Периодизация эпохи Древнего мира
ДРЕВНИЙ МИР
Периоды | Описания | |
Ранняя история (протоистория) (X-IV тыс. до н. э.) | Переходный период между дописьменной и письменной эпохами, когда зарождались только отдельные очаги цивилизаций – стадия варварства. | |
Протоантичность (XXX-IX вв. до н. э.) | Крито-микенский период (XXX-XII вв. до н. э.) | Период развития микенской и минойской цивилизаций - предтече античной. |
Гомеровский (предполисный) период (Тёмные времена) (XII-IX вв. до н. э.) | Окончательное разрушение микенской и минойской цивилизаций, зарождение древнегреческой цивилизации. | |
Античность (классическая древность) | В узком смысле – история древнегреческой и древнеримской цивилизаций. С 776 г. до н. э. – проведение первой Олимпиады, – до 476 г. н. э. – падения Западной Римской империи. | |
Ранняя античность (VIII-II вв. до н. э.) | Полисный период (VIII-IV вв. до н. э.) | Становление древнегреческой цивилизации. |
Эллинистический период (IV-I вв. до н. э.) | Расцвет древнегреческой цивилизации, распространение эллинизма, становление древнеримской цивилизаций. | |
Классическая античность (I в. до н. э. – I в. н. э.) | «Золотой век» античной цивилизации - соединённой древнегреческой и древнеримской цивилизаций, наибольшее расширение могущества Римской империи. | |
Поздняя античность (II-V вв. н. э.) | Великое переселение народов, распад Римской империи на Западную римскую империю и Восточную Римскую империю. |
Азиатское (древневосточное) общество – общество, основанное на централизованной системе ирригационного земледелия в сельских общинах и характеризующееся слабым разделением труда, самообеспечиваемостью общин, неразвитой торговлей и политической деспотией.
Рабовладельческое общество – общество, характеризующееся частной или общественной собственностью (рабовладением) на средства производства и непосредственных производителей (рабов).
Рабство – пребывание одного человека в собственности другого:
патриархальное — при нём раб обладает всеми правами младшего члена семьи,
классическое — при нём раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).
Каста – общественная группа, членство в которой передаётся человеку только по рождению, вхождение или выход из неё невозможен.
Очаги возникновения земледелия:
10-6 тыс. лет до н. э. – Северо-Западный Таиланд;
8-6 тыс. лет до н. э. – Передняя Азия и Восточное Средиземноморье;
7-6 тыс. лет до н. э. – Индокитай;
6-5 тыс. лет до н. э. – Иран и Средняя Азия;
5-4 тыс. лет до н. э. – долина Нила;
5-3 тыс. лет до н. э. – Индия;
4-1 тыс. лет до н. э. – Индонезия, Китай, Центральная Америка и Перу.
В развитии рабовладельческой экономической системы можно выделить две основные макромодели: восточную, основанную на патриархальном рабстве, и западную, связанную с классической формой рабства.
Основные черты | Восточное (патриархальное) рабство | Античное (классическое) рабство |
1. Цель производства | создание средств су-ществования рабов и рабовладельцев | создание прибавочного продукта в натуральной и денежной форме |
2. Связь с рынком | слабая | тесная (торговля излишками) |
3. Количество рабов | небольшое | огромное при ухудшении юридического и общественного положения |
4. Собственность на рабов | преимущественно государственная | преимущественно частная |
Древнейшие цивилизации –возникли в течение III тыс. до н. э. в Северо-Восточной Африки и Южной Азии:
древнеегипетская,
древнеиндийская,
шумерская,
древнекитайская,
древнеяпонская.
Признаки цивилизации:
наличие письменности,
наличие городов,
наличие государства.
Терии зарождения цивилизаций:
военная (силовая) – цивилизация стала результатом объединения племён для постройки укреплений и стен для защиты от набегов соседних племён;
торговая – цивилизация сложилась в результте развития торговли и ремёсел;
земледельческая – цивилизация возникла вследствие потребности общества в постоянном осуществлении земледельческих работ;
ирригационная – цивилизация возникла вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений;
климатическая – цивилизация стала результатом сотрудничества племён, совместно боровшимся за жизнь в условиях ухудшающегося климата;
космическая (палеовитизма) – цивилизация есть результат вмешательства инопланетян, которые создали человека и манипулируют человеческим прогрессом в своих целях.
