Основные и вспомогательные процессы жизненного цикла
Общая структура
В стандарте ISO 12207 не предусмотрено каких‑либо этапов (фаз или стадий) жизненного цикла информационной системы. Данный стандарт определяет лишь ряд процессов, причем по сравнению с CDM стандарт ISO 12207 состоит из гораздо более крупных обобщенных процессов (приобретение, поставка, разработка и т. п.). Несколько утрируя, можно сказать, что один процесс ISO 12207 сопоставим со всеми процессами CDM вместе взятыми.
Согласно ISO 12207, каждый процесс подразделяется на ряд действий, а каждое действие – на ряд задач.
Очень важной особенностью ISO 12207 по сравнению с CDM является то, что каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям задач и т. п.).
В стандарте ISO 12207 описаны пять основных процессов жизненного цикла программного обеспечения.
• Процесс приобретения определяет действия предприятия‑покупателя, которое приобретает информационную систему, программный продукт или службу.
• Процесс поставки определяет действия предприятия‑поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или службой.
• Процесс разработки определяет действия предприятия‑разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт.
• Процесс функционирования определяет действия предприятия‑оператора, которое обеспечивает обслуживание системы в целом (а не только программного обеспечения) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В отличие от действий, перечисленных разработчиком в инструкциях по эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рассматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультированию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующие обязанности.
• Процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта, то есть управление модификациями программного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности; сюда же относятся установка программного изделия на вычислительной системе и его удаление.
Помимо основных, стандарт ISO 12207 оговаривает 8 вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего жизненного цикла программного изделия и обеспечивают должное качество проекта программного обеспечения. К вспомогательным процессам относятся:
• процесс решения проблем;
• процесс документирования;
• процесс управления конфигурацией;
• процесс обеспечения качества;
• процесс верификации;
• процесс аттестации;
• процесс совместной оценки;
• процесс аудита.
В стандарте ISO 12207 также определяются четыре организационных процесса:
• процесс управления;
• процесс создания инфраструктуры;
• процесс усовершенствования;
• процесс обучения.
Примечание.
Под процессом усовершенствования в стандарте ISO 12207 понимается не усовершенствование информационной системы или программного обеспечения, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, обеспечения качества и т. д., реально осуществляемых в организации.
И наконец, в стандарте ISO 12207 определен один особый процесс, называемый процессом адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации этого стандарта к условиям конкретного проекта.