Рули и тяги управления
Хвостовое оперение
Оперение будет «несущим», если угол атаки стабилизатора положительный. В этом случае сопротивление воздуха, испытываемое оперением, создает дополнительную подъемную силу, прибавляющуюся к общей подъемной силе. Угол атаки несущего оперения всегда должен быть меньшим, чем угол атаки крыла. Когда оперение несущее, говорят, что самолет имеет продольное «V».
Рис. 65. |
Рулем высоты называется поверхность, присоединенная на шарнирах к задней неподвижной части стабилизатора (рис. 66). Когда пилот хочет произвести кабрирование самолета, он поднимает руль высоты, притягивая к себе ручку (обратите внимание на перекрещенные тросы). Воздух, ударяясь о руль, оказывает определенное сопротивление, направленное книзу, которое стремится вернуть руль высоты в нейтральное положение. Но так как пилот противодействует этому, то сопротивление {86} воздуха заставляет самолет повернуться вокруг центра тяжести и поднять нос (кабрирование). Если, напротив, летчик дает ручку от себя и опускает руль высоты, то результирующая сопротивления воздуха направлена вверх, поднимая оперение. Она заставляет самолет опустить нос (пикирование).
Рычаги управления действуют на рули посредством тяг.
Руль направления (поворота) может быть сравнен с рулем лодки. Тяги натягиваются ногами посредством педали; тросы не скрещиваются. Чтобы сделать правый вираж, надо нажать правую педаль (дать правую ногу), левый — левую (рис. 67).
Рис. 66. |
Рис. 67. |