Лекция №5

Высота (частота), длительность, громкость, тембр, ритм и метр музыкальных звуков в нотной записи.

Равномерно темперированный строй, 12 ступеней строя, интервальный коэффициент

Лекция 3

 

Основными тонами (звуками) являются 7 звуков (c, d, e, f, g, a, h). Равномерно темперированный строй, в котором основной интервал (октава) делится на 12 одинаковых интервалов (полутонов), имеющих интервальный коэффициент.

12√2/1=1,05946309

Понятие «темперация» означает выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы. Отношение частот 12 тонов в равномерно темперированном строе выражается следующими дробями:

· Прима - до, 1/1, 1000;

· малая секунда – до-диез – ре-бемоль, 89/84, 1,05946;

· большая секунда - ре, 55/49, 1,12246;

· малая терция – ре-диез – ми-бемоль, 44/37, 1,18921;

· большая терция – ми - фа-бемоль, 63/50, 1,25992;

· кварта – ми-диез – фа, 295/221, 1,33484;

· увеличенная кварта – фа-диез – соль-бемоль, 99/70, 1,41421;

· квинта – соль, 442/295, 1,49831;

· малая секста – соль-диез – ля-бемоль, 100/63, 1,58746;

· большая секста – ля, 37/32, 1,68179;

· малая септима – ля-диез – си-бемоль, 98/55, 1,78180;

· большая септима – си – до-бемоль, 168/89, 1,88785;

· октава – си-диез - до первой октавы, 2/1, 2,00000.

 

Выше приведены интервальные коэффициенты для получения частот звуков равномерно-темперированного строя, построения интервалов для тона «до». «Созвучные» тона – это такие тона, которые взятые одновременно, создают созвучные, слитные и приятные звучания. «Не созвучные тона» – это такие тона, которые взятые одновременно не создают приятного звучания.

 

5.3. Музыкальное созвучие – гармонические интервалы – одно из существенных понятий музыкальной акустики. Музыкальное созвучие – сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы:

  1. чистая прима – сочетание данной ступени с её буквальным повторением;
  2. малая секунда – ½ тона (ми-фа; си-до); большая секунда – 1 тон;
  3. малая терция – 1 ½ тона; большая терция – 2 тона (до-ми, фа-ля, соль-си);
  4. чистая кварта – 2 ½ тона; увеличенная кварта – 3 тона (фа-си);
  5. чистая квинта – 3 ½ тона; уменьшенная квинта – 3 тона (си-фа);
  6. малая секста – 4 тона (ми-до, ля-фа, си-соль); большая секста – 4 ½ тона;
  7. малая септима – 5 тонов; большая септима – 5 ½ тона;
  8. чистая октава – 6 тонов.

 

Гармонические интервалы по впечатлению на слух разделяются на: консонансы и диссонансы.

Консонансы – интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.

Диссонансы – интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.

Появление акустики связано с приятными для слуха звуками.


Частоты равномерно–темперированного строя (12 ступеней). Первая октава.

 

В оценке акустики зрительных залов значимы только музыкальные звуки, на основе которых создаётся и исполняется музыка различного жанра. Слушатели воспринимают исполняемые произведения, обращая внимание на развитие музыки, которое может проявляться в огромном разнообразии, как самих музыкальных звуков от различных инструментов, так и их свойств.

Музыкальные звуки различают по высоте, длительности, громкости (силе), тембру, объему (полноте, глубине) и другим признакам (ритм и метр).

Развитие музыки заключается в осмысленной смене звучаний на основе этих признаков различия. Нотная запись указывает не только высоту звуков, но и их продолжительность (длительность).

 
 

1. четвертая нота (четверть);

2. половинная нота (вдвое длиннее четверти);

3. целая нота нота (вдвое длиннее половинной);

4. восьмая нота нота (вдвое меньше по длительности четвертой);

5. шестнадцатая нота (вдвое меньше по длительности восьмой).

 

Длительность звуков в нотной записи измеряется кратными отношениями между ними. В наиболее употребительной шкале длительность соседних звуков находится в отношении 1:2.

Смена звуков различных по длительности образуют ритм и метр. Размер – две цифры одна под другой.

Обозначение степени громкости (силы) звука – нюанс. Нюанс – динамический оттенок. Основные нюансы:

p – пиано (тихо);

mp – меццо – пиано (не слишком тихо);

f – форте (громко);

mf – меццо – форте (не слишком громко;

ff – фортиссимо (очень громко);

pp – пианиссимо (очень тихо).

Наиболее ценные музыкальные динамики – выразительное пиано.

 

5.5. Слуховые ощущения и впечатления – как часть теории акустики зрительных залов – в понятиях и определениях.

Учение о слуховых ощущениях – один из важных разделов музыкальной акустики. Оценка акустики помещений производится по объективным признакам:

1. Эхо – заметное на слух повторение прямого звука, как результат поздних звуковых отражений. Эхо не образуется при условии, если запаздывание отраженного звука превышает 1/10 секунды – критический интервал (значение) для концертных залов.

Пархающее эхо – трехкратное, по крайней мере, эхо, возникающее при отражении звука между двумя параллельными стенами, а так же в помещениях со сводчатыми и куполообразными покрытиями.

2. Образование фокуса отраженных звуков на местах прослушивания возможно в залах с круглой и элиптической формой плана.

3. В залах с гладкой поверхностью стен «ползущие» звуки могут передаваться по всему периметру, сохраняя достаточно высокую интенсивность.

4. Необходимо учитывать и нижеследующие характеристики звукового поля, влияющие на акустическое впечатление:

Ясность – понятие, характеризующее разделение звуков отдельных инструментов или групп инструментов как во времени, так и в группе одновременно играющих инструментов.

Громкость – субъективное понятие, характеризующее громкость источника музыки при игре фортиссимо по отношению к некоторой ожидаемой громкости на месте прослушивания.