Непроизвольный штопор
Глубокий вираж на малой высоте
ПРИЧИНЫ АВАРИЙ
Пикирование и выход из него
Всегда следует избегать чрезмерного пикирования, а особенно резкого выхода из него.
При резком выходе из пикирования самолет получает весьма большую перегрузку. Это связано с опасностью.
Ничего нет более отвратительного, как грубо выполненные фигуры. Надо тренироваться чаще, но понемногу.
Фигуры высшего пилотажа выполняются сравнительно легко. Трудность заключается в том, чтобы выполнить их гибко, мягко и изящно.
Мы будем говорить здесь о самых частых авариях, вызываемых ошибками пилотирования.
Катастрофы происходят, главным образом, во время виражей, выполненных вопреки здравому смыслу, в результате чего и происходит потеря скорости.
Мы по опыту знаем, что все те, которые изучили искусство пилотирования по классическим правилам, рекомендуемым в этом руководстве, гарантированы и иммунизированы против нелепых случайностей.
Необходимо понять и уметь объяснить причины аварий. Авиация от этого только выиграет.
Приведем три наиболее частых случая катастроф, которые имеют одно и то же происхождение и вызываются одними и теми же причинами.
Летя на небольшой высоте, ниже 100 м, летчик производит несколько виражей, один из которых должен быть глубоким и круговым (около 360°).
Но не умея правильно делать вираж, потому что он никогда этому не учился, летчик, вместо того чтобы отдать ручку для получения запаса скорости, делает вираж, перекрещивая органы управления (дело в том, что до прохождения соответствующего обучения летчик всегда инстинктивно отклоняет ручку в сторону, противоположную ножной педали, чтобы помешать крену самолета). Таким образом, в конце виража летчик попадает в положение потери скорости с сильно перекрещенными органами управления, как если бы он желал сделать резкий штопор.
Дальше он уже вообще не знает, что он делает. Не имея навыков в выполнении глубоких виражей, он совершенно теряется; при этом он старается увидеть, что происходит на земле.
Катастрофа неизбежна.
Плохо выполненный вираж (какова бы ни была высота полета) может перейти в резкий штопор, особенно в том случае, когда самолет сильно нагружен или атмосферные условия неблагоприятны (самолет может не войти в штопор,- если он летит без нагрузки, и легко входит в него, если он очень сильно нагружен или плохо отрегулирован).
Как только самолет входит в штопор, летчик, не получивший самой элементарной и необходимой подготовки, инстинктивно берет ручку на себя и держит ее в таком положении до самой земли, вместо того чтобы отдать ручку от себя, поставить ножное управление в нормальное положение и сбавить газ.