От Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права

Первая мировая война, новый правовой режим - Версальско-Вашингтонская система на основе Версальского мирного договора 1919 г, соглашений, заключенных на Вашингтонской конференции 1922 г.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация — Лига Наций. Ее устав - составная часть Версальского мирного договора, основан на принципах спарведливости и чести, но не запрещает ведение войны.

Нарушение Германией Версальского договора → Мюнхенское соглашение →Пакт Молотова-Риббентропа → 2мировая война.

Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях. В ходе конференций было признано, что должна быть создана послевоенная мировая организация. В нее могут входить все суверенные государства. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности.

ООН создан 24 октября 1945 г. Закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия.

одном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов (наций) на самоопределение. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

Устав ООН – отправная точка для принятия документов по вопросам сотрудничества в сфере прав человека. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств.

 

5. Субъекты международного права: понятие и виды

Субъекты права - носитель прав и обязанностей, установленных правовыми нормами.

Субъекты МП – это участники международных правоотношений, которые обладают правами и несут обязанности, закреплённые в МП.

Субъект характеризуется способностью участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами (это предпосылка) и основное свойство субъекта — юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Субъекты МП не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое друг от друга положение.

Традиционно в качестве субъекта МП рассматривалось государство, потом стали выделять международные межправительственные организации, потом нации и народы, борющиеся за независимость (организация освобождения Палестины) и государствоподобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).

Современная точка зрения: субъекты МП – это еще и международные неправительственные организации (Гринпис, Красный крест, ЮЛ, ФЛ), так как:

1) как субъекты МП они могут обращаться в международные организации по защите прав человека

2) ФЛ может нести международную уголовную ответственность, но оно не может заключать международные договоры.

3) Являются носителями прав и обязанностей закрепленных в некоторых международных договорах.

4) Круг субъектов МП официально не закреплен, т е отсутствие преград применительно к нетрадиционным субъектам

Особенности субъектов МП:

1) В МП нет недееспоспособных субъектов.

2) Правосубъектность в МП – это объем прав и обязанностей, закрепл в нормах МП.

3) Правоспособность в МП (Венская Конвения о праве международных договоров 1969г.) – каждое государство обладает правоспособностью.

Виды субъектов:

По происхождению:

1) Основные (первичные): государство, нации и народы, борющиеся за независимость – они являются самостоятельными, их правосубектность не зависит от чьей-либо воли.

2) Вторичные (производные): международные межправительственные организации, государствоподобные образования, нетрадиционные субъекты МП:

- они порождены как субъекты МП волеизъявлением государств, зафиксированы в международном договоре.

По объёму прав и обязанностей:

1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм. Относятся: государства, международные организации, в меньшей мере — государствоподобные образования и борющиеся нации

2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью.

Относятся: индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

Круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.

Так же можно по аналогии с внутригосударственным правом поделить субъектов по отраслевой принадлежности: субъекты гуманитарного, дипломатического и консульского, уголовного права.