Рули и тяги управления

Хвостовое оперение

Оперение будет «несущим», если угол атаки стабилизатора положительный. В этом случае сопротивление воздуха, испытываемое оперением, создает дополнительную подъемную силу, прибавляющуюся к общей подъемной силе. Угол атаки несущего оперения всегда должен быть меньшим, чем угол атаки крыла. Когда оперение несущее, говорят, что самолет имеет продольное «V».

 

Рис. 65.

 

Рулем высоты называется поверхность, присоединенная на шарнирах к задней неподвижной части стабилизатора (рис. 66). Когда пилот хочет произвести кабрирование самолета, он поднимает руль высоты, притягивая к себе ручку (обратите внимание на перекрещенные тросы). Воздух, ударяясь о руль, оказывает определенное сопротивление, направленное книзу, которое стремится вернуть руль высоты в нейтральное положение. Но так как пилот противодействует этому, то сопротивление {86} воздуха заставляет самолет повернуться вокруг центра тяжести и поднять нос (кабрирование). Если, напротив, летчик дает ручку от себя и опускает руль высоты, то результирующая сопротивления воздуха направлена вверх, поднимая оперение. Она заставляет самолет опустить нос (пикирование).

Рычаги управления действуют на рули посредством тяг.

Руль направления (поворота) может быть сравнен с рулем лодки. Тяги натягиваются ногами посредством педали; тросы не скрещиваются. Чтобы сделать правый вираж, надо нажать правую педаль (дать правую ногу), левый — левую (рис. 67).

 

 

Рис. 66.

 

 

Рис. 67.