Основные и вспомогательные процессы жизненного цикла

Общая структура

 

В стандарте ISO 12207 не предусмотрено каких‑либо этапов (фаз или стадий) жизненного цикла информационной системы. Данный стандарт определяет лишь ряд процессов, причем по сравнению с CDM стандарт ISO 12207 состоит из гораздо более крупных обобщенных процессов (приобретение, поставка, разработка и т. п.). Несколько утрируя, можно сказать, что один процесс ISO 12207 сопоставим со всеми процессами CDM вместе взятыми.

Согласно ISO 12207, каждый процесс подразделяется на ряд действий, а каждое действие – на ряд задач.

Очень важной особенностью ISO 12207 по сравнению с CDM является то, что каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям задач и т. п.).

 

 

В стандарте ISO 12207 описаны пять основных процессов жизненного цикла программного обеспечения.

Процесс приобретения определяет действия предприятия‑покупателя, которое приобретает информационную систему, программный продукт или службу.

Процесс поставки определяет действия предприятия‑поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или службой.

Процесс разработки определяет действия предприятия‑разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт.

Процесс функционирования определяет действия предприятия‑оператора, которое обеспечивает обслуживание системы в целом (а не только программного обеспечения) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В отличие от действий, перечисленных разработчиком в инструкциях по эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рассматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультированию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующие обязанности.

Процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта, то есть управление модификациями программного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности; сюда же относятся установка программного изделия на вычислительной системе и его удаление.

Помимо основных, стандарт ISO 12207 оговаривает 8 вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего жизненного цикла программного изделия и обеспечивают должное качество проекта программного обеспечения. К вспомогательным процессам относятся:

• процесс решения проблем;

• процесс документирования;

• процесс управления конфигурацией;

• процесс обеспечения качества;

• процесс верификации;

• процесс аттестации;

• процесс совместной оценки;

• процесс аудита.

В стандарте ISO 12207 также определяются четыре организационных процесса:

• процесс управления;

• процесс создания инфраструктуры;

• процесс усовершенствования;

• процесс обучения.

 

Примечание.

Под процессом усовершенствования в стандарте ISO 12207 понимается не усовершенствование информационной системы или программного обеспечения, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, обеспечения качества и т. д., реально осуществляемых в организации.

 

И наконец, в стандарте ISO 12207 определен один особый процесс, называемый процессом адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации этого стандарта к условиям конкретного проекта.