ИСКУССТВО ЦВЕТА


Иттен ИоханнесИскусство цвета. / Пер. с немецкого. — М.: Изд. Д.Аронов, 2000. — 96 с.: ил.

Ио­хан­нес Иттен — швей­цар­ский ху­дож­ник, круп­ней­ший ис­сле­до­ва­тель цве­та в ис­кус­ст­ве и один из ве­ду­щих пре­по­да­ва­те­лей зна­ме­ни­то­го Бау­хау­за, зна­ток клас­си­че­ско­го и но­вей­ше­го ев­ро­пей­ско­го ис­кус­ст­ва, а так­же фи­ло­со­фии и куль­ту­ры Ин­дии и Ки­тая. Кни­га на­пи­са­на на ос­но­ве на­блю­де­ний ху­дож­ни­ка за цве­том в при­ро­де и про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ст­ва раз­лич­ных вре­мен и на­ро­дов. Ав­тор раз­би­ра­ет за­ко­но­мер­но­сти цве­то­вых кон­тра­стов, цве­то­вой гар­мо­нии и цве­то­во­го кон­ст­руи­ро­ва­ния. Кни­га ад­ре­со­ва­на ху­дож­ни­кам, ар­хи­тек­то­рам и ди­зай­не­рам са­мых раз­но­об­раз­ных сфер дея­тель­но­сти.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к русскому изданию.. 4

Введение. 5

Физика цвета. 10

Цвет и цветовое воздействие. 11

Цветовая гармония. 11

Субъективное отношение к цвету. 13

Цветовое конструирование. 17

Двенадцатичастный цветовой круг. 17

Семь типов цветовых контрастов. 18

Контраст цветовых сопоставлений. 19

Контраст светлого и тёмного. 20

Контраст холодного и тёплого. 22

Контраст дополнительных цветов. 24

Симультанный контраст. 25

Контраст цветового насыщения. 26

Контраст цветового распространения. 27

Смешение цветов. 29

Цветовой шар. 30

Цветовые созвучия. 31

Форма и цвет. 33

Пространственное воздействие цвета. 34

Теория цветовых впечатлений. 35

Теория цветовой выразительности. 37

Композиция. 41

Послесловие. 43


Предисловие к русскому изданию

Ио­хан­нес Ит­тен (1888-1967) во­шел в ис­то­рию куль­ту­ры XX ве­ка как круп­ней­ший ис­сле­до­ва­тель цве­та в ис­кус­ст­ве и как пред­ста­ви­тель то­го но­ва­тор­ско­го по­ко­ле­ния ху­дож­ни­ков и ар­хи­тек­то­ров, ко­то­рым уда­лось соз­дать зна­ме­ни­тый Бау­ха­уз с его прин­ци­пи­аль­но но­вой сис­те­мой ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния и ин­тер­на­цио­наль­ным со­ста­вом пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов, бу­ду­щих твор­цов со­вре­мен­но­го сти­ля в куль­ту­ре XX ве­ка. Име­на идео­ло­гов Бау­хау­за, ко­то­рым он обя­зан сво­ей ми­ро­вой сла­вой, — В. Гро­пиу­са, Л. Мис ван дер Роэ, Г. Май­е­ра, В. Кан­дин­ско­го, П. Клее, И. Ит­те­на, как и име­на его вы­пу­ск­ни­ков Л. Мо­хой-На­дя, М. Брей­е­ра, М. Бил­ла так или ина­че зна­ко­мы ка­ж­до­му, кто хо­тел бы счи­тать се­бя че­ло­ве­ком со­вре­мен­ным или об­ра­зо­ван­ным. В этом со­звез­дии твор­че­ских лич­но­стей Ит­те­ну при­над­ле­жит осо­бое ме­сто как при­ни­мав­ше­му не­по­сред­ст­вен­ное уча­стие в соз­да­нии са­мо­го су­ще­ст­вен­но­го но­во­вве­де­ния Баухауза — его «фор­кур­са», ко­то­рый прин­ци­пи­аль­но из­ме­нил ме­то­ди­ку ху­до­же­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Как и в рос­сий­ском ВХУТЕМАСе, соз­да­те­ли Бау­хау­за стре­ми­лись пре­одо­леть ста­рый ре­мес­лен­ни­че­ский под­ход в обу­че­нии ху­дож­ни­ков, ко­гда ка­ж­дый из них фор­ми­ро­вал­ся в пре­де­лах замк­ну­той це­хо­вой сис­те­мы «со­брать­ев» по ви­дам ис­кус­ст­ва и мас­тер­ским, в ка­ж­дой из ко­то­рых учи­ли ра­бо­тать с тем или иным кон­крет­ным ма­те­риа­лом. Но­вая об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма Бау­хау­за строи­лась так, что все сту­ден­ты, не­за­ви­си­мо от то­го, го­то­ви­лись ли они стать ар­хи­тек­то­ра­ми, ху­дож­ни­ка­ми или ди­зай­не­ра­ми в об­лас­ти ме­бе­ли, тек­сти­ля, по­ли­гра­фии или дру­гих спе­ци­аль­но­стей, долж­ны бы­ли на­чи­нать своё обу­че­ние с дис­ци­п­лин фор­кур­са.

