БЕЗОПАСНОСТЬ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ

Посадка с остановленным винтом

Когда ученик достаточно хорошо натренируется в точных посадках и в снижениях на малом газе, он должен возможно чаще производить посадки с остановленным винтом (на достаточно больших и свободных от препятствий аэродромах).

По нашему мнению это является лучшим способом усовершенствования и приобретения качеств квалифицированного летчика.

Эти планирующие спуски на самолетах высокого качества чрезвычайно приятны. Так же, как при полете на планере, значительную роль здесь играет слух. Каждый самолет музыкален и, даже если у него нет растяжек, каждый «поет» по-своему. Вы должны привыкнуть к «мелодии» тех самолетов, которыми вы управляете. Если вы увеличиваете скорость на пикировании, свист делается более резким, если, напротив, вы замедляете скорость,— высота звука уменьшается.

Рулите на земле медленно (рис. 14), особенно приближаясь к ангарам. Строго соблюдайте правила воздушного движения и различайте аэродромные знаки.

Удостоверьтесь, что вы не мешаете взлету или посадке другого самолета.

При остановке, если вы оставляете на несколько секунд самолет лицом к ветру при работающем моторе, отведите ручку назад, привяжите ее и затормозите самолет.

Во избежание капотирования во время руления надо взять за правило прижимать к себе ручку доотказа, за исключением одного специального случая, который мы рассмотрим ниже.

Никогда не тормозите сильно, если вы не прижали ручку к себе и не имеете достаточной нагрузки в задней части самолета. Никогда не начинайте полета, не проверив нагрузки самолёта.

Во время сильного ветра озаботьтесь, чтобы при рулении на старт и к ангарам у самолета был сопровождающий.

Если самолет увязнет в грязи, не разгружайте задних мест от пассажиров, чтобы столкнуть самолет; напротив, оставьте, по возможности, больше нагрузки сзади, чтобы избежать

капотирования, и обратитесь к содействию посторонних лиц; на пустынном аэродроме — выключите мотор.

Обтекатели колес часто вызывают капотирование на грязных аэродромах, когда летчик не принимает надлежащих мер предосторожности, т. е. не сохраняет нормального веса в задней части самолета и не прижимает к себе ручку доотказа. И, наоборот, при вынужденной посадке в высокой траве, в хлебах и т. д. обтекатели колес позволяют избежать капотирования.

Когда самолет находится на земле при сильном ветре с хвоста, поступайте следующим образом:

а) при остановке: ручка доотказа отдана от себя;

б) при рулении, когда струя от винта слабее ветра с хвоста: ручка вперед; {28}

в) при ветре с хвоста, равном силе струи от винта: ручка в нейтральном положении;

г) воздушная струя от винта сильнее, чем ветер с хвоста: ручка прижата к себе доотказа.

 

Рис. 14. Рулите медленнее!

 

Рис. 15. Пришвартование самолета в плохую погоду.

Если ваш самолет должен оставаться на открытом воздухе день и ночь, укрепите его покрепче на земле — справа, слева и у хвостового оперения. Не забудьте, что для бури он будет игрушкой. При бурной погоде укрепите самолет хвостом к ветру; ручку отведите вперед доотказа и привяжите; укрепите также руль направления и элероны (рис. 15).