Непроизвольный штопор

Глубокий вираж на малой высоте

ПРИЧИНЫ АВАРИЙ

Пикирование и выход из него

Всегда следует избегать чрезмерного пикирования, а особенно резкого выхода из него.

При резком выходе из пикирования самолет получает весьма большую перегрузку. Это связано с опасностью.

Ничего нет более отвратительного, как грубо выполненные фигуры. Надо тренироваться чаще, но понемногу.

Фигуры высшего пилотажа выполняются сравнительно легко. Трудность заключается в том, чтобы выполнить их гибко, мягко и изящно.

Мы будем говорить здесь о самых частых авариях, вызываемых ошибками пилотирования.

Катастрофы происходят, главным образом, во время виражей, выполненных вопреки здравому смыслу, в результате чего и происходит потеря скорости.

Мы по опыту знаем, что все те, которые изучили искусство пилотирования по классическим правилам, рекомендуемым в этом руководстве, гарантированы и иммунизированы против нелепых случайностей.

Необходимо понять и уметь объяснить причины аварий. Авиация от этого только выиграет.

Приведем три наиболее частых случая катастроф, которые имеют одно и то же происхождение и вызываются одними и теми же причинами.

Летя на небольшой высоте, ниже 100 м, летчик производит несколько виражей, один из которых должен быть глубоким и круговым (около 360°).

Но не умея правильно делать вираж, потому что он никогда этому не учился, летчик, вместо того чтобы отдать ручку для получения запаса скорости, делает вираж, перекрещивая органы управления (дело в том, что до прохождения соответствующего обучения летчик всегда инстинктивно отклоняет ручку в сторону, противоположную ножной педали, чтобы помешать крену самолета). Таким образом, в конце виража летчик попадает в положение потери скорости с сильно перекрещенными органами управления, как если бы он желал сделать резкий штопор.

Дальше он уже вообще не знает, что он делает. Не имея навыков в выполнении глубоких виражей, он совершенно теряется; при этом он старается увидеть, что происходит на земле.

Катастрофа неизбежна.

Плохо выполненный вираж (какова бы ни была высота полета) может перейти в резкий штопор, особенно в том случае, когда самолет сильно нагружен или атмосферные условия неблагоприятны (самолет может не войти в штопор,- если он летит без нагрузки, и легко входит в него, если он очень сильно нагружен или плохо отрегулирован).

Как только самолет входит в штопор, летчик, не получивший самой элементарной и необходимой подготовки, инстинктивно берет ручку на себя и держит ее в таком положении до самой земли, вместо того чтобы отдать ручку от себя, поставить ножное управление в нормальное положение и сбавить газ.