Потеря скорости

ПОЛЕТЫ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Кроме точных снижений на малом газе или с остановленным винтом, которые возможны далеко не на всех аэродромах, надо делать еще следующие упражнения:

1. Поднимитесь на 1000 м или выше. Переведите мотор на малый газ и путем медленного и постепенного выбирания ручки препятствуйте самолету снижаться. Вы рискуете, самое большее, перейти в штопор, а это неопасно. В случае сомнения отдайте ручку до нейтрального положения, сохраняя малый газ.

По мере уменьшения скорости органы управления делаются вялыми и менее эффективными. Амплитуда их движений должна быть гораздо больше.

Испытывайте ваш самолет, производя (попеременно) одновременные и согласованные давления на ручку и на педаль (в одну и ту же сторону). Падая, ваш самолет будет качаться с одного крыла на другое.

Это опасный момент: потеря скорости, которую мы должны изучить, чтобы уметь избегать ее.

На каждом самолете она проявляется различно.

2. Затем возьмите высоту. Переведите мотор на малый газ и делайте все более и более глубокие спирали, тренируйте ваши ноги, чтобы они двигались мягко и были гибкими.

Поступайте так же при выполнении «восьмерки», все более и более глубокой. Меняя направление, избегайте как потери, так и избытка скорости.

Не следует настойчиво повторять одно и то же движение; надо работать органами управления мало, но хорошо.

3. Снова наберите высоту. Еще раз переведите мотор на малый газ, начинайте планировать с достаточной скоростью, затем сделайте вираж с большим подъемом — это начало опрокидывания. Анализируйте, слушайте, изучайте, увеличивайте размах движений, но никогда не отрывайтесь от сидения.

4. Повторите эти упражнения при полной работе мотора; это будет уже труднее.

5. Увеличьте ваши виражи с подъемом; они перейдут в перевороты через крыло и приведут вас к петлям (это допускается только на самолете с достаточным запасом прочности). Вы будете чувствовать ваш самолет руками, ногами, телом, ухом и легко перейдете к выполнению безукоризненных петель.

Вес вашего тела всегда должен казаться вам нормальным. Если при вираже вам кажется, что вы очень тяжелы, это значит, что описанная вами кривая имеет очень малый радиус.

Особенно будьте осторожны при выходе из резкого пикирования. В этот момент самолет слишком сильно нагружен, так же, как и при грубом выходе из вертикального виража.

Когда вам удастся выполнить эти упражнения при минимальной амплитуде движения органов управления, это будет значить, что вы достигли совершенства.

Не следует переходить от одной фигуры к другой до тех пор, пока вы не овладеете первой. Анализируйте ваши движения и реакции самолета.

После каждого упражнения делайте передышку, т. е. переходите в нормальный полет по прямой.