Симультанный контраст

По­ня­тие «си­муль­тан­ный кон­траст» обо­зна­ча­ет яв­ле­ние, при ко­то­ром наш глаз при вос­при­ятии ка­ко­го-ли­бо цве­та тот­час же тре­бу­ет по­яв­ле­ния его до­пол­ни­тель­но­го цве­та, и ес­ли та­ко­во­го нет, то си­муль­тан­но, т.е. од­но­вре­мен­но, по­ро­ж­да­ет его сам. Этот факт оз­на­ча­ет, что ос­нов­ной за­кон цве­то­вой гар­мо­нии ба­зи­ру­ет­ся на за­ко­не о до­пол­ни­тель­ных цве­тах. Си­муль­тан­но по­ро­ж­дён­ные цве­та воз­ни­ка­ют лишь как ощу­ще­ние и объ­ек­тив­но не су­ще­ст­ву­ют. Они не мо­гут быть сфо­то­гра­фи­ро­ва­ны. Си­муль­тан­ный кон­траст, как и по­сле­до­ва­тель­ный кон­траст, по всей ве­ро­ят­но­сти, воз­ни­ка­ют по од­ной и той же при­чи­не.

Мож­но по­ста­вить сле­дую­щий опыт: на боль­шой, яр­ко ок­ра­шен­ной плос­ко­сти раз­мес­тить ма­лень­кий чёр­ный квад­рат, за­тем по­верх не­го по­ло­жить лис­ток па­пи­рос­ной бу­ма­ги. Ес­ли эта плос­кость ок­ра­ше­на в крас­ный цвет, то чёр­ный квад­рат бу­дет ка­зать­ся зе­ле­но­ва­тым, ес­ли в зе­лё­ный, то чёр­ный квад­рат по­ка­жет­ся крас­но­ва­тым, на фио­ле­то­вом фоне — жел­то­ва­тым, а ес­ли по­мес­тить его в жёл­тый, то чёр­ный квад­рат бу­дет ка­зать­ся фио­ле­то­во-се­рым. Ка­ж­дый цвет в гла­зах зри­те­ля од­но­вре­мен­но по­ро­ж­да­ет и свой про­ти­во­по­лож­ный тон. Ри­сун­ки 31-36 де­мон­ст­ри­ру­ют этот опыт не­сколь­ко иным спо­со­бом. В ка­ж­дый их шес­ти квад­ра­тов, ок­ра­шен­ных в чис­тые цве­та, по­ме­ще­но по ма­лень­ко­му квад­ра­ту ней­траль­но­го се­ро­го цве­та, свет­ло­та ко­то­ро­го со­от­вет­ст­ву­ет свет­ло­те ос­нов­ных цве­тов. И сра­зу же ка­ж­дый их этих се­рых квад­ра­тов на­чи­на­ет при­об­ре­тать от­те­нок цве­та до­пол­ни­тель­но­го к ос­нов­но­му глав­но­му то­ну боль­шо­го квад­ра­та. Про­во­дя этот опыт и на­блю­дая за из­ме­не­ни­ем от­тен­ка се­ро­го цве­та в том или ином цвет­ном квад­ра­те сле­ду­ет пре­ду­пре­дить, что все ос­таль­ные квад­ра­ты долж­ны быть при­кры­ты, а сам лист, на ко­то­ром они рас­по­ло­же­ны, при­бли­жен к гла­зам. Си­муль­тан­ное дей­ст­вие бу­дет тем силь­нее, чем доль­ше мы бу­дем смот­реть на ос­нов­ной цвет и чем яр­че его тон. По­сколь­ку си­муль­тан­но воз­ни­каю­щие цве­та ре­аль­но не су­ще­ст­ву­ют, а воз­ни­ка­ют лишь в гла­зах, они вы­зы­ва­ют в нас чув­ст­во воз­бу­ж­де­ния и жи­вой виб­ра­ции от не­пре­рыв­но ме­няю­щей­ся ин­тен­сив­но­сти этих цве­то­вых ощу­ще­ний. При дли­тель­ном рас­смат­ри­ва­нии ос­нов­ной цвет как бы те­ря­ет свою си­лу, глаз ус­та­ёт, в то вре­мя как вос­при­ятие си­муль­тан­но воз­ник­ше­го цве­та уси­ли­ва­ет­ся. Си­муль­тан­ный кон­траст воз­ни­ка­ет не толь­ко при со­че­та­нии се­ро­го и ка­ко­го-ли­бо чис­то­го хро­ма­ти­че­ско­го цве­та, но и при со­че­та­нии двух чис­тых цве­тов, не яв­ляю­щих­ся стро­го до­пол­ни­тель­ны­ми. Ка­ж­дый из этих цве­тов бу­дет стре­мить­ся сдви­нуть дру­гой в на­прав­ле­нии к его до­пол­ни­тель­но­му, при­чём в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев оба цве­та те­ря­ют не­что от при­су­ще­го им ха­рак­те­ра и при­об­ре­та­ют но­вые от­тен­ки. В этих ус­ло­ви­ях цве­та по­лу­ча­ют мак­си­маль­но ди­на­ми­че­скую ак­тив­ность. Их ус­той­чи­вость на­ру­ша­ет­ся и они при­хо­дят в со­стоя­ние из­мен­чи­вой виб­ра­ции. Цве­та те­ря­ют при­су­щий им объ­ек­тив­ный ха­рак­тер и как бы «ка­ча­ют­ся», пе­ре­хо­дя из сво­ей ре­аль­но­сти в но­вое не­ре­аль­ное из­ме­ре­ние. Цвет на­чи­на­ет те­рять свою ма­те­ри­аль­ность, и сло­ва о том, что «сущ­ность цве­та не все­гда иден­тич­на его воз­дей­ст­вию», здесь пол­но­стью оп­рав­ды­ва­ют се­бя.

