Нормативные теории.

Normative Theories of the Media.

Характеристика:

1. Свобода общества

2. Способствуют решению актуальных проблем в жизни общества в ходе дискуссий

3. Нахождение сбалансированных моделей общения

4. Подпитка из практики

Зачем они нужны:

1. Нормативные теории объясняют и поясняют социальные процессы на институциональном уровне

Центральная роль н.т. – связь теоретических и практических аспектов журналистской деятельности.

Развитие нормативных теорий:

1. Четыре теории прессы (Сиберт, Петерсон, Шрамм): теория соц. Ответственности, авторитарная теория , либертарианская теория прессы, советская теория прессы.

2. Переосмысление Четырех теорий:
США.
Джон Меррилл (John Merrill): доработка классических теорий прессы. Критиковал теорию социальной ответственности и идею о праве граждан на свободу получения информации. Самую идею журналистики как четвертой власти.
Уильям Хатчен: объединяет две концепции: либертианскую и теорию соц отв – западные концепции. Добавляет революционную теорию и теорию развивающихся регионов земного шара (газета «Правда» и различные образцы самиздата)

Роберт Пикард
Герберт Альтшулль
Европа:
Раймонд Уильямс,
Юрген Хабермас
«скандинавская школа»
МакКуэйл
Халлин и Манчини

 

Письменное задание 1.

Анализ деятельности редакции, журналиста.

Структура работы:

1. Титульный лист

2. Теоретико-терминологическая часть работы

3. Эмпирическая часть работы (на примере деятельности редакции или журналиста)

4. Заключение

5. Список литературы

Объем: 5-7 стр.

Срок сдачи – 5 ноября.

Письмо с работой: maria-anikina@yandex.ru , тема «Письменное задание 1». Нужно получить подтверждение.

ТЕМЫ:

1. Концепция журналистики как общественной системы и ее реализация в современной российской практике (на примере деятельности конкретной редакции и тд)

2. Медиалогика как механизм осмысления и отражения событий в современной журналистике.

3. Медиатизация социальных процессов в российской журналистской практике (на примере…)

4. Формирование повестки дня в современных российских СМИ (на примере…)

5. Трансформация функциональных моделей в отечественной журналистике (на примере изданий с долгой историей) -!

6. Функциональная модель (конкретного СМИ).

Журналистика как сфера массовой деятельности

Устная коммуникация (выступления античных ораторов).

Письменная коммуникация

Информация – любое сообщение, содержащее какое-либо новое знание относитеньно того или иного объекта (предмета сообщения)

1) О чем? – предметный ряд информации

2) Как? – знаковая система

3) Что? – элементы информации о предмете

ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Создание или производство информации

2. «перевод» информации

3. «размножение» \ воспроизведение информации

4. Передача\распространение информации

5. Потребление информации

6. Использование информации

7. Хранение информации

8. Разрушение информации

Информационная деятельность реализуется в форме специализированной и неспециализированной деятельности.

Параметры коммуникации: Межличностная коммуникация: Массовая коммуникация
Источник сообщения Семья, соседи Институт
Канал распространения «лицом к лицу» Каналы и средства
Время передачи Непосредственное Непосредственное или с отсрочкой
Расстояние Минимальное Значительное, неограниченное
Приемник Малая группа Анонимная разрозненная аудитория
Обратная связь Возможность непосредственной реакции «прямая» и отложенная реакция
Характер регулирования Личный, индивидуальный Система правил и контроля

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

1. Содержание информации (предметы)

2. Адрес информации

3. Средства распространения

4. Степень «размноженности» сообщения: 1. Индивидуальная 2. Специальная. 3.массовая.

СОЦИАЛЬНАЯ VS МАССОВАЯ

Социальная информация – результат произвольной деятельности субъекта; связана с жизнью общества не только своим существованием, но и содержанием, а также типом знаковой системы, фиксирующей содержание.

Виды «не-социальной» информации: физическая, биологическая и т.д.

