ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
ИСКУССТВО ПИЛОТАЖА
ТО, ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ
О ПИЛОТАЖЕ И АЭРОНАВИГАЦИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ ГЕНЕРАЛА ВИЙЕМЕНА
ПЕРЕВОД С ФРАНЦУЗСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
Москва — 1937
A. P. MONVILLE & André COSTA
Pilotes-moniteurs, ex-pilotes de ligne
L'ART DU PILOTAGE
(CE QU'IL FAUT SAVOIR DU PILOTAGE
ET DE LA NAVIGATION)
PRÉFACE DU GÉNÉRAL VUILLEMIN
ОRAN
Les Editions de Société L. FOUQUE
Place Kléber
1936
А. Монвиль и Андре Коста — „ИСКУССТВО ПИЛОТАЖА”.
Книга популяризирует общие принципы подготовки летчика, излагая практику и опыт известных французских летчиков-инструкторов. Отдельные главы затрагивают кратко существенные вопросы аэродинамики и аэронавигации. Книга представляет интерес как для летчиков-инструкторов, так и для молодежи, изучающей летное дело.
Книга «Искусство пилотажа», написанная старыми опытными французскими инструкторами-летчиками Монвиль и Коста, не является систематическим, глубоко разработанным курсом летного дела.
В живой, популярной и легко усвояемой форме авторы делятся своим опытом и дают полезные советы всем изучающим искусство пилотажа.
В вопросах техники пилотирования авторы излагают приемы пилотирования на новейших скоростных самолетах, снабженных закрылками, винтами с изменяемым шагом, — вопросы, почти совершенно не освещенные в нашей популярной литературе. Авторы являются горячими сторонниками планеризма и очень убедительно пропагандируют целесообразность широкого внедрения в летное обучение так называемых мотопланов (планеры с моторчиками малой мощности). Элементарные начальные сведения о динамике полета и аэронавигационных приемах самолетовождения дают необходимую законченность книге.
Раздел метеорологии выпущен при издании этой книги, как не отличающийся особым интересом. В случаях, когда формулировки и рецепты авторов чрезмерно схематичны или расходятся в деталях с принятыми у нас в официальных курсах летного обучения, — всем имеющим непосредственное практическое дело с полетами надлежит точно руководствоваться установками, изложенными в соответствующих курсах.
ПРЕДИСЛОВИЯ
К ФРАНЦУЗСКОМУ ИЗДАНИЮ
Каждый человек, обладающий известными физическими способностями, может научиться управлять самолетом. Но чтобы быть хорошим летчиком, абсолютно необходимо получить серьезное систематическое образование. Больше того, посредственность в этом деле представляет опасность не только сама по себе, но и по тем последствиям, которые могут иметь неблагоприятное влияние на развитие авиации.
Монвиль и Коста задались целью кратко и в то же время полно изложить в своей работе общие принципы, которые должны быть положены в основу подготовки хорошего летчика.
Я с большим интересом прочел их книгу, тем более, что, насколько мне известно, во французской литературе не имеется подобной книги.
Книга составлена с очевидным желанием заинтересовать даже мало сведущего читателя. Она украшена очень живыми иллюстрациями, благодаря чему излагаемые мысли усваиваются с большой легкостью.
Монвиль и Коста — опытные летчики и инструкторы, которые обучили и каждый день продолжают подготавливать многочисленные кадры летчиков в стране, переживающей расцвет туристской авиации. Они проявили специальные способности в составлении этого руководства, предназначенного для инструкторов, которое также должно быть настольной книгой для летчика-ученика.
Эту книгу прочтут не без пользы даже квалифицированные летчики.
Вийемен
* * *
Эта книга предназначена в помощь ученикам-летчикам. Она дает им возможность использовать богатый опыт авторов, являющихся старыми инструкторами.
С пользой прочтет ее и ученик-инструктор.
Цель этого труда — научить летать с максимальным искусством и безопасностью. В этом руководстве рассматриваются два типа самолетов: самолеты старого образца, сравнительно тихоходные, и современные самолеты, снабженные закрылками и винтом с изменяемым шагом; эти самолеты мы будем называть скоростными самолетами.
Имеются, конечно, хорошие руководства, которые можно было бы рекомендовать ученикам-летчикам, но ни одно из них не содержит в себе всего комплекса необходимых, по нашему мнению, советов, которые мы, инструкторы, все время должны повторять нашим ученикам.
Авторы