Конец ознакомительного фрагмента.

 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 77,00р. (на 07.04.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

 


[1]Как сказал Бертран Рассел: «Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится своих соседей, не видит необходимости властвовать над ними».

 

[2]Магами в древней Персии называли индийских жрецов.

 

[3]Фараон – в дословном переводе означает «большой дом».

 

[4]Урей – головной убор или диадема фараона, представлявшая собой коршуна с распростертыми крыльями и поднявшуюся, словно для нападения, кобру.

 

[5]Пта – одно из главных божеств многочисленного египетского пантеона.

 

[6]Амон – наряду с Ра и Гором одна из ипостасей бога солнца. В Древнем Египте каждый город поклонялся отдельному богу, что усугубляло разобщенность населения.

 

[7]Ном (от греч. «район», «область») – древнеегипетская территориальная единица. От слова «номарх» (правитель нома) путем простой перестановки литер произошло, по всей видимости, всем известное слово «монарх».

 

[8]Везир – первый по значимости после царя государственный чиновник.

 

[9]Иалу – нечто наподобие христианского рая.

 

[10]Ярл – правитель области.

 

[11]1 мерк =13 шиллингов и 4 пенса.

 

[12]Фьеф (феод, лен) – населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином – сеньором (от латинского «старший») своему вассалу.

 

[13]Вассал – человек, находящийся в подчиненном по отношению к сеньору (сюзерену) положении, обязующийся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности.

 

[14]Инсургенты – вооруженные отряды гражданского населения, противостоящие властям (повстанцы).

 

[15]Дыба – орудие пытки, посредством которого тело жертвы растягивали с одновременным разрыванием суставов.

 

[16]Испанский сапог – орудие пытки, посредством которого сжимали коленный и голеностопный суставы, мышцы голени, при этом повреждали плоть и ломали кости.

 

[17]Ересь – сознательное отклонение от догматов веры, предполагающее иной подход к религиозному учению.

 


Некрополь – место захоронения усопших. Поскольку процедура погребения в Древнем Египте почти всегда включала в себя хотя бы простейшее бальзамирование тел, а иногда (в зависимости от материального достатка покойных) и дорогостоящую мумификацию, он мало напоминал современные христианские кладбища.

 

Гробница Хоремхеба расположена в восточной части Долины царей и имеет порядковый номер KV57. Она украшена граффити, росписью и высоким рельефом. На ее стенах изображены сцены из жизни царя и богов.

Гробнице Хоремхеба посвятили свои исследовательские работы такие выдающиеся египтологи, как Эдвард Айртон, Теодор Дэвис, Гарии Бертон и Эрик Хорнунг. В 1934 году в камере I Совет по древностям проводил работы по реставрации и консервации памятника. В 1994 году после затопления гробницу пришлось закрыть, и здесь начались продолжительные работы по спасению памятника. И только в 2009 году появилось сообщение о том, что гробница вновь открыта для посетителей.

 

В этой гробнице была найдена мумия женщины примерно сорокапятилетнего возраста; бесспорно, это мумия Мутнеджмет. Рядом с мумией женщины обнаружены останки трупа мертворожденного младенца, что дает право предположить, что Мутнеджмет умерла во время родов. На основании исследования ее мумии видно, что она рожала не один раз, однако о детях фараона Хоремхеба ничего не известно.

 

Из наиболее важных источников, касающихся фараона Древнего Египта Хоремхеба, археологами отмечаются так называемые Лейденские фрагменты – блоки с изображениями Хоремхеба и текстами, повествующими о его карьере при фараоне Эхнатоне. Кроме того, следует назвать Александрийский фрагмент – текст, состоящий из одиннадцати строк, рассказывающий о поездке Хоремхеба на юг за данью для одного из преемников Эхнатона.

«Коронационный декрет» – другой важнейший письменный источник времени Хоремхеба, повествующий о его юности, карьере при дворе, воцарении и первых годах правления. А «Эдикт Хоремхеба» – действительно уникальный памятник в виде стелы, в тексте которой Хоремхеб выступает гарантом прав немху (слово означает «сироты», конечно в переносном смысле) – неродовитых служилых людей, снижает их подати государству, провозглашает «устав защиты» воинства, устанавливает новый распорядок дворцовых служб.

 

Сквайр (эсквайр) – от латинского «щитоносец», почетный титул в Великобритании. Первоначально, в раннем средневековье, титулом награждался оруженосец рыцаря; впоследствии титул присваивался чиновникам, занимающим должности, связанные с доверием правительства. Термин часто употребляется как равнозначный термину «джентльмен».

 

Оммаж – от латинского «человек» в значении «вассал», одна из церемоний (имевшая символический характер), оформлявшая заключение вассального договора в Западной Европе средних веков. Оммаж заключался в том, что будущий вассал, безоружный, с непокрытой головой, опустившись на одно колено, вкладывал соединенные ладони в руки сюзерена (землевладельца – сеньора по отношению к вассалу) с просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуями. Позднее оммаж стал сочетаться с клятвой верности – фуа.

 

Лэрд (шотландский землевладелец, лорд) – представитель нетитулованного дворянства. Лэрды образовывали нижний слой шотландского дворянства и, в отличие от титулованных лордов, участвовали в парламенте не непосредственно, а через своих представителей.