Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанский.
Национально-государственное и административное устройство
В первой половине 19 века территория Российской империи увеличивается.
1809 — присоединение Финляндии, 1812 - Бесарабии, 1815 — царства Польского.
Существенно расширяются владения на Кавказе и Казахстане.
Ни в одной из империи не было такого, чтобы жители колоний имели больше прав, чем в метрополии. Достаточно широкие автономные права:
· Царство Польское - Конституция 1715, УК — аналог буржуазного кодекса Франции, парламент, институт подданства;
· Финляндия — права шире, чем при шведах. До конца 19 народный доход Финляндии возрос в 6 раз, Финляндия достигла процветания потому, что не выплачивала своей доли государственных налогов. Рекрутский набор меньше, чем в России. При Н2 она вовсе было освобождена от рекрутского набора. Имело собственную правовую систему, основанную на шведском уложении, таможенную границу империи. Высшие русские правительственные учреждения переполнены финнами, а русские могли работать в финском правительстве лишь при условии получения финского подданства. Русские подвергались осмотрам на финских таможнях, объяснялись на финском языке с финнами-чиновниками;
· Азиатские грани России получали много. Многие освобождены от рекрутской повинности без замены военным налогом. Мир 1813 года — Россия получает Грузию и Дагестан (Кавказ). Россия платила за счастье владеть этой территорией.
«Нигде Россия не ломала чужих обычаев» (Ключевский).
Основная административно-территориальная единица — губерния. В тот период губернии делились на:
1. Состоящие на общих правах (исконно великорусские губернии). Действовало общеимперское законодательство;
2. Состоящие на особых правах — общеимперское законодательство действовало с изъятием и допускалось применение местных сводов законов (Западные губернии, Остзейский край и др).
Губернии делились на уезды.
Форма правления в первой половине 19 века — абсолютизм.
Прерогативы императора формулировались в 1 томе Свода законодательства Российской империи. Император обладал верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Указания императора были обязательны для всех органов государства.
Этот документ предусматривал коренное переустройство государственных органов на буржуазных началах.
Предлагалось:
1. ввести понятие политических и гражданских прав в закон, но не для всех (крепостным крестьянам, рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставлять права). В этом случае появлялась возможность влиять на систему власти, причем и для средних слоев;
2. обеспечение разделения властей и привлечение членов общества, обладающих гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и передавалась Сенату. Законодательная власть — выборные местные думы, двухпалатный парламент - госдума (низшая палата) и госсовет (высшая палата). Исполнительная власть (министерства - центр, местные органы управления — внизу) — законодателю. Сосредоточием всех властей предполагался император;
3. правовое государство: правит закон, а не люди;
4. предполагалось ввести выборность чиновников, т.е. ответственность их перед обществом.
Вся система государственного управления по Сперанскому строилась снизу вверх. Предусматривалось, что население будет избирать местные думы, которые, собираясь раз в 3 года, выбирали членов правления, которые вели хозяйство до следующих выборов.
Обосновывая необходимость преобразований, Сперанский говорил, что это приведет к «неминуемой общественной катастрофе» - падение престижа власти в стране.
Взаимоотношение между крестьянином и помещиком должны были строго регламентироваться законом. Помещичьи крестьяне должны быть наделены правом на приобретение движимой и недвижимой собственности.
Карамзин «О древней и новой России» - для России приемлема только самодержавная монархия.
Выделение и организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти.
Создание Государственного совета в 1810 году Манифестом от 1 января об «образовании государственного совета».
Принято считать, что госсовет пп 19 века — сугубо совещательный орган при императоре. Более точно его назвать органом по подготовке и предварительному рассмотрению законодательных актов. Более того, все законодательные акты, содержащие в себе закон, устав, учреждение не могли быть изданы в обход государственного совета. Как правило, документы учрежденные госсоветом, утверждались императором.
Компетенция:
- все вопросы, требующие издания законодательных и подзаконных актов;
- толкование законодательства;
- объявление войны и мира;
- утверждение государственного бюджета;
- отчуждение государственной собственности;
- утверждение отчетов министерств.
Законодательные акты госсовета оформлялись манифестом с обязательной императорской записью «быть посему». Подзаконные акты — мнением госсовета.
Структура:
1. общее собрание;
2. департамент законов;
3. департамент дел военных;
4. департамент дел гражданских и духовных (рассматривал в качестве высшей инстанции судебные дела);
5. департамент государственной экономии.
Государственный совет кроме законотворчества, занимался также широкомасштабной экономической деятельностью, а именно формирование бюджет, организацией банковско-кредитной системы.
