Взлет с аэродрома с мягким грунтом

Взлет с небольшой площадки

Отказ мотора при взлете

Подъем

Достигнув надлежащей скорости на горизонтальном полете, летчик соответствующим образом выбирает на себя ручку, чтобы позволить самолету совершить подъем.

Подъем надо производить по прямой линии, не допуская произвольных движений самолета, но подчиняя его своей воле.

Главная трудность подъема состоит в том, чтобы установить наилучший угол подъема при данном режиме мотора и при данной нагрузке.

Если летчик слишком сильно отдает ручку, он мешает самолету подниматься; если, напротив, он чрезмерно выбирает ручку на себя, то самолет испытывает излишнее торможение и имеет тенденцию проваливаться, а работа мотора ухудшается и число оборотов винта, независимо от положения рычага газа, уменьшается.

Очень ценные показания дает вариометр, который позволяет быстро найти наилучший угол подъема.

В случае неисправности мотора при взлете на высоте менее 100 м всякий разворот, безусловно, запрещается. Но если летчик хорошо выдержал самолет в полете по прямой и произвел нормальный подъем с запасом скорости, то он может позволить себе одну или две небольшие перемены направления с целью обхода препятствий.

В первые годы развития авиации неисправности материальной части и ошибки пилотирования (пренебрежение выдерживанием самолета по прямой, чрезмерно крутой подъем, подъем с виражем и т. п.) вызывали наибольшее число катастроф именно на взлете. При взлете недопустимы никакие вольности.

Летчик должен знать возможности своего самолета и не должен пытаться делать взлет с площадки слишком ограниченных размеров или окруженной очень высокими препятствиями.

Если он хочет сделать взлет на небольшой площадке и перелететь через препятствия, он должен остерегаться преждевременно выбирать ручку и «подрывать» свой самолет; результат получится отрицательный. Следует, напротив, сделать разбег с поднятым хвостом, свободно оторваться, хорошо выдержать самолет на прямой; после этого самолет легко совершит подъем, причем при таком методе ему требуется пройти гораздо меньшее расстояние, чем при всяком другом.

Избегайте взлета непосредственно перед препятствиями и остерегайтесь прибивающих к земле потоков воздуха.

Если самолет многоместный, то надо загрузить задние места; рулить по земле на большом газе с выбранной на себя ручкой; оторваться с опущенным хвостом, затем, перед подъемом, сделать продолжительный полет по прямой (выдержать самолет над землей).

Поступать так же, когда приходится делать взлет на тонком слое снега (10–20 см). Толстый слой снега вообще делает взлет самолетов на колесах чрезвычайно затруднительным.