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Изначально предназначена для всех социальных групп и поэтому является общезначимой и общедоступной

- любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизнедеятельности (прежде всего – на стадиях создания и потребления) оперировала масса.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МАССЫ

1. Анонимность

2. Гетерогенность

3. Рассредоточенность в пространстве

4. Статистический характер

5. Множественность

6. Стохастическая (вероятностная) природа

7. Конкретная деятельность в основе общности

 

Текстовая деятельность журналиста:

1. Аспекты текстовой деятельности:
а. семантика – характеристика отношений текста с действительностью (смысл)

Б. синтактика – характеристика внутренней структуры текста
в. Прагматика – характеристика отношения текста с аудиторией (освоение текста).

 

Информационная насыщенность текста.
Адекватность текста.
Условия информативности текста: 1. Небанальность. 2. Декодируемость. 3. Релевантность.

 

Типы информации:
1. Описательная (дескриптивная)
2. Регламентирующая (предписательная, прескриптивная)
3. Оценочная (валюативная).
4. Нормативная

 

СВОЙСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:

1. Направленность на массу

2. Соответствие нуждам массы в информации

3. Стремление к созданию единой позиции массы

4. Доступность информации для массы

5. Возможность одновременного получения информации массовой аудиторией

6. Открытая возможность для всех желающих участвовать в работе СМИ различного формата

 

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ИЗУЧЕНИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Изучение одной части общества в ее связи с другой частью или – чаще – с обществом в целом.

1. Роберт мертон

2. Пол лазарсфельд

3. Гарольд лассуэлл

4. Б.А.Грушин, Л.А.Оников

5. Б.М.Фирсов

6. Е.П.Прохоров

Журналистика и система СМК в рамках структурного функционализма – самоуправляющаяся и самокорректирующаяся система, действующая в определенном социально-политическом контексте.

ФУНКЦИЯ

Лат. Functio – обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей.

Совокупность обязанностей журналистики и выполняемых ею задач:

1. Цель – попытка определить собственные ожидания от деятельности

2. Средства и способ действия – способ решения тех или иных проф.задач.

3. Функционирование – эффект и влияние на аудиторию

4. Результат

 

Вопросы:

1. «кому?» (кто адресат: 1. Массовая аудитория; 2. Социальные институты)

2. «зачем?» (обеспечивать информирование адресатов)

Аспекты изучения функций.

Урони анализа функций:

1. Индивид

2. Социум

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМК НА УРОВНЕ ИНДИВИДА

1. Информационная функция:
а. получение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом
б. обучение и самообразование
в. Поиск советов, необходимой для принятия решений информации.

2. Функция личностной идентификации
а. подкрепление индивидуальных ценностей
б. получение сведений о моделях и нормах поведения
в. Идентификация с ценностями других
г. Достижение понимания самого себя

3. Функция интеграции в обществе и общения
а. формирование основы для диалога, социального общения
б. помощь в реализации социальных ролей, понимания положения другого
в. Возможность общения с семьей, друзьями, обществом

4. Функция развлечения
а. эмоциональная разрядка
б. Заполнение свободного времени
в. Эскапизм, уход от проблем
г. Получение эстетического наслаждения.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМК НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВА – 1

1. Информационная функция
а. информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире
б. информационное обеспечение информационных процессов

2. Функция социальной сети
а. интерпретация происходящего
б. поддержка существующих норм и властных отношений
в. Социализация
г. Координация разнонаправленной соц.активности, формирование общественного согласия.

3. Функции обеспечения преемственности
а. выражение образцов доминирующей культуры, «узнавание» субкультур, новых культурных направлений
б. поддержание общности социальных ценностей

4. Рекреативная функция
а. создание возможностей для отдыха и развлечения
б. снижение социальной напряженности

5. Функция мобилизации
а. организация кампании в связь с актуальными целями в политике, экономике и социальной сфере

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМК НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВЕ – 2

1. Функция информирования

2. Функция воспитания

3. Функция организации поведения

4. Функция создания эмоционально-психологического тонуса

5. Коммуникативная функция

6. Непосредственно-организаторские функции

7. Идеологические функции

8. Культурно-формирующие функции

9. Рекреативная функция

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЖУРНАЛИСТИКИ (СПБ школа)

1. Производственно-экономическая

2. Информационно-коммуникативная

3. Регулирующая

4. Духовно-идеологическая

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМК НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВА (западная школа)

1. Наставительная роль (monitorial role)
а. реализация в разных видах информационной деятельности
б. ответственность и объективность

2. Содействующая роль (facilitative role)

3. Радикальная роль (radical role)

4. Сотрудничество (collaborative role)
а. сотрудничество как согласие
б. сотрудничество как уступка
в. Сотрудничество как одобрение

5. Функция присвоения статуса

6. Функция укрепления соц. Норм

ВИДЫ ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТОВ:

1. Монофункциональный текст (из рук в руки)

2. Текст с доминирующей функцией

3. Полифункциональный текст

 

ПОНЯТИЕ «ДИСФУНКЦИЯ»

Дисфункция – нарушение деятельности системы, некорректное выполнение определенной функции, ее противоположность – несоответствие реализации различных функций на определенном уровне.

