовое государство: правит закон, а не люди;

4. предполагалось ввести выборность чиновников, т.е. ответственность их перед обществом.

 

Вся система государственного управления по Сперанскому строилась снизу вверх. Предусматривалось, что население будет избирать местные думы, которые, собираясь раз в 3 года, выбирали членов правления, которые вели хозяйство до следующих выборов.

Обосновывая необходимость преобразований, Сперанский говорил, что это приведет к «неминуемой общественной катастрофе» - падение престижа власти в стране.

Взаимоотношение между крестьянином и помещиком должны были строго регламентироваться законом. Помещичьи крестьяне должны быть наделены правом на приобретение движимой и недвижимой собственности.

 

Карамзин «О древней и новой России» - для России приемлема только самодержавная монархия.

Выделение и организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти.

Создание Государственного совета в 1810 году Манифестом от 1 января об «образовании государственного совета».

Принято считать, что госсовет пп 19 века — сугубо совещательный орган при императоре. Более точно его назвать органом по подготовке и предварительному рассмотрению законодательных актов. Более того, все законодательные акты, содержащие в себе закон, устав, учреждение не могли быть изданы в обход государственного совета. Как правило, документы учрежденные госсоветом, утверждались императором.

Компетенция:

- все вопросы, требующие издания законодательных и подзаконных актов;

- толкование законодательства;

- объявление войны и мира;

- утверждение государственного бюджета;

- отчуждение государственной собственности;

- утверждение отчетов министерств.

 

Законодательные акты госсовета оформлялись манифестом с обязательной императорской записью «быть посему». Подзаконные акты — мнением госсовета.

Структура:

1. общее собрание;

2. департамент законов;

3. департамент дел военных;

4. департамент дел гражданских и духовных (рассматривал в качестве высшей инстанции судебные дела);

5. департамент государственной экономии.

 

Государственный совет кроме законотворчества, занимался также широкомасштабной экономической деятельностью, а именно формирование бюджет, организацией банковско-кредитной системы.

После событий в Польше 1830-31 года (восстание Костюшко) и ликвидации большинства прав, создается департамент царства Польского.

В случае необходимости создавались временные комитеты и комиссии государственного совета. Члены совета, как правило, назначались императором пожизненно.

Неспособные участвовать в заседании переводились в разряд «неприсутсвующих» членов департамента. Председателем государственного совета считался император, в его отсутствие — председатель.

Министерства - Манифест 8 сент. 1802 г «об образовании министерств» - реформа высших административных органов.

Отличие коллегий от министерств:

· принцип единоначалия (строго ограниченные исполнительно-распорядительные функции);

· компетенция каждого министерства определялась в соответствии с отраслью управления.

 

Новый орган для координации деятельности министерств — Комитет министров (+разрешение вопросов, выходящих за рамки компетенции конкретного министра). Компетенция определялась Манифестом от 20 марта 1812 г. об «учреждение комитета министров».

Фактически комитет министров достаточно часто вторгался в компетенцию госсовета.

Состав КМ:

1. председатель;

2. члены по должности (министры, главноуправляющие, председатели департамента госсовета и члены по назначению).

 

Если манифест 1802 создал только должности, то Манифест от 25 июня 1811 об «общем учреждении министерств» определял компетенцию и структуру министерств, порядок производства дел. Разработчик — М.М. Сперанский.

5 отраслей правления:

1. внешние сношения - МИД;

2. внешняя безопасность — военное и военно-морское министерство;

3. государственная экономия (министерство финансов, гос казначейство, Ревизия государственных счетов, МВД, министерство народного просвещения, главное управление путей сообщения);

4. устройство суда — министерство юстиции;

5. внутренняя безопасность — министерство полиции.

Впоследствии количество министерств и их компетенции менялись.

  • Состояли из министра и его товарищей;
  • Совет министра (министр, товарищ министра, директора департамента);
  • Департаменты решали текущие вопросы, подразделялись на отделения и столы;
  • Канцелярия министра.

Введены обязательные экзамены для чиновников (повышение квалификации). Экзамен — начин.

Освобождались от сдачи начина только те чиновники, которые окончили университет в России. К остальным предъявлялись следующие требования:

  • знание русского и одного иностранного языка,
  • владение римским, гражданским и уголовным правом,
  • знание российской и всемирной истории,
  • владение основами естествознания, географии, математики и физики.

 

Н.М. Карамзин не одобрял введение экзамена: «у нас председатель гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, сенатской — свойства оксигена и всех газов, вице-губернатор — пифагорову фигуру, надзиратель в доме сумасшедших — римское право».

Появляется новый орган — Собственная Его императорского Величества Канцелярия (СЕИВК).Этот орган должен быть занимать подготовкой и ведением дел, которые непосредственно восходили к компетенции императора. СЕИВК была создана на основе Походной канцелярии Александра 1.

Компетенция:

  • назначение на должности;
  • переписка, рассылка императорских указов;
  • ведение архива императора.

 

1826 — походная канцелярия была расширена Николая 1 за счет создания отделений.

Отделение было по-прежнему исполнителем функций Походной Канцелярии.

2 отделение было создано по инициативе М.М. Сперанского для подготовки кодификационных работ.

Компетенция:

  • систематизация законодательства;
  • непосредственная подготовка законопроекта по указания императора;
  • давало заключения на все законопроекты, которые готовились другими ведомствами;
  • осуществляло консультации по правовым вопросам.

 

3 отделениепо инициативе Бенкендорфа. Это отделение осуществляло функции политической полиции:

  • надзор за умонастроениями в обществе;
  • надзор за законностью и целесообразностью деятельности государственных органов;
  • расследование политических преступлений;
  • содержание политических тюрем.

 

Отделение делилось на 6 экспедиций:

- политический сыск; – цензура;

- надзор за религиозными сектами; – Закавказье.

- наблюдение за иностранными поданными;

- крестьянские вопросы;

Исполнительным органом 3 отделения был корпус жандармов. Со временем вся страна была разделена на жандармские округа. Количество жандармов на 1836 — 5 164 человека.

4 отделение — 1828 год- ведомство императрицы Марии Федоровны — благотворительность, учебные заведения, богоугодные деяния (содержались за счет царской семьи)

5 отделение- реформа государственных крестьян (1837-41 годы, граф Киселев) — СЕИВК. Впоследствии, ведала делами графа Киселева

6 отделение — реформа управления Кавказом (1842-45).

Создание СЕИВК значительно усилило централизацию управления, усилилось влияние императора на решение важнейших государственных вопросов.