Ит­тен был од­ним из пер­вых его пре­по­да­ва­те­лей. Он взял на се­бя труд под­го­то­вить и вес­ти один из слож­ней­ших и аб­со­лют­но но­вый по сво­ей ме­то­ди­ке лек­ци­он­ный и прак­ти­че­ский курс, ко­то­рый дол­жен был раз­вить у сту­ден­тов мас­тер­ст­во сво­бод­но­го вла­де­ния фор­мой и цве­том как ос­нов­ны­ми, уни­вер­саль­ны­ми ка­те­го­рия­ми лю­бо­го ви­да твор­че­ст­ва.

Кни­га «Ис­кус­ст­во цве­та» написана Ит­те­ном на основе, пре­ж­де все­го этих за­ня­тий, ко­то­рые он вёл фак­ти­че­ски на про­тя­же­нии пя­ти­де­ся­ти лет сво­ей жиз­ни, и в Бау­хау­зе, и в сво­их ча­ст­ных шко­лах в Ве­не и Бер­ли­не, а за­тем в ху­до­же­ст­вен­ных ин­сти­ту­тах в Кре­фель­де и Цю­ри­хе.

Впер­вые кни­га Ит­те­на «Ис­кус­ст­во цве­та» вы­шла в 1961 го­ду в аль­бом­ном фор­ма­те, с боль­шим ко­ли­че­ст­вом цвет­ных ил­лю­ст­ра­ций про­из­ве­де­ний ми­ро­во­го ис­кус­ст­ва. Од­на­ко уже в про­цес­се её под­го­тов­ки Ит­тен по­чув­ст­во­вал не­об­хо­ди­мость из­дать эту кни­гу бо­лее дос­туп­ной для всех, вклю­чая и сту­ден­тов. Так поя­вил­ся вто­рой ва­ри­ант её из­ло­же­ния, с раз­вер­ну­тым на­зва­ни­ем «Ис­кус­ст­во цве­та. Субъ­ек­тив­ное вос­при­ятие и объ­ек­тив­ное по­зна­ние как путь к ис­кус­ст­ву. Учеб­ный курс». Сра­зу же по­сле вы­хо­да в свет кни­га Ит­те­на бы­ла пе­ре­ве­де­на на анг­лий­ский, фран­цуз­ский, италь­ян­ский, япон­ский и дру­гие язы­ки. Она по­лу­чи­ла на­столь­ко ши­ро­кое при­зна­ние, что при­об­ре­ла зна­че­ние «аз­бу­ки цве­та», без ко­то­рой уже не мыс­лит­ся раз­ви­тие цве­то­вой куль­ту­ры со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. Этот же ва­ри­ант кни­ги был взят и для её из­да­ния на рус­ском язы­ке, ко­то­рый осу­ще­ст­в­ля­ет­ся впер­вые.