«Социальная деятельность или институт имеет дисфункции тогда, когда некоторые из ее или его последствий препятствуют другой деятельности или другому институту». Роберт Мертон.

ДИСФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:

Информационная функция – дезинформация.

Функция развлечения – «контроль сознания».

Функция мобилизации – способствование насилию.

! Дисфункция наркотизации.

ЭФФЕКТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эффект – результат, которого добивается журналист, конкретное изменение в сознании и поведении аудитории.

1. Сфера сознания и сфера поведения (Трансформация ценностей.

ТИПОЛОГИЯ ЭФФЕКТОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ:

1. Направленность (планируемые и непланируемые)

2. Время (краткосрочные и долгосрочные)

ТИПОЛОГИЯ ЭФФЕТОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (НАЗАРОВ)

… ничего не видно! :C

1. Индивидуальный ответ

2. Кампания в смк

3. Индивидуальная реакция

4. Коллективная реакция

5. Распространение инноваций

6. Распределение информации и знаний

7. Социализация

8. Социальный контроль

9. Презентация социальной реальности

10. Институциональные изменения

11. Влияние на результаты событий

12. Культурные изменения

Три этапа исследования эффектов:

1. 1920-30 гг

2. 1940-70 гг

3. 1970-…гг

 

 

Формирование повестки дня

Agenda setting – agenda building

«Из сообщений массовой коммуникации аудитория не только узнает о событиях. Аудитория также получает информацию об относительной значимости события… возможность влияния на познавательные способности аудитории является одной из важнейших составляющих власти массовой коммуникации». (McCombs, Shaw)

УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ

X1

X2

X3

(?????)

1. Информирование vs формирование \ изменение установок

2. Избирательное внимание коммуникатора

3. Вопросы и сомнения: проблема аудитории; характер формирования повестки дня.

4. Новостные медиа – аудитория (публика) – источники информации

5. Факторы эффективности формирования повестки: 1. Характеристики аудитории, 2. Характеристики сообщений

6. Изучение процесса формирования повестки дня: 1. Изучение собственно сюжетов и тем. 2. Изучение характеристик, свойств сюжетов (когнитивных характеристик, подтем, тона публикаций и тд).

«СПИРАЛЬ МОЛЧАНИЯ»

Элизабет Ноэль-Ноймал (автор термина)

Изучение проблемы формирования общественного мнения.

1. Массовая коммуникация (и журналистика) – межличностная коммуникация – соотнесение персонального мнения с мнением других

2. Важный фактор – журналистика и СМК, определяющие «господствующую» точку зрения.

ТЕОРИИ:

1. Теории информационного дефицита (увеличение информационных потоков ведет не к сокращению в разрыве знаний и информации между социальными группами, а к его возрастанию)
факторы влияния:
а. уровень знаний\информации о событии
б.доля ресурсов, которыми обладают представители аудитории
в. Время
г. Уровень мотивации
д. степень интереса
е. включенность в различные организации
ж. профиль информационного потребления
д. уровень оценки индивидом значимости конкретного типа информации

2. Модель зависимости эффектов массовой коммуникации (поведенческие, когнитивные аффективные). Влияние массовой коммуникации оказывается большим, если общество находится в состоянии изменений , конфликтов или нестабильности.
а. эффекты когнитивные: формирование установок, определение «пунктов повестки дня», расширение представлений людей.
б. эффекты аффективные: влияние на моральное состояние и степень отчуждения в обществе
в. Эффекты поведенческие: активизация деятельности, направление различных видов акций.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Мера реализации целей, воплощение намерений журналистов в соответствии с потребностями аудитории, с учетом возможностей аудитории и журналистов.