Си­муль­тан­ные свой­ст­ва цве­та име­ют пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние для всех ра­бо­таю­щих с ним. Гё­те го­во­рил, что «си­муль­тан­ный кон­траст яв­ля­ет­ся пер­вей­шим ка­че­ст­вом цве­та, даю­щим воз­мож­ность ис­поль­зо­вать его в эс­те­ти­че­ских це­лях».

На ри­сун­ке 37 на оран­же­вом фо­не изо­бра­же­ны три ма­лень­ких се­рых квад­ра­та, де­мон­ст­ри­рую­щие три ед­ва раз­ли­чи­мых от­тен­ка се­ро­го цве­та. При­чи­на раз­ли­чий этих трёх се­рых то­нов за­клю­ча­ет­ся в том, что к пер­во­му се­ро­му бы­ло под­ме­ша­но не­мно­го си­не­го цве­та, ко­то­рый со­дей­ст­во­вал по­яв­ле­нию си­муль­тан­но­го кон­тра­ста; вто­рой серый — ней­тра­лен и под­вер­жен си­муль­тан­ным из­ме­не­ни­ям. Тре­тий же се­рый со­дер­жит при­месь оран­же­во­го цве­та, дос­та­точ­но­го для унич­то­же­ния си­муль­тан­но­го дей­ст­вия, вслед­ст­вие че­го этот се­рый не вы­зы­ва­ет ни­ка­ких си­муль­тан­ных из­ме­не­ний. Этот опыт по­ка­зы­ва­ет, что с по­мо­щью со­от­вет­ст­вую­щих мер дей­ст­вие си­муль­тан­но­го кон­тра­ста мо­жет быть уси­ле­но или унич­то­же­но.

Ху­дож­ни­ку важ­но знать, при ка­ких ус­ло­ви­ях воз­ни­ка­ют си­муль­тан­ные воз­дей­ст­вия цве­та и как их мож­но из­бе­жать. Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во цве­то­вых за­дач, при ко­то­рых си­муль­тан­ные кон­тра­сты не­же­ла­тель­ны. Не­сколь­ко лет то­му на­зад мой посетитель — ди­рек­тор од­ной ткац­кой фаб­ри­ки, вы­пус­каю­щей тек­стиль для гал­сту­ков, в от­чая­нии об­ра­тил моё вни­ма­ние на не­сколь­ко сот мет­ров до­ро­го­го гал­стуч­но­го шёл­ка, ко­то­рые не про­да­ва­лись по­то­му, что чёр­ная по­ло­са на крас­ном фо­не ка­за­лась не чёр­ной, а зе­лё­ной, а это вы­зва­ло ощу­ще­ние бес­по­кой­ной виб­ра­ции. Впе­чат­ле­ние, ко­то­рое про­из­во­ди­ла эта ткань, бы­ло на­столь­ко силь­ным, что по­ку­па­те­ли ут­вер­жда­ли, что пря­жа бы­ла зе­лё­ной. Ес­ли бы для про­из­вод­ст­ва дан­ной тка­ни вме­сто си­не-чёр­ной пря­жи бы­ла ис­поль­зо­ва­на пря­жа ко­рич­не­ва­то-чёр­но­го цве­та, то дей­ст­вие си­муль­тан­но­го кон­тра­ста бы­ло бы ней­тра­ли­зо­ва­но, а ма­те­ри­аль­ных по­терь не бы­ло.