В Рос­сии кни­га Ит­те­на в своё вре­мя так­же при­влек­ла вни­ма­ние ху­дож­ни­ков, и пре­ж­де все­го прак­ти­ков и пе­да­го­гов, ра­бо­тав­ших в об­лас­ти ар­хи­тек­ту­ры и ди­зай­на.

Её глав­ным по­пу­ля­ри­за­то­ром ста­ла так на­зы­вае­мая «Се­неж­ская сту­дия» по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции при Сою­зе ху­дож­ни­ков, где изу­че­нию цве­то­вой тео­рии Ит­те­на бы­ло спе­ци­аль­но по­свя­ще­но не­сколь­ко се­ми­на­ров, а Бау­ха­уз из от­вле­чен­но­го ис­то­ри­че­ско­го по­ня­тия пре­вра­тил­ся во впол­не ося­зае­мое кон­крет­ное яв­ле­ние.

Соз­дан­ный Ит­те­ном ещё в на­ча­ле 1920-х го­дов свое­об­раз­ный цве­то­вой кон­ст­рук­тор (цве­то­вой шар, круг и цве­то­вая звез­да), а так­же за­фик­си­ро­ван­ная в его ис­сле­до­ва­ни­ях не­ос­по­ри­мая связь цве­та с той или иной фор­мой, на­при­мер, крас­но­го цвета — с квад­ра­том, жёлтого — с тре­уголь­ни­ком, синего — с кру­гом, ста­ли свое­об­раз­ным клю­чом к твор­че­ско­му ов­ла­де­нию тай­на­ми цве­та. Ме­то­ди­ка цве­то­во­го ана­ли­за и кон­ст­руи­ро­ва­ния цве­та, раз­ра­бо­тан­ная Ит­те­ном, от­кры­ла воз­мож­ность соз­да­ния ми­ри­ад гар­мо­нич­ных цве­то­вых со­че­та­ний и кон­тро­ля за пра­виль­но­стью то­го или ино­го цве­то­во­го вы­бо­ра. Осо­бо ак­тив­но она ста­ла ис­поль­зо­вать­ся в ди­зай­не, в его экс­пе­ри­мен­тах с но­вы­ми ма­те­риа­ла­ми, тех­но­ло­гия­ми и, несомненно, по­влия­ла на цве­то­вую куль­ту­ру со­вре­мен­но­го те­ле­ви­де­ния, ком­пь­ю­тер­ную гра­фи­ку и по­ли­гра­фию.

Од­на­ко смысл и цен­ность кни­ги Ит­те­на не толь­ко в пря­мом прак­ти­циз­ме и ис­поль­зо­ва­нии цве­то­во­го кон­ст­рук­то­ра как от­лич­но­го «ин­ст­ру­мен­та», по­мо­гаю­ще­го най­ти пра­виль­ные цве­то­вые ре­ше­ния. Тео­рия цве­та Ит­те­на не ис­чер­пы­ва­ет­ся толь­ко эти­ми це­ля­ми. Его от­но­ше­ние к цве­ту как к ге­ни­аль­но скон­ст­руи­ро­ван­но­му внут­ри се­бя при­род­но­му яв­ле­нию, со сво­ей внут­рен­ней энер­ге­ти­кой, еще не во всём изу­чен­ной на­ми, име­ет свою ми­ро­воз­зрен­че­скую ос­но­ву. Со­всем не­слу­чай­но кни­га Ит­те­на на­чи­на­ет­ся и за­кан­чи­ва­ет­ся ссыл­кой на древ­ние ин­дий­ские Ве­ды. Ин­те­рес Ит­те­на к маз­да­из­му, фи­ло­со­фии, куль­ту­ре и ис­кус­ст­ву древ­ней Ин­дии, Ки­тая и Япо­нии, ко­то­рые поя­ви­лись у не­го ещё в юно­сти, несомненно, по­влия­ли на его от­но­ше­ние к са­мо­му се­бе, к сво­ей дея­тель­но­сти, к жиз­ни во­об­ще и к по­ис­ку не­пре­хо­дя­щих объ­ек­тив­ных цен­но­стей в ис­кус­ст­ве, ко­то­рые за­ста­ви­ли столь при­сталь­но за­нять­ся ис­сле­до­ва­ни­ем цве­та. А ме­ди­та­ции, с ко­то­рых на­чи­на­лись его за­ня­тия со сту­ден­та­ми, нау­чи­ли под­чи­нять свое те­ло ду­хов­но­му со­зер­ца­нию ми­ра. И это про­бу­ж­да­ло со­всем осо­бое ощу­ще­ние це­ло­ст­но­сти и ра­зум­но­сти ми­ро­зда­ния, без ко­то­ро­го труд­но об­рес­ти выс­шую ду­хов­ность.