Знания об аудитории как способ повышения эффективности журналистской деятельности, в т.ч:

1. Социально-демографиечские характеристики аудитории

2. Характер и состояния массового сознания и общественного мнения

3. Профиль информационного поведения

4. Потребности аудитории

ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

1. Близость

2. Ситуативность повествования

3. Драматизм повествования

МЕДИАТИЗАЦИЯ

Медиатизация как термин:

Медиатизация как процесс:

Исторически словом медиатизация обозначались завоевания ранее независимых регионов другими правителями:

Андре Хэфф (?)

«Медиатизация. Концепт изменений и последствия».

Соня Лингстоун.

Медиация VS медиатизация.

 

ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ

Медиатизация как двусторонний процесс:

1. Медиа как независимый субъект, обладающий собственной логикой, к которой адаптируются другие соц.институты

2. Медиа как интегрированная часть других социальных институтов – политики, семьи, религии – поскольку социальная деятельность представлена в массовых интерактивных медиа

Медиатизация: прямая (касается тех пространств жизни общества, в которых раньше медиа было не нужно) и косвенная

МЕДИАЛОГИКА:

Сочетание коммерческой, технологической и культурной логики.

1. Коммерциализация медиаинститутов и общества в целом

2. Формирование медийного контента под влиянием прикладных технологий в процессе производства, распространения и перепроизводства информации

ПРОСТРАНСТВА МЕДИАТИЗАЦИИ

1. Конструирование идентичностей (Fomas, 1995)

2. Гендер (Meyrowitz 1985l Mazzoleni 2008)

3. Потребление (Jason 2002)

4. Туризм (Jansson 2002)

5. Игра (Hjarvard 2004; 2008)

6. Знание и обучение (Ludes 2008)

7. Язык (Hjarvard 2007, 2008)

8. ‘media events’ (Daniel dayan and Elihu Katz 1992)

9. Конфликт (Simon Cottle 2006)

10. Война (Denis McQuail 2006)

Авторы и школы:

1. Knut lundby

2. Stig Hjarvard

3. Andreas Hepp

4. Friedrich Krotz

5. Кириллова Н Б

6. Бурдье П

7. Шматко Н А

8. Землянова Л М

Ecrea.eu/divisions/twg/id/21

СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

Статусный набор \ конгломерат статусов

Главные и второстепенные статусы:

Критерии оценки статусов:

1. Культурный и субъективный

Конфликт статусов и ролей.

Личность: включение в группу:

1. «личное»

2. «социально-групповое»

3. Субъективное (?)

Социальная позиция:

- особенности видения будущего

- способы достижения желаемого будущего

- оптимальное состояние жизни общества

- специфика понимания текущего положения дел

- характер предлагаемых практических шагов

 

Своеобразие социальной позиции определяет специфику массово-информационной деятельности журналиста, особенности его произведений.

 

Социальная позиция – выступление в интересах тех или иных слоев общества при одновременном представительстве интересов всего общества.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ

Общечеловеческие гуманистические ценности:

1. Библейские заповеди

2. Общезначимые идеи и требования других религий

3. Гуманистические лозунги французской революции

4. Идеи служения добру, истине, справедливости

Все ценности – от глобальных (мирное сотрудничество, терпимость, господство права и ненасилия) до частных бытовых (честность, товарищество, доброта, благородство).

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЖУРНАЛИСТА

Этапы формирования социальной позиции:

1. Понимание современного мира, ориентация в системе общественных отношений современности, осознание системы ценностей (помощь экспертов)

2. Определение собственного места в социальной структуре (социальная стратификация, концепция среднего класса, теория креативного класса)

3. Осознание сложности отношений между различными социальными субъектами, элементами общества

КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОГО КЛАССА

Ядро творческого класса – те, «чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания».

«Индекс креативности»:

1. Доля креативного класса в занятом населении

2. Инновационность, выраженная в количестве патентов на душу населения

3. Высокотехнологичные индустрия

4. Разнообразие

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ

1. Формирование и выражение социальной позиции:
а. независимость как способность принимать решения и действовать по внутреннему убеждению.
б. несогласие с позицией журналиста и возможные решения противоречий.

 

ПРИНЦИПЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная деятельность (флориан знанецкий) или социальные действия (макс вебер) - (нужна обратная связь от адресата).