Глобальная цивилизация | Мировые цивилизации | Поколения локальных цивилизаций | Локальные цивилизации |
Первый исторический сверхцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.) | Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.) Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) | 1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) | Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская |
Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) | 2-е поколение (VIII—XIV вв.) | Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская |
Государство – это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Древние цивилизации Ближнего Востока:
древнеегипетская,
шумерская,
нубийская,
вавилонская,
финикийская,
урартская,
хеттская,
ассирийская,
мидийская,
древнеперсидская,
древнееврейская.
Древние цивилизации Индии:
хараппская,
древнеарийская (ведическая),
кушанская,
гуптская,
индусско-буддийская.
Древние цивилизации Дальнего Востока:
шан-инь,
чжоу,
древнекорейская,
древнеяпонская.
Этапы развития государств Древнего Востока:
первый (кон. V-IV тыс. до н. э.) – формирование первых очагов цивилизаций – номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье; их характерные черты:
отсутствие территориального деления,
объединение самоуправляющихся общин, среди которых существует своя иерархия,
неразделённость высшей светской и духовной власти,
эксплуатация не конкретного человека, а общины,
преобладание среди функций государства связанных с организацией и управлением,
господство обычного права;
второй (III-II тыс. до н. э.) – эпоха централизованных царств; возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Ирана и Аравии находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Дальнего Востока развивались изолированно; господство натурального хозяйства;
третий (I пол. I тыс. до н. э.) – эпоха возникновения и гибели великих империй – Новоассирийской, Нововавилонской, Ахеменидской и Циньской; объединение составляющих эти государства регионов и выравнивание уровней их развития; рост роли товарного хозяйства и частной собственности.
Завоевания Александра Македонского (Великого) (336-323 гг. до н. э.) – завершение самостоятельной истории древних цивилизаций Ближнего Востока.
На Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Её основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства.
Формы собственности (с III твс. до н. э.) – на землю, воду и полезные ископаемые:
царско-храмовая,
общинная.
Верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путём поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.
Сельское хозйство – натурально производство.
Городские ремёсла – простое товарное производство.
Древневосточное рабство – рабысчитались членами семьи и работали наравне с другими её представителями, их жизнью, как и жизнью домочадцев, распоряжался глава семьи, патриарх:
патриархальное – сложилось на ранней стадии формирования государства; рабами становились, как правило, военнопленные;
долговое – сложилось в результате развития имущественных отношений; рабами становились обедневшие общинники.
Древневосточная деспотия – государственный режим, прикотором: а) полномочия главы государства не ограничены; б) светская и церковная власти объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) существует подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека рабом традиций и веры.
Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя – живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, верховным судьёй.
Человек был полностью подчинён государству. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников – к профессии.
Страны Древнего Востока почти не знали общественных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон.
Древневосточное общество было иерархичным и делилось на замкнутые самоуправляемые территориальные поселения – общины и группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий, принадлежность к которым передавалась по наследству:
сословия – их можно поменять при каких-то особых случаях; они не были полностью изолированы друг от друга
касты – их поменять бюыло нельзя ни при каких случаях, они были полностью изолированы друг от друга.
Осевое время – период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.
Цивилизация Африки (нилско-суданская зона):
керма-кушитская (II-I тыс. до н. э.),
нубийская (II-I тыс. до н. э.),
сабейская (V в. до н. э. – II в. н. э.).
Цивилизации Америки (месоамериканская зона):
теотиуаканская (II в. до н. э. – VII в. н. э.),
ольмекская (XV-I вв. до н. э.),
сапотекская (II в. до н. э. – X в.),
майя (VIII в. до н. э. – X в. н. э.),
наска,
мочика.
Признаки цивилизаций Месоамерики:
общества на основе земледелия со сложными структурами правления, которые в некоторых случаях достигали уровня государства;
обширные церемониальные центры или даже города с крупными сооружениями (пирамиды, дворцы, арены для священной игры в мяч);
высокий уровень развития ремёсел: обработка камня, керамики, дерева, текстиля, рисование, обработка металлов;
знания астрономии, точный календарь, развитие оригинальных систем письменности.