После событий в Польше 1830-31 года (восстание Костюшко) и ликвидации большинства прав, создается департамент царства Польского.
В случае необходимости создавались временные комитеты и комиссии государственного совета. Члены совета, как правило, назначались императором пожизненно.
Неспособные участвовать в заседании переводились в разряд «неприсутсвующих» членов департамента. Председателем государственного совета считался император, в его отсутствие — председатель.
Министерства - Манифест 8 сент. 1802 г «об образовании министерств» - реформа высших административных органов.
Отличие коллегий от министерств:
· принцип единоначалия (строго ограниченные исполнительно-распорядительные функции);
· компетенция каждого министерства определялась в соответствии с отраслью управления.
Новый орган для координации деятельности министерств — Комитет министров (+разрешение вопросов, выходящих за рамки компетенции конкретного министра). Компетенция определялась Манифестом от 20 марта 1812 г. об «учреждение комитета министров».
Фактически комитет министров достаточно часто вторгался в компетенцию госсовета.
Состав КМ:
1. председатель;
2. члены по должности (министры, главноуправляющие, председатели департамента госсовета и члены по назначению).
Если манифест 1802 создал только должности, то Манифест от 25 июня 1811 об «общем учреждении министерств» определял компетенцию и структуру министерств, порядок производства дел. Разработчик — М.М. Сперанский.
5 отраслей правления:
1. внешние сношения - МИД;
2. внешняя безопасность — военное и военно-морское министерство;
3. государственная экономия (министерство финансов, гос казначейство, Ревизия государственных счетов, МВД, министерство народного просвещения, главное управление путей сообщения);
4. устройство суда — министерство юстиции;
5. внутренняя безопасность — министерство полиции.
Впоследствии количество министерств и их компетенции менялись.
- Состояли из министра и его товарищей;
- Совет министра (министр, товарищ министра, директора департамента);
- Департаменты решали текущие вопросы, подразделялись на отделения и столы;
- Канцелярия министра.
Введены обязательные экзамены для чиновников (повышение квалификации). Экзамен — начин.
Освобождались от сдачи начина только те чиновники, которые окончили университет в России. К остальным предъявлялись следующие требования:
- знание русского и одного иностранного языка,
- владение римским, гражданским и уголовным правом,
- знание российской и всемирной истории,
- владение основами естествознания, географии, математики и физики.
Н.М. Карамзин не одобрял введение экзамена: «у нас председатель гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, сенатской — свойства оксигена и всех газов, вице-губернатор — пифагорову фигуру, надзиратель в доме сумасшедших — римское право».
Появляется новый орган — Собственная Его императорского Величества Канцелярия (СЕИВК).Этот орган должен быть занимать подготовкой и ведением дел, которые непосредственно восходили к компетенции императора. СЕИВК была создана на основе Походной канцелярии Александра 1.
Компетенция:
- назначение на должности;
- переписка, рассылка императорских указов;
- ведение архива императора.
1826 — походная канцелярия была расширена Николая 1 за счет создания отделений.
Отделение было по-прежнему исполнителем функций Походной Канцелярии.
2 отделение было создано по инициативе М.М. Сперанского для подготовки кодификационных работ.
Компетенция:
- систематизация законодательства;
- непосредственная подготовка законопроекта по указания императора;
- давало заключения на все законопроекты, которые готовились другими ведомствами;
- осуществляло консультации по правовым вопросам.
3 отделениепо инициативе Бенкендорфа. Это отделение осуществляло функции политической полиции:
- надзор за умонастроениями в обществе;
- надзор за законностью и целесообразностью деятельности государственных органов;
- расследование политических преступлений;
- содержание политических тюрем.
Отделение делилось на 6 экспедиций:
- политический сыск; – цензура;
- надзор за религиозными сектами; – Закавказье.
- наблюдение за иностранными поданными;
- крестьянские вопросы;
Исполнительным органом 3 отделения был корпус жандармов. Со временем вся страна была разделена на жандармские округа. Количество жандармов на 1836 — 5 164 человека.
4 отделение — 1828 год- ведомство императрицы Марии Федоровны — благотворительность, учебные заведения, богоугодные деяния (содержались за счет царской семьи)
5 отделение- реформа государственных крестьян (1837-41 годы, граф Киселев) — СЕИВК. Впоследствии, ведала делами графа Киселева
6 отделение — реформа управления Кавказом (1842-45).
Создание СЕИВК значительно усилило централизацию управления, усилилось влияние императора на решение важнейших государственных вопросов.