Периодизация эпохи Древнего мира

ДРЕВНИЙ МИР

 

Периоды Описания
Ранняя история (протоистория) (X-IV тыс. до н. э.) Переходный период между дописьменной и письменной эпохами, когда зарождались только отдельные очаги цивилизаций – стадия варварства.
Протоантичность (XXX-IX вв. до н. э.) Крито-микенский период (XXX-XII вв. до н. э.) Период развития микенской и минойской цивилизаций - предтече античной.
Гомеровский (предполисный) период (Тёмные времена) (XII-IX вв. до н. э.) Окончательное разрушение микенской и минойской цивилизаций, зарождение древнегреческой цивилизации.
Античность (классическая древность) В узком смысле – история древнегреческой и древнеримской цивилизаций. С 776 г. до н. э. – проведение первой Олимпиады, – до 476 г. н. э. – падения Западной Римской империи.
Ранняя античность (VIII-II вв. до н. э.) Полисный период (VIII-IV вв. до н. э.) Становление древнегреческой цивилизации.
Эллинистический период (IV-I вв. до н. э.) Расцвет древнегреческой цивилизации, распространение эллинизма, становление древнеримской цивилизаций.
Классическая античность (I в. до н. э. – I в. н. э.) «Золотой век» античной цивилизации - соединённой древнегреческой и древнеримской цивилизаций, наибольшее расширение могущества Римской империи.
Поздняя античность (II-V вв. н. э.) Великое переселение народов, распад Римской империи на Западную римскую империю и Восточную Римскую империю.

 

 

Азиатское (древневосточное) общество – общество, основанное на централизованной системе ирригационного земледелия в сельских общинах и характеризующееся слабым разделением труда, самообеспечиваемостью общин, неразвитой торговлей и политической деспотией.

Рабовладельческое общество – общество, характеризующееся частной или общественной собственностью (рабовладением) на средства производства и непосредственных производителей (рабов).

Рабство – пребывание одного человека в собственности другого:

патриархальное — при нём раб обладает всеми правами младшего члена семьи,

классическое — при нём раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).

 

Каста – общественная группа, членство в которой передаётся человеку только по рождению, вхождение или выход из неё невозможен.

 

Очаги возникновения земледелия:

10-6 тыс. лет до н. э. – Северо-Западный Таиланд;

8-6 тыс. лет до н. э. – Передняя Азия и Восточное Средиземноморье;

7-6 тыс. лет до н. э. – Индокитай;

6-5 тыс. лет до н. э. – Иран и Средняя Азия;

5-4 тыс. лет до н. э. – долина Нила;

5-3 тыс. лет до н. э. – Индия;

4-1 тыс. лет до н. э. – Индонезия, Китай, Центральная Америка и Перу.

 

 

В развитии рабовладельческой экономической системы можно выделить две основные макромодели: восточную, основанную на патриархальном рабстве, и западную, связанную с классической формой рабства.

 

Основные черты Восточное (патриархальное) рабство Античное (классическое) рабство
1. Цель производства создание средств су-ществования рабов и рабовладельцев создание прибавочного продукта в натуральной и денежной форме
2. Связь с рынком слабая тесная (торговля излишками)
3. Количество рабов небольшое огромное при ухудшении юридического и общественного положения
4. Собственность на рабов преимущественно государственная преимущественно частная

 

 

Древнейшие цивилизации –возникли в течение III тыс. до н. э. в Северо-Восточной Африки и Южной Азии:

древнеегипетская,

древнеиндийская,

шумерская,

древнекитайская,

древнеяпонская.

 

Признаки цивилизации:

наличие письменности,

наличие городов,

наличие государства.

 

Терии зарождения цивилизаций:

военная (силовая) – цивилизация стала результатом объединения племён для постройки укреплений и стен для защиты от набегов соседних племён;

торговая – цивилизация сложилась в результте развития торговли и ремёсел;

земледельческая – цивилизация возникла вследствие потребности общества в постоянном осуществлении земледельческих работ;

ирригационная – цивилизация возникла вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений;

климатическая – цивилизация стала результатом сотрудничества племён, совместно боровшимся за жизнь в условиях ухудшающегося климата;

космическая (палеовитизма) – цивилизация есть результат вмешательства инопланетян, которые создали человека и манипулируют человеческим прогрессом в своих целях.

