КАЧЕСТВА ИНСТРУКТОРА

Инструктор, обладающий спокойным характером, уверенный в своих силах и умеющий владеть собой, передаст эти качества и своему ученику.

При всех обстоятельствах он должен сохранять хладнокровие и выдержку; даже при ошибке ученика он должен возможно дольше оставлять в его руках управление самолетом и не торопиться со своим вмешательством.

Поступая так, инструктор приучит ученика отдавать себе отчет в своих действиях и в их последствиях. При выполнении посадок хороший инструктор должен предоставлять ученику возможность начинать и даже производить неправильные маневры, вмешиваясь только в самый последний момент, но, конечно, вполне своевременно, чтобы избежать повреждения самолета.

Инструктор должен бороться с плохими наклонностями своего ученика, неточной координацией движений, с недостатком мягкости в управлении самолетом и т. д.

Уменье преподавать летное искусство не является достоянием всех летчиков. Прежде всего инструктор должен постараться изучить своего ученика. Он должен знать, почему он хочет учиться пилотированию.

Со своей стороны ученик должен посвятить инструктора в свои планы, чтобы тот мог индивидуально подойти к нему и правильнее определить метод его обучения.

Инструктор не должен забывать, что каждый ученик обладает индивидуальным темпераментом и присущими ему свойствами, которые он все время должен учитывать. С первых же уроков инструктор видит, к какой категории он может отнести своих учеников: к категории смелых, нервных или робких.

В отношениях со своими учениками инструктор не должен быть высокомерным, придирчивым, гордым; вместе с тем он не должен допускать излишней фамильярности.

Он должен уделить особое внимание первым урокам с двойным управлением, так как у ученика всего сильнее сохраняются в памяти первые впечатления полета.

Инструктор должен избегать встречающейся иногда ошибки — предоставлять ученика самому себе, как только он начинает летать самостоятельно, и позволять ему пилотировать по своему усмотрению.

Люди, не способные научиться управлять самолетом, встречаются чрезвычайно редко. Но один, более одаренный, может уже летать после 3 часов вывозных полетов, тогда как другого

 

Рис. 3. Качества инструктора. Хороший инструктор — редкая птица: он должен обладать взглядом орла, от которого ничего не скроется, кротостью белого голубя, мудростью совы и неутомимым красноречием попугая, который изо дня в день повторяет хорошие советы.

 

можно выпустить только после 100 часов полета. Этого последнего не следует, однако, рассматривать как абсолютно неспособного, так как из него может выработаться хороший средний летчик. Некоторые ученики действительно требуют очень продолжительного обучения; при первых полетах они почти ничего не видят и не слышат, но постепенно их чувства пробуждаются.

При доброй воле и настойчивости всякий может научиться управлять самолетом.

Инструктор должен быть отцом для своих учеников; мы хотим сказать, что у него не должно быть предпочтений, что он должен одинаково относиться ко всем ученикам.

Инструктор в вывозной период обучения не должен стеснять инициативу ученика, его любознательность и смелость, так как это задерживает рост ученика и чрезмерно растягивает период обучения.

Перед тем как выпустить ученика в самостоятельный полет, его надо предупредить, что он заметит некоторые особенности в поведении самолета при тех же маневрах, которые ученик выполнял, летая с инструктором. Действительно, благодаря тому, что вес самолета облегчился на одного человека, высота при нормальном полете будет набираться гораздо быстрее. Поэтому после первого разворота надо уменьшить обороты мотора в большей, чем обычно, мере; в противном случае у самолета будет тенденция к подъему, а это отразится и на полете и на приземлении.

Инструктор иногда может прибегнуть к симулированию повреждения мотора (неожиданно сбавив газ) при старте или при полете по кругу над аэродромом.

Бóльшая часть авиационных аварий происходит совершенно нелепо, вследствие невнимания, несоблюдения выработанных опытом правил, небрежности и недостаточного знакомства летчика с искусством пилотажа.

Хороший инструктор должен быть психологом; он угадывает скрытые впечатления и реакции каждого из своих учеников. Он должен действовать на нервного ученика своим спокойствием и выработать у него хорошие навыки; он должен уметь ободрить робкого и внушить ему уверенность в себе и доверие к машине.

Хороший инструктор должен постоянно совершенствоваться.

В начале обучения на двухместном самолете с тандемным расположением двойного управления большую пользу приносит переговорное устройство (рис. 4). Инструктор, помещающийся

 

Рис. 4. Схема переговорного устройства.

 

в передней кабинке, передает наставления ученику сигналами при помощи рук и одновременно сопровождает эти сигналы краткими пояснениями на словах при помощи переговорного устройства. Ученик очень быстро начинает понимать сигналы своего инструктора («отрывайтесь», «совсем прямо», «полет по прямой», «подъем», «снижение», «изменение направления», «глубокий вираж» и т. д.).

Однако после первых 2–3 часов полета надо отказаться от применения переговорного устройства, так как у ученика наблюдается тенденция слишком хорошо слушать, но недостаточно хорошо смотреть и чувствовать1. Переговорное устройство полезно еще в том случае, если «молодой» летчик, который уже летал самостоятельно, выполняет полеты для усовершенствования со старшим летчиком.

Двухместный учебный самолет с сиденьями, расположенными рядом, представляет большие преимущества в самом начале обучения.

Лучшим доказательством способности к пилотированию служит то, что летчик хорошо летает без бортовых приборов.