1. Принцип партийности (социальная группа, идейно-гносеологические характеристики, организационно-институциональный аспект)

2. Правдивость и объективность

3. Массовость

4. Народность

5. Патриотизм и космополитизм

6. Национальная гордость и интернационализм

7. Демократизм

8. ГУМАНИЗМ.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА:

1. Редакторская деятельность

2. Организаторская деятельность

3. Авторская деятельность

Результат и характер ТД:

1. Пропаганда

2. Агитация

3. Организаторская активность

ТИПЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА:

Типы творчества:

1. Научный

2. Художественный

3. Публицистический

Методологическая культура журналиста:

1. Общая методология социального познания

2. Общая журналистская методология

3. Методы получения эмпирических данных

4. Методы интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов, выработки выводов и рекомендаций

 

СВОБОДА

«Свобода кажется чем-то простым и понятным, когда ее нет. Узник рвется на свободу, не задумываясь над ее проблемами. Но когда свобода приходит, она всегда оказывается и неполной, и непростой, неоднозначной, иногда даже опасной и нежеланной».

Критерии свободы страны:

1. Свобода СМИ

2. Степень соблюдения прав человека

3. Политический режим

«СОЦИАЛЬНОСТЬ» СВОБОДЫ

1. Свобода существует лишь как социальное отношение

2. Не принадлежность, не достояние самого индивида, а свойство, она имеет смысл лишь в оппозиции какому-то иному состоянию, прошлому или нынешнему

3. Свобода как привилегия, свою привлекательность она черпает из различия

4. Свобода обозначает социальное отношение, ассиметрию социальных состояний, в сущности, она подразумевает социальное различие – она предполагает и мплицирует наличие социального деления

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ

Личный уровень – «раздолье», «отсутствие затруднений и стеснений», «незанятое время», «непринужденность», «независимость», «отсутствие обязательств»

Общественный уровень – пребывание вне заключения, отсутствие крепостной зависимости, отсутствие какого-либо гнета

Научный уровень – возможность высказывать личную точку зрения, владение знаниями и навыками, позволяющими решать задачи

СВОБОДА – 1

Одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени.

В живом русском языке слово свобода в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей воли – возможность поступать, как самому хочется.

СВОБОДА – 2

В классической философии свобода – это характеристика действия, совершенного:

1. Со знанием и пониманием объективных ограничений

2. По собственному произволению (не по принуждению)

3. В условиях выбора возможностей

4. В результате правильного (должного) решения: благодаря разуму человек способен совершать свой выбор, отклоняясь от зла и склоняясь к добру

СВОБОДА:

1. Свобода негативная («свобода от»)

2. свобода негативная («свобода для»)

Оппозиции:

1. свобода vs разрешение

2. свобода vs равенство

3. свобода vs власть

4. свобода vs закон

5. свобода vs обязательство

6. свобода vs знание

СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рихтер: «Возможность человека при помощи специальных технических средств распространять свои мысли и мнения среди такого числа людей, которое бы удовлетворяло его целям участия в общественном диалоге и влияния через реализацию этой свободы на политику и принятие затрагивающих интересы общества решений, а также возможность человека беспрепятственно искать, получать, производить и распространять информацию о текущих событиях.

СВОБОДА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фундаментальная основа свободной деятельности в любой сфере – возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности.

Социально-творческая сторона свободы – наиболее реализована.

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ

1. свобода и необходимость.
«необходимость отражает внутренние, устойчивые, закономерные связи и отношения вещей и явлений, детерминацию их поведения, определяемую «необоримыми» фундаментальными причинами, «отменить» действие которых невозможно.

2. Свобода и ответственность.
за объем и истинность концептуальных представлений, за меру и характер знания закономерностей жизни общества, за способ, полноту, продуктивность их использования в практике.

«КУЛЬТУРА СВОБОДЫ» ЖУРНАЛИСТА

1. Прогрессивность позиции

2. Энциклопедическая образованность

3. Гуманизм, устремленность к «добру, истине и справедливости»

4. Владение методологией социального анализа

5. Способность толерантно относиться к инакомыслящим

6. Диалог в расчете на поиск и обнаружение совместных, приближающихся к истине решений

ВОПРОСЫ – И ОТВЕТЫ О СВОБОДЕ

1. «для кого?» - «для всех, кто действует в рамках закона», «для всех, кто служит прогрессу», «для всех».