Цен­ность цве­то­вой тео­рии Ит­те­на за­клю­ча­ет­ся имен­но в том, что он су­мел пой­ти даль­ше изу­че­ния соб­ст­вен­но фи­зи­че­ских свойств цве­та. То, что Ит­тен был ху­дож­ни­ком и в своём ис­сле­до­ва­нии цве­та опи­рал­ся на ма­те­ри­ал ис­кус­ст­ва, не­обы­чай­но рас­ши­ри­ло диапазон его на­блю­де­ний и вы­во­дов. Бла­го­да­ря по­сто­ян­но­му об­ра­ще­нию к ра­бо­там ста­рых мас­те­ров и про­из­ве­де­ни­ям со­вре­мен­ных ему ху­дож­ни­ков Ит­те­ну уда­лось об­на­ру­жить и объ­яс­нить за­ко­но­мер­но­сти жиз­ни цве­та, труд­но раз­ли­чи­мые вне сфе­ры ис­кус­ст­ва. Сю­да от­но­сят­ся про­ана­ли­зи­ро­ван­ные им семь ти­пов цве­то­вых кон­тра­стов, без ко­то­рых не­мыс­ли­мо по­строе­ние жи­во­пис­но­го по­лот­на, а так­же во­про­сы сим­во­ли­че­ско­го зна­че­ния цве­та, его свя­зи с фор­мой и воз­мож­но­стя­ми эмо­цио­наль­но­го воз­дей­ст­вия.

По­свя­тив прак­ти­че­ски всю жизнь соз­да­нию уни­вер­саль­ной цве­то­вой тео­рии, воз­ник­шей из по­треб­но­сти по­знать при­ро­ду цве­та и по­нять ме­ха­низм его дей­ст­вия в ис­кус­ст­ве, Ит­тен ис­хо­дил из то­го, что ка­ж­до­му, кто в сво­ей про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти свя­зан с цве­том, нуж­на дис­ци­п­ли­ни­рую­щая си­ла зна­ния за­ко­но­мер­но­стей его про­яв­ле­ний. И не­за­ви­си­мо от на­ли­чия та­лан­та и при­ро­ж­ден­но­го чув­ст­ва цве­та, ко­то­ры­ми об­ла­да­ют не­ко­то­рые лю­ди, это все­гда по­мо­га­ет пре­одо­леть свою не­уве­рен­ность при вы­бо­ре то­го или ино­го цве­то­во­го ре­ше­ния. Од­на­ко при этом Ит­тен под­чер­ки­вал, что зна­ния и сле­до­ва­ние им не долж­ны сдер­жи­вать ин­туи­тив­ные им­пуль­сы ху­дож­ни­ка, по­сколь­ку толь­ко взаи­мо­дей­ст­вие то­го и дру­го­го спо­соб­но при­вес­ти к соз­да­нию про­из­ве­де­ния, оду­шев­лён­но­го че­ло­ве­че­ской энер­ги­ей. И это то­же, как и сам цвет, про­яв­ле­ние сил при­ро­ды, без ко­то­рых не­воз­мож­но даль­ней­шее дви­же­ние в ис­кус­ст­ве.

Л. Монахова