Международное воздушное право
Международное воздушное право- совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации.
Парижская конвенция 1919 г. она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция установила право «мирного пролета» иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. Правовой режим воздушного пространства государства определяется национальным законодательством, с учетом международного права. Государство должно следовать общепризнанным принципам международного права, например принципам суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела.
Правовое регулирование м/н полетов в пределах гос тер-и.
Международный полет осущ через воздушное пространство 2-х или нескольких гос-в.
Правовое регул-е – большая роль национальному законодательству. Чикагская конвенция «о м/н гражданской авиации» 1944 устанавливает наиболее общий круг правил.
1. Регулярные полеты.
а) осущ на основе международного договора «о воздушных сообщениях». Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – создана на основе конвенции 1944.
Цели ИКАО:
- упорядочивание развития м/н гражданской авиации во всем мире;
- обеспечение безопасности м/н полетов;
- координация деятельности гос по всем вопросам гражданской авиации, м/н воздушные перевозки.
б) Организация приняла официальное определение регулярных полетов путем установления требований к ним: систематические; с целью перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов за вознаграждение.
2. Нерегулярные полеты – не систематические, по спец разрешению.
Если нерегулярный полет является транзитом, то для его выполнения требуется разрешение в упрощенном порядке (диспетчерское разрешение).
Влет на территорию гос-ва без разрешения влечет: уг, адм., дисциплинарную ответственность экипажа, м/н ответственность гос-ва регистрации.
Исключение: действие непреодолимой силы.
Любые полеты в пределах гос территорий должны производиться с соблюдением законов и правил по воздушным коридорам. Иностранные воздушные суда по прибытию подлежат досмотру, может быть проверена документация, имеющаяся на судне: свидетельство о регистрации, удостоверение о годности судна, свидетельство на каждого члена экипажа, бортовой журнал, разрешение на пользование бортовой радиостанцией, список пассажиров с указанием пункта назначения и отправления, если груз то накладные.
Гос-во может в одностороннем порядке:
а) запретить перевозку на иностранном судне через свою территорию военного снаряжения, материалов
б) запрещать и регламентировать использование фото аппаратуры
в) вводить запретные зоны
Правовое регулирование полетов в м/н воздушном пространстве.
Воздушное судно находится над искл экономической зоной, Антарктикой, открытым морем.
Все воздушные суда, находящиеся в м/н воздушном пространстве, подчиняются юрисдикции гос-ва регистрации. Судно должно иметь опознавательные и регистрационные знаки. Воздушные судна должны соблюдать правила м/н договоров в этой области и правила, которые содержатся в предписаниях м/н организаций гражданской авиации (ИКАО).
Чикагская конвенция – предписания ИКАО должны соблюдаться без исключений, если судно находится над открытым морем. С целью обеспечить безопасность взлета со стороны иностранного гос-ва, гос-во в одностороннем порядке может установить зоны контроля (200-300 морских миль) от линии территориального моря. Если судно влетает в зону, оно должно сообщить свои данные и направление полета. Если не сообщает, то гос оставляет за собой право принять принудительные меры. Об установлении таких зон гос обязано сообщать.