Практическое правило

КОМПАС

Компас показывает летчику в любой момент курс самолета. Под этим термином понимается угол, образуемый продольной осью самолета с фиксированным направлением (меридианом); кроме того, он позволяет пилоту определять величину отклонений от заданного путевого угла, происходящих вследствие внешних причин, и устранять их, воздействуя на органы управления.

Компас (рис. 34) устанавливается на самолете в карданной подвеске. Картушка компаса, скрепленная намагниченной стрелкой, может иметь на своей поверхности шкалу двух типов. Наиболее употребляемая шкала градуируется от 0 до 360° (отсчет углов ведется от севера к востоку), что упрощает подсчет пути, однако часто встречаются компасные картушки, имеющие шкалу от 0 до 90° (с севера к востоку или с юга к западу).

Компасная картушка с укрепленной на ней магнитной стрелкой насаживается на конец шпильки таким образом, что может сохранять положение равновесия. Шпилька составляет одно целое с котелком компаса, закрепленным на самолете. На краю котелка наносят одну или две диаметрально противоположные метки, отмечающие направление продольной оси самолета (курсовая черта).

Надо хорошо усвоить, что компасная картушка под воздействием намагниченной стрелки сохраняет постоянное направление в пространстве, в то время как котелок следует за ориентировкой, которую принимает самолет.

Намагниченная стрелка, подвешенная в центре тяжести и свободно вращающаяся в пространстве, принимает в каждом данном месте некоторое определенное направление. Если ее отклонить в сторону от этого направления, она точно возвращается к нему.

Если исключено влияние на компас всех магнитных масс, находящихся по соседству, то вертикальная плоскость, проходящая через положение равновесия стрелки (магнитный меридиан),

 

Рис. 34. Самолетный компас.

 

образует в общем некоторый угол с географическим меридианом данного места: этот угол называется магнитным склонением (D) данного места. Магнитное склонение может быть восточным (положительным), если для наблюдателя, смотрящего на истинный (географический) север (Nv), магнитный меридиан (Nm) оказывается справа, и западным (отрицательным), если магнитный меридиан оказывается слева (рис. 35).

Магнитное склонение, меняющееся для данного пункта очень медленно, может значительно изменяться в различных широтах. Для наших широт (район Орана в Северной Африке) оно достигало в 1930 г. 11°6' (западнее географического севера); оно уменьшается каждый год на 7 минут.

Магнитное склонение обозначается на некоторых картах. Однако магнитная стрелка самолетного компаса всегда находится под большим или меньшим влиянием металла самолета, так что линия N—S (север—юг) компаса не совпадает точно с линией магнитного меридиана.

Угол, который образуется между этими двумя линиями, называется девиацией компаса (d). Девиацию отсчитывают по направлению от магнитного севера (Nm) к компасному северу (Nc); девиация считается положительной, если компасный север находится восточнее магнитного севера, и отрицательной, если север по компасу находится западнее магнитного севера (рис. 35).

Нас интересует угол, который образуется линией «север—юг» компаса с истинным направлением «север—юг». Этот угол называют вариацией компаса (Va).

Вариация, таким образом, равна алгебраической сумме девиации и склонения (рис. 35).

Если D и d — одного и того же знака, их складывают, знаком вариации является общий знак (рис. 35-а, б).

Пример:

D = 11° NW; d = 3° NW;

Va = (–11°) + (–3°) = –14° (NW);

D = 15° NO; d = 3°NO;

Va = 15° + 3° = 18° (NO).

Если D и d имеют противоположные знаки, надо из большей величины вычесть меньшую; вариация получает знак большей величины (рис. 35-в).

Пример:

D = 12° NW; d = 4° NO;

Va = (–12°) – (+4°) = –8° (NW).

 

Рис. 35. Магнитное склонение (D) и девиация компаса (d).

 

Курсом называют угол между осью самолета и одной из трех линий «север—юг». Таким образом, различают (рис. 36) истинный курс (ИК), магнитный курс (МК), компасный курс (КК).

Две задачи возникают перед летчиком:

1. Зная истинный путь самолета, найти компасный курс (иначе говоря, определить компасный курс по истинному).

2. Если компас показывает некоторый курс, то каков истинный путь самолета (иначе говоря, определить истинный курс по компасному).