2. «для чего?»

3. «в чем?»

4. «от кого?» «от чего?» - «ни от чего», «от всего, что препятствует требованиям исторической необходимости»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ

1. Источники доходов в сфере журналистике и СМИ

2. Роль государства в экономическом обеспечении деятельности СМИ

3. Экономическая политика масс-медиа

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ – 1

Концепции юридической стороны свободы печати и журналистской деятельности:

1. Авторитарная концепция

2. Концепция полной свободы

3. Концепция ответственной свободы

Направления юридической регламентации функционирования журналистики:

1. Охрана интересов государства

2. Охрана прав и законных интересов личности

3. Границы свободы (права и обязанности) журналистики

4. Ответственность за ущемление свободы журналиста

Исторические типы журналистики

1. Федерально-монархическая печать

2. Религиозно-клерикальная журналистика

3. Буржуазная журналистика

4. Социалистическая журналистика

 

ДОКУМЕНТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА:

1. Международные документы, конвенции, принятые в РФ.

2. Конституция РФ

3. Федеральные конституционные законы (пример – федеральный закон о референдуме РФ)

4. Закон о СМИ

5. Указы президента РФ

6. Постановления правительства РФ

7. Постановления, сформированные в рамках деятельности различных госструктур

8. Местные власти и документы на уровне регионально-территориальных объединений

СВОБОДА И КОНСТИТУЦИЯ

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих гостайну, определяется федеральным законом
КОНСТИТУЦИЯ РФ, СТ.29

ЗАПРЕТ ЦЕНЗУРЫ

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (конституция РФ, ст 29 пункт 5)

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, госорганов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаем, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей – не допускается. (закон о СМИ, ст 3)

СУБЪЕКТЫ ПРАВА

Сферы нормативно-правового регулирования – законодательство определяет порядок учреждения, регистрации, перерегистрации, прекращения и приостановления деятельности СМИ

1. Физические лица (граждане, имеющие правовой статус)

2. Юридические лица (организации, правовой статус которых зафиксирован в уставе, положении, регламенте или других документах)

3. Должностные лица (трудовые обязанности которых связаны с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций)

Информация – любые сообщения.

Массовая – доступность. Периодика – не реже 1 раза в неделю.

Две фигуры:

1. Учредитель (физическое или юридическое лицо)

2. Издатель

Учредителями не могут быть:

несовершеннолетние граждане,
недееспособные граждане,
люди в местах лишения свободы,
организации, деятельность которых запрещена,
иностранцы

Издатель – человек, осуществляющий материально-техническое производство СМИ.

УСТАВ РЕДАКЦИИ

Устав редакции СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

Документ определяет:

1. Взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора

2. Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции

3. Порядок назначения главного редактора, редакционной коллегии и иных органов управления редакцией

4. Основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ

5. Передача и сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращение деятельности СМИ, ликвидация или реорганизация редакции, изменения ее организационно-правовой формы

6. Порядок утверждения и изменения устава
ЗАКОН О СМИ, СТ 20

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ

1. Сохранение в тайне источника информации

2. Соблюдение достоверности информации (журналист имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (п.8 ч 1 ст 47 закона о СМИ) и обязан убедиться в достоверности информации до ее распространения (п 2 ч 1 ст 49))

Три главных «проступка» журналиста:

1. Публикация, содержащая оскорбления, – унижение чести и достоинства человека

2. Клевета => потом нужно опровержение от журналиста в том же сми.

 

ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным заокном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (КОНСТИТУЦИЯ РФ, ст 55 ч 3)

Возможны, если:

1. Предусмотрены правом

2. Необходимы в демократическом обществе

Ограничения возможны только с целью:

1. Защиты нац безопасноит, территориальной целостности или общ порядка

2. Предотвращения беспорядков и преступлений

3. Охраны здоровья и нравственности

4. Защита репутации или прав других лиц

5. Предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально

6. Обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

УЩЕМЛЕНИЕ СВОБОДЫ

Преследуется ущемление свободы массовой информации, в т.ч.