 

Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации
Первый исторический сверхцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.) Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) 1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская
Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) 2-е поколение (VIII—XIV вв.) Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская

 

Государство – это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

 

Древние цивилизации Ближнего Востока:

древнеегипетская,

шумерская,

нубийская,

вавилонская,

финикийская,

урартская,

хеттская,

ассирийская,

мидийская,

древнеперсидская,

древнееврейская.

 

Древние цивилизации Индии:

хараппская,

древнеарийская (ведическая),

кушанская,

гуптская,

индусско-буддийская.

 

Древние цивилизации Дальнего Востока:

шан-инь,

чжоу,

древнекорейская,

древнеяпонская.

 

 

Этапы развития государств Древнего Востока:

первый (кон. V-IV тыс. до н. э.) – формирование первых очагов цивилизаций – номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье; их характерные черты:

отсутствие территориального деления,

объединение самоуправляющихся общин, среди которых существует своя иерархия,

неразделённость высшей светской и духовной власти,

эксплуатация не конкретного человека, а общины,

преобладание среди функций государства связанных с организацией и управлением,

господство обычного права;

второй (III-II тыс. до н. э.) – эпоха централизованных царств; возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Ирана и Аравии находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Дальнего Востока развивались изолированно; господство натурального хозяйства;

третий (I пол. I тыс. до н. э.) – эпоха возникновения и гибели великих империй – Новоассирийской, Нововавилонской, Ахеменидской и Циньской; объединение составляющих эти государства регионов и выравнивание уровней их развития; рост роли товарного хозяйства и частной собственности.

 

Завоевания Александра Македонского (Великого) (336-323 гг. до н. э.) – завершение самостоятельной истории древних цивилизаций Ближнего Востока.

 

На Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Её основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства.

Формы собственности (с III твс. до н. э.) – на землю, воду и полезные ископаемые:

царско-храмовая,

общинная.

Верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путём поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.

Сельское хозйство – натурально производство.

Городские ремёсла – простое товарное производство.

 

Древневосточное рабство – рабысчитались членами семьи и работали наравне с другими её представителями, их жизнью, как и жизнью домочадцев, распоряжался глава семьи, патриарх:

патриархальное – сложилось на ранней стадии формирования государства; рабами становились, как правило, военнопленные;

долговое – сложилось в результате развития имущественных отношений; рабами становились обедневшие общинники.

 

Древневосточная деспотия – государственный режим, прикотором: а) полномочия главы государства не ограничены; б) светская и церковная власти объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) существует подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека рабом традиций и веры.

Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя – живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, верховным судьёй.

Человек был полностью подчинён государству. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников – к профессии.

Страны Древнего Востока почти не знали общественных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон.

 

Древневосточное общество было иерархичным и делилось на замкнутые самоуправляемые территориальные поселения – общины и группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий, принадлежность к которым передавалась по наследству:

сословия – их можно поменять при каких-то особых случаях; они не были полностью изолированы друг от друга

касты – их поменять бюыло нельзя ни при каких случаях, они были полностью изолированы друг от друга.

 

Осевое время – период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.

 

 

Цивилизация Африки (нилско-суданская зона):

керма-кушитская (II-I тыс. до н. э.),

нубийская (II-I тыс. до н. э.),

сабейская (V в. до н. э. – II в. н. э.).

 

Цивилизации Америки (месоамериканская зона):

теотиуаканская (II в. до н. э. – VII в. н. э.),

ольмекская (XV-I вв. до н. э.),

сапотекская (II в. до н. э. – X в.),

майя (VIII в. до н. э. – X в. н. э.),

наска,

мочика.

 

Признаки цивилизаций Месоамерики:

общества на основе земледелия со сложными структурами правления, которые в некоторых случаях достигали уровня государства;

обширные церемониальные центры или даже города с крупными сооружениями (пирамиды, дворцы, арены для священной игры в мяч);

высокий уровень развития ремёсел: обработка камня, керамики, дерева, текстиля, рисование, обработка металлов;

знания астрономии, точный календарь, развитие оригинальных систем письменности.