Кро­ме изо­бра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей ней­тра­ли­за­ции дей­ст­вия си­муль­тан­но­го кон­тра­ста су­ще­ст­ву­ет ещё вто­рая воз­мож­ность ис­поль­зо­вать цве­та в раз­ной сте­пе­ни их ос­вет­лён­но­сти. При на­ли­чии кон­тра­ста свет­ло­го и тём­но­го воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния си­муль­тан­но­го кон­тра­ста умень­ша­ет­ся. Пре­ж­де чем на­чи­нать ра­бо­ту над ком­по­зи­ци­ей це­ле­со­об­раз­но про­ве­рить дей­ст­вие цве­то­вых взаи­мо­от­но­ше­ний в эс­ки­зе. Си­муль­тан­ные про­яв­ле­ния чис­тых цве­тов воз­ни­ка­ют и то­гда, ко­гда вме­сто до­пол­ни­тель­ных цве­тов две­на­дца­ти­ча­ст­но­го цве­то­во­го кру­га бе­рут­ся цве­та, рас­по­ло­жен­ные спра­ва или сле­ва от вы­бран­но­го на­чаль­но­го цве­та. Так мож­но взять не жёл­тый к фио­ле­то­во­му, а жёл­тый к крас­но-фио­ле­то­во­му или си­не-фио­ле­то­во­му цве­ту. Так как жёл­тый и в крас­но-фио­ле­то­вом, и в си­не-фио­ле­то­вом все­гда вы­яв­ля­ет до­пол­ни­тель­ный фио­ле­то­вый цвет, крас­но-фио­ле­то­вый в жёл­том под­чёр­ки­ва­ет жёл­то-зе­лё­ный, а си­не-фио­ле­то­вый в жёлтом — жёл­то-оран­же­вый, бла­го­да­ря че­му и воз­ни­ка­ют си­муль­тан­ные виб­ра­ции. Или дру­гой при­мер: ес­ли ком­по­зи­ция по­строе­на из жёл­то­го и крас­но­го цве­та на си­нем, то она гар­мо­ни­че­ски спо­кой­на. Ес­ли вме­сто си­не­го цве­та взять си­не-зе­лё­ный, то это сра­зу же при­ве­дёт к си­муль­тан­ной иг­ре, по­то­му что крас­ный и жёл­тый бу­дут си­муль­тан­но воз­бу­ж­дать­ся и бу­дут про­яв­лять се­бя со­всем ина­че, чем на си­нем.

Ес­ли не­об­хо­ди­мо уси­лить дей­ст­вие си­муль­тан­но­го кон­тра­ста, то но­вые воз­мож­но­сти да­ет здесь кон­траст на­сы­ще­ния.

В ка­че­ст­ве при­ме­ров ис­поль­зо­ва­ния си­муль­тан­но­го кон­тра­ста мо­гут быть при­ве­де­ны сле­дую­щие про­из­ве­де­ния: ми­ниа­тю­ра «Са­та­на и са­ран­ча» в Апо­ка­лип­си­се из Сен Се­ве­ра, XI век, Па­риж, На­цио­наль­ная биб­лио­те­ка; «Сры­ва­ние оде­ж­де Хри­ста» Эль Гре­ко (1541-1614), Мюн­хен, Ста­рая Пи­на­ко­те­ка; «Ноч­ное ка­фе» Вин­сен­та Ван Го­га (1853-1890), От­тер­лоо, Рейк­сму­зе­ум Крёл-лер-Мюл­лер.