1. Осуществление цензуры

2. Вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции

3. Незаконное прекращение или приостановление деятельности СМИ

4. Нарушение права редакции на запрос и получение информации

5. Принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации

6. Установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну

АВТОРСКОЕ ПРАВО В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Закон об авторском праве и смежных правах.

Авторское право возникает в связи с созданием, выпуском в свет или эфир, распространением или каким-либо иным использованием произведений различных областей творчества независимо от того, выходят они отдельно или в составе номера, выпуска, программы, сборника и тд

1. Межгосударственные документы (всемирная конвенция 1956 , бернская конвенция 1988, международная конвенция по охране прав артистов)

2. Документы РФ

Государство охраняет неимущественные (право на публикацию собственного произведения под своим именем или анонимно) и имущественные права автора произведений. Копирайт. Цитирование.

ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2000 – появилась доктрина в России.

Основа для формирования нац политики, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организацонного обеспечения инф безопасности госва, а также разработки целевых программ ее обеспечения

1. Правовая база, регулирующая деятельность СМИ, трубет безотлагательного совершенствования

2. Необходимо введение запрета на использование эфирного времени в электроны СМИ для демонстрации программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение

3. Требуется противостоять информационным угрозам России со стороны зарубежных государств

ЭТИКА

Этика (греч. Etos «обычай») – наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей.

ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА

Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями морально предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.

1. Суть профессиональной этики

2. «внешний» (журналистские организации – редакции) и «внутренний» (совесть и мораль) контроль соблюдения этических норм

3. Сферы распространения действия этических принципов:
журналист – аудитория
журналист – источник информации
журналист – персонаж журналистского произведения
журналист – автор
журналист – редактор
журналист – редакционный коллектив
журналист – коллеги по профессии

ТРАДИЦИОННАЯ ПАРАДИГМА:

1. искать истину или представить два противоположных мнения

2. использовать надежные и достоверные источники

3. рассчитывать на массового среднестатического потребителя

4. информировать аудиторию в рамках односторонней коммуникации

5. представлять материал объективно

НОВАЯ ПАРАДИГМА

1. использовать собственное расследование и открытые источники

2. фильтровать и отбирать информацию с точки зрения журналиста

3. рассчитывать на целевую аудиторию

4. ожидать возможной реакции (обратной связи)

5. обращать внимание на спорные вопросы и события

6. Этический вызов глобализации или глобализация как этический вызов

КНИГИ:

1. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах (ф-т журналистики мгу)

2. Рихтер а г, международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики: учебное пособие

ИНТЕРНЕТ

1969: сеть Arpanet (калифорнийский университет лос-анджелеса и стэнфордский исследовательсткий институт)

1971 – программа для отправки электронной почты

1983 – ARPANET -> «интернет»

1989 – концепция всемирной паутины

РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ (50 млн аудитории):

Радио – 38 лет

ТВ – 13 лет

Кабельное ТВ – 10 лет

Интернет – 5 лет

ИНТЕРНЕТ-СМИ – 1

«в наши дни журналист, не умеющий использовать интернет в своей работе, - такой же анахронизм, как домохозяйка, не умеющая пользоваться газовой плитой». Евгений горный

Не все ресурсы в интернете могут быть отнесены к сми

Признаки интернет-сми, свойственные всем каналам массовой информации:

1) Профессиональный характер производства информации

2) Позиционирование себя в качестве производителя информации

3) Отражение в контенте жизни социума

4) Сочетание разных типов\видов и жанров материалов\передач

5) Периодичность не реже 1 раза в месяц

6) Открытость содержания текущего дня пользователю

7) Наличие адреса для обратной связи

Оригинальные свойства интернет-сми:

1. Гипертекстуальность

2. Интерактивность

3. Мультимедийность

Отличия от традиционных СМИ:

1) Новые возможности в скорости передачи информации

2) Оперативность обновления информации

3) Особый ареал и способ распространения информации

4) Универсализм и специализация

5) Расширение содержательных возможностей СМИ

ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ОНЛАЙН- И ТРАДИЦИОННЫХ СМИ

Онлайн-СМИ – для традиционных:

1) Увеличение объема и разнообразия, повышение оперативности информации

2) Расширение и коррекция состава аудитории

3) Продвижение и презентация

4) Расширение и упрощение обратной связи с аудиторией

5) Расширение спектра форм сотруднических отношений с аудиторией

6) Установление горизонтальных связей между людьми, входящими в аудиторию

7) Усиление социального контроля за контентом

8) Усиление функции канала социального участия за счет интерактивности

9) Хранение контента для использования в будущем при новых витках обсуждений

10) Возможность выхода на аудиторию при отсутствии традиционного канала вещания

11) Прием информации для традиционной версии от пользователей

ТРАДИЦИОННЫЕ – ДЛЯ ОНЛАЙН-СМИ:

1) Поддержка сложившимся авторитетом

2) Продвижение

3) Расширение аудитории

4) Усиление аналитической функции

5) Расширение возможностей для давления на власть

СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ ЖУРНАЛИСТА В СЕТЕВОЙ СРЕДЕ

1) Автор

2) Редактор

3) Модератор

4) «агент влияния»

5) Издатель

6) Маркетолог\социолог

7) Продюсер

8) Интернет-пользователей

9) Диспетчер

ЖУРНАЛИСТИКА 2.0

1) Трудности в восприятии непрофессионалов в информационном пространстве (singer(2005))

2) Революционные обещания теорий журналистики 2.0 – ожидавшийся переход к горизонтальной коммуникации в сетях не привел автоматически к уравниванию журналистов и интернет-пользователей

3) Теория «интернет-нирваны» скрыла природу изменений в цифровой журналистики и происходящие с ней изменения

“SOCIAL MEDIA”

Social media is the media we use to be social

15 категорий социальных медиа:

1) Соц сети

2) Фотоархивы

3) Аудио

4) Видео

5) Вербальные материалы («публикации»)

6) Микроблоги

7) Прямой эфир

8) Виртуальные миры

9) Игры

10) Приложения

11) Агрегаторы

12) RSS

13) Поисковые системы

14) Мобильные приложения

15) Межличностные коммуникации

5 ШАГОВ К УСПЕХУ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

1. Анализируй существующие медиа (ресурсы)

2. Используй триединство социальных медиа – тройственный союз – блоги, микроблоги и соц сети

3. Интегрируй стратегии – триединство должно быть интегрировано в существующие маркетинговые стратегии

4. Ищи ресурсы, чтобы реализовать идею

5. Воплощай и измеряй – применять успешную стратегию социальных медиа и измерять (нельзя управлять предприятием, эффективность которого нельзя измерить)

ЖУРНАЛИСТЫ И СОЦ.МЕДИА

Концепция «3С»:

1) CHOICE – небор каналов передачи информации в зависимости от предпочтений пользователя и текущей ситуации

2) CONSISTENCY – одинаковое качество контента и уровень сервиса на всех платформах

3) CONTINUITY – интуитивно понятный единый дизайн всех платформ, визуальные зацепки

НОВЫЕ МЕДИА:

1. Множество платформ

2. Представительства в соцсетях

3. Интеграция печатной и онлайновой редакций

4. Большое количество разнообразного контента (текст, фото, видео, аудио)

5. Интерактивный контент: тесты, инфографика, игры

ЖУРНАЛИСТЫ И СОЦ.МЕДИА

Как действовать?

1. Интегрироваться с соц.сетями, предпочтительными для вашей целевой аудитории

2. Отображать на сайте рекомендации от друзей посетителей: - «друзья-редакторы»

3. Выработать эффективный стиль общения с аудиторией соц.сетях

4. Вовлекать читателей в тему, провоцировать дискуссии

Мотивы использования

1. Найти новые идеи

2. Найти информацию

3. Поддерживать диалог с аудиторией

4. Общаться с коллегами

5. Соответствовать ожиданиям руководства

6. Публиковать материалы, выходящие за рамки профессии

7. Привлечь больше читателей, продвинуть себя

8. Укрепить бренд медиакомпании

9. Вести профессиональные дискуссии

10. Зарабатывать деньги от рекламы, PR

11. Обсуждать социально-политические проблемы

ЛИТЕРАТУРА

1) Интернет-СМИ: Теория и практика. Лукина, Алексеева, Вартанова, Круглова

2) Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики

3) Рихтер а.г. Правовые Основы журналистики

4) Яман Акдениз. Свобода выражения мнения в Интернете.

5) Монахов В.Н. Свобода массовой информации в интернете.