Переворот через крыло

Штопор

ФИГУРНЫЕ ПОЛЕТЫ

Посадка

Глубокие виражи

Виражи производятся таким же способом, как мы указывали выше, но с той разницей, что амплитуда органов управления должна быть еще меньшей. Однако когда самолет приобретет хороший крен, то для выполнения виража надо уверенно выбрать ручку на себя. На тихоходном самолете мы рекомендуем перед виражем лететь по прямой, чтобы приобрести запас скорости, учитывая торможение, которое произойдет при выполнении виража. На самолете нового типа, напротив, перед выполнением глубокого виража лучше слегка уменьшить скорость. Для этого достаточно сделать легкое кабрирование (поднять нос самолета), а после виража — снижение, чтобы снова набрать утраченную скорость.

Закрылки обладают очень большой эффективностью; перед каждой посадкой их надо опускать. Вначале тормозящее действие закрылков вызывает у ученика большое удивление. На большей части самолетов с большим диапазоном скорости посадка нетрудна. После посадки закрылки следует поднять.

Всем летчикам, имеющим к тому возможность, мы рекомендуем уделять некоторое внимание упражнениям по высшему пилотажу. Это является великолепным средством для усовершенствования.

Сначала в этих виртуозных упражнениях надо тренироваться с инструктором, затем самостоятельно — всегда на достаточной высоте, на самолете, специально сконструированном для фигурных полетов и содержащемся в полной (исправности.

Эти упражнения вызывают доверие к самолету и увеличивают безопасность обыкновенных полетов.

Для выполнения штопора надо поступать следующим образом:

1) поставить самолет в положение полной потери скорости, для чего прикрыть газ и постепенно выбрать ручку на себя доотказа;

2) в тот момент, когда самолет обнаружит тенденцию свалиться влево или вправо, дать ногу в сторону желаемого штопора доотказа и в ту же сторону слегка отвести ручку, сохраняя ее заднее положение.

Самолет перейдет в штопор.

Штопор будет менее резким, если оттянутая назад ручка не будет повернута в сторону; таким образом, действуя на элероны, мы можем регулировать крутизну штопора.

Штопор может также выполняться путем перекрещивания рулей при оттянутой назад ручке, но выполнение штопора в этом случае отличается грубостью.

Мы рекомендуем начинающим наблюдать за высотомером и прекращать штопор после потери примерно 150 м высоты, т. е. самое большее — после двух-трех витков штопора.

Для вывода самолета из штопора следует привести органы управления в их нормальное положение: поставить ножное управление нейтрально и отдать ручку от себя (мотор должен работать на минимальном газе)1.

Переворот через крыло представляет собой разворот в вертикальной плоскости, который можно выполнить при работающем или выключенном моторе. Для этого нужно:

1) развить соответствующую скорость, доведя работу мотора до полной мощности или выполнив легкое пикирование;

2) выбрать ручку на себя для кабрирования (подъема) под углом в 40–60° и в то же время слегка отвести ее в сторону, в которую мы хотим сделать переворот;

3) не ожидая потери скорости, свободно дать ногу в сторону отклонения ручки и сбавить газ, если винт дает тягу.