З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Наложение начинается с вербализации, соответствующей первичной репрезентативной системе клиента, а затем по одной добавляются другие сенсорные модальности. Это также делается вербально, с использованием естественных связей между переживаниями, которые существуют между модальностями.

НАЛОЖЕНИЕ - это техника, используемая для создания таких переживаний.

Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие ВСЕ СЕНСОРНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ. Это создает глубокие измененные состояния сознания, богатые переживаниями и, кроме того, развивает СПОСОБНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ.

ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.

Интегрировались ли они полностью.

ЯКОРИ. Этот способ проверки определяет, обобщились ли изменения и

При этом возьмет с собой необходимые ресурсы. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ

Ближайшую в будущем ситуацию, подобную прошлым, и

Мерить изменения в отношении будущего. Т. е. пусть клиент представит себе

ШАГ 8. Когда прошлые воспоминания изменились, попросите клиента при

Изменились.

Якори, чтобы обнаружить, действительно ли воспоминания субъективно

ШАГ 7. Попросите клиента вспомнить прошлые переживания, не используя

Специфике прошлого переживания, затем снова переходите к шагу 6).

Если Вы работаете с клиентом, который "не умеет видеть" картины, используйте технику "НАЛОЖЕНИЯ" (см. дальше), чтобы ввести визуализации в сознание, прежде чем переходить к технике изменения истории.

Например, для высоко - визуального типа процедура начинается с того, что клиенту предлагается представить зрительный образ дерева (деревьев). Когда оно будет видеться перед собой ясно, обращаем внимание клиента на разнообразие деталей (цветов и форм листьев, веток), потом - движение ("Вы можете начать видеть движение, мягкое покачивание, Вы можете начать слышать звучание ветерка, как он мягко овевает деревья, Вы можете почувствовать прохладу, потому что он овевает Ваше лицо. Чувствуя эту прохладу ветерка на лице, Вы можете почувствовать запах свежести, запах деревьев, который он доносит до Вас" ).

Если пациент "не может" услышать, почувствовать, то в большинстве случаев помогает трюк: "А что Вы бы услышали (почувствовали), ЕСЛИ БЫ слышали(чувствовали)?" Чаще всего после этого запрет (блок) снимается. ("Если бы я слышал, то услышал бы. . . "). Особенно эффектно, если неосознаваемой является ведущая система: как только она становится осознаваемой, наступает заметный прогресс в лечении, т. к. клиент получает доступ к важной для него информации. Следует особо подчеркнуть важность осознавания кинестетической информации.