Annotation 7 страница

    Во Всемирной сети Интернет насчитывается огромное количество файловых серверов, где хранятся архивы программ, документация и другая информация. FTP (File Transfer Protocol) - это протокол, специально созданный для передачи файлов. Обмен файлами остается одной из постоянных задач сетевого программирования, которая легко решается средствами языка Perl. В поставке Perl имеется стандартный модуль Net::FTP, реализующий FTP-клиента, который позволяет весьма просто организовать обмен файлами с сервером по протоколу FTP - например, автоматизировать автоматическое обновление нужных файлов с сервера. Далее приводится программа, которая с помощью команд FTP загружает с сервера файл, если он имеет более позднее время изменения, чем его локальная копия:   use Net::FTP; # используем модуль работы с FTP my $server = 'ftp.server.org'; # имя или адрес сервера my $file = 'file.name'; # имя файла my $ftp = Net::FTP->new($server) # соединяемся с сервером or die "Ошибка соединения с $server:$@"; $ftp->login('ftp','ftp') # указываем имя и пароль or die " Ошибка регистрации:", $ftp->message; $ftp->cwd("/pub") # переходим в каталог or die "Ошибка смены каталога:", $ftp->message; my $time_ftp = $ftp->mdtm($file) # время изменения на сервере or die; my $time_old = (stat($file))[9]; # время создания копии if ($time_ftp > $time_old) { # если файл на сервере новее, $ftp->binary; # то в двоичном режиме $ftp->get($file) # загружаем файл or die "Ошибка загрузки: ", $ftp->message; utime($time_ftp, $time_ftp, $file); # и меняем время файла } $ftp->quit; # заканчиваем сеанс связи   Поскольку в классе Net::FTP реализованы остальные команды протокола FTP, с его помощью можно разрабатывать гораздо более сложные программы файлового обмена. Кроме этого класса, в архивах CPAN можно найти много других модулей для обмена файлами с FTP-серверами.     Электронная почта (e-mail) была и остается одним из самых популярных сетевых сервисов. Электронная почта базируется на асинхронной доставке почтового сообщения (message) с одного почтового сервера на другой с помощью протокола SMTP (Simple Mail Transfer Protocol). Почтовые сообщения каждого пользователя хранятся на сервере в отдельном почтовом ящике (mail-box). Клиентская почтовая программа (Mail User Agent, MUA) забирает почту с сервера с помощью одной из версий протокола POP (Post-Office Protocol) или предоставляет пользователю непосредственный доступ к ящику на почтовом сервере с помощью протокола IMAP (Internet Mail Access Protocol). Естественно, что в Perl имеется множество средств работы с электронной почтой. По электронной почте можно организовать автоматическое уведомление системных администраторов или пользователей о наступлении определенного события. С помощью сообщений электронной почты организуется регулярная автоматическая рассылка информации, например, счетов клиентам. При работе с почтой можно воспользоваться стандартными модулями - Net::SMTP для отправки сообщений и Net::POP3 для их получения. Приведем пример простой программы, отправляющей сообщение электронной почты:   use Net::SMTP; # используем класс для отправки e-mail my $mail_server = 'shokhirev.com'; # почтовый сервер my $to_user = 'mikhail@shokhirev.com'; # получатель my $from_user = 'mshock@shadrinsk.net'; # отправитель $smtp = Net::SMTP->new(Host=>$mail_server);# соединяюсь $smtp->mail($from_user); # пишу $smtp->to($to_user); # получателю $smtp->data(); # письмо $smtp->datasend("To: $to_user\n"); # $smtp->datasend("Subject: Lectures on Perl 5\n"); $smtp->datasend("\n"); $smtp->datasend("Сообщаем о публикации на intuit.ru\n"); $smtp->datasend("курса лекций по Perl 5\n"); $smtp->dataend(); # заканчиваю $smtp->quit; # отсоединяюсь   Если нужно в программе проверить почтовый ящик на сервере, то с помощью класса Net::POP3 не составит труда написать короткую программу, принимающую электронную почту. Например, такую:   use Net::POP3; # используем класс для получения e-mail my $mail_server = 'shadrinsk.net'; # почтовый сервер my $user = 'mshock'; # почтовый ящик my $password = 'secret'; # пароль $pop = Net::POP3->new($mail_server); # подключаюсь if ($pop->login($user, $password) > 0) {# регистрируюсь my $numbers = $pop->list; # получаю номера писем foreach my $numbers (keys %$numbers) {# по номеру my $message = $pop->get