Суды общей юрисдикции

Конституционные суды Российской Федерации

II. Судебная система в России

Судебная системаэто совокупность всех судов государства, осуществляющих правосудие и взаимосвязанных между собой при его осуществлении.

В соответствии с Конституцией РФ правосудие в России осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, ад­министративного и уголовного судопроизводства (Конст. ст.118). В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ.

Федеральные суды - это Конституционный Суд РФ, Вер­ховный Суд РФ, верховные, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды (Высший Ар­битражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов РФ).

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

Однако все они составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федераль­ными законами.

Дадим определение ю р и с д и к ц и и :

Юрисдикция – установленная законом (или иным нормативным документом) совокупность полномочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. право государственного органа давать оценку действия того или иного субъекта права с точки зрения их правомерности и принимать юридические санкции к правонарушителю.

Для рассмотрения дел о соответствии правовых актов (законов, указов и др.) Конституции РФ, конституциям республик в составе РФ, уставам других субъектов РФ существуют Конституционный Суд РФ, конституционные (в республиках) и уставные (в других субъектах РФ) суды.

Конституционный Суд РФ проверяет соответст­вие федеральных актов и актов субъектов РФ – Конституции. Конституционные и уставные суды субъектов РФ проверяют соответст­вие правовых актов субъектов РФ их основным законам. Кроме того, Конституционные (уставные) суды рассматривают и другие вопросы:

споры окомпетенции органов государства; дают толкование основных зако­нов; рассматривают жалобы на нарушение основных прав и свобод человека и гражданина (такие «конституционные жалобы» могут быть поданы в суд одним лицом или группой лиц). Конституционный Суд РФ дает также заключение о соблюдении установленного поряд­ка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Некоторые до­полнительные полномочия имеют конституционные (уставные) суды отдельных субъектов РФ. Конституционный суд республики Марий Эл осуществляет контроль за выборами президента республики, в Башкортостане — следит за конституционностью общественных объ­единений и др.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Со­ветом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи назнача­ются на 15 лет, предельный возраст для пребывания в этой должности — 70 лет. Назначение на второй срок не допускается. Конституци­онный Суд РФ избирает на три года председателя, заместителя и судью-секретаря. Суд рассматривает дела и принимает решения в пле­нарных заседаниях и в заседаниях двух палат, состоящих из 9 и 10 су­дей. Некоторые дела суд может рассматривать .только в пленарных заседаниях (о соответствии конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ, принимать решения о выступлении с законодатель­ной инициативой по предметам ведения суда и др.). Решения суда (постановление, определение, заключение, послание парламенту, вы­ступление с законодательной инициативой) принимаются открытым голосованием в совещательной комнате путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздерживаться от голосования.

Конституционный Суд РФ, как и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, должен решать исключительно вопросы права, не вмешиваться в решение политических вопросов, хотя четкую грань в данном случае провести сложно, многие вопросы толкования Консти­туции, прав человека, признание тех или иных актов неконституцион­ными (например, по вопросу о запрещении коммунистической партии указами Президента РФ Б.Н. Ельцина или о Чечне) имели полити­ческий характер.

Конституционные (уставные) суды вправе осуществлять только последующий контроль, когда правовой акт уже вступил в законную силу. Предварительный контроль осуществляется лишь в отношении международных договоров, не вступивших в силу (таких решений в практике Конституционного Суда РФ не было).

Наряду с судами конституционной юстиции в России действуют и другие виды судов.

Система судов общей юрисдикции включает — Верховный Суд РФ,

верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автоном­ной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, федеральные меж­муниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подразделения (например, в Москве); военные суды (в гарнизонах, военных соединениях). Председатели и судьи Верхов­ного Суда РФ назначаются Советом Федерации, другие судьи судов общей юрисдикции (в том числе судьи верховных судов республик в составе РФ), кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ, Высшей квалификационной кол­легии.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений (пока что особых администра­тивных судов, разрешающих споры граждан с чиновниками, в России нет). Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции (по жалобе стороны, протесту прокурора и др.).

Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФвыс­ший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ведение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Верховный Суд РФ выступает в качестве суда первой инстанции (например, рассматрива­ет жалобы на ненормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания, жалобы кандидатов на нарушение их избирательных прав в процессе выборов в Государственную Думу и на должность Президента РФ и др.). В установленных законом про­цессуальных (а не иных) формах он осуществляет надзор за деятель­ностью других судов (речь идет не о командовании ими, а о пересмот­ре дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам). Верховный Суд РФ дает разъясне­ния по вопросам судебной практики (они теперь не называются руко­водящими, но суды следуют им в том числе и по причине высокого авторитета Верховного Суда). Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий (по гражданским делам, уголовным делам и военная коллегия).

Другие суды общей юрисдикции создаются по территориальному признаку в субъектах РФ, административно-территориальных едини­цах (например, районные суды), или в особых судебных округах (меж­муниципальные суды в крупных городах, мировые суды участков).

Военные судыразновидность судов общей юрисдикции. Они со­здаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские и административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Существуют окружные (военных округов), флотские (флотов) и гарнизонные военные суды.

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. В России они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Причем, обвиняемые сами могут выбирать: будет рассматривать их дело обыч­ный суд (судья и два народных заседателя) или суд присяжных.

Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдик­ции (городском, субъекта РФ и др.) в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются (обвиняемым, его представителем) и опротестовываются (прокуро­ром) в Верховный Суд РФ.

В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, занимающие в ней особое положение.

Мировые судьи – суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России. Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или из­браны населением судебного участка (территория деятельности миро­вого судьи) на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет. Порядок осу­ществления правосудия определяется федеральными законами, по ад­министративным делам — законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета (Судебным департаментом Верховного Суда РФ), а материально-техническое обеспечение — соответствующих субъектов РФ.

Мировые судьи рассматривают (единолично) по первой инстанции ограниченную категорию дел. Они вправе:

1) рассматривать уго­ловные дела с предусмотренным наказанием до двух лет лишения сво­боды;

2) издавать судебные приказы;

3) расторгать браки, если отсут­ствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений;

4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не превышает 500 МРОТ (в год принятия зако­на это составляло около 42 тыс. руб., в 2002 г. — 225 тыс. руб.);

5) рас­сматривать административные правонарушения;

6) разрешать трудо­вые споры.

Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, чис­ленность населения участка должна составлять 15—30 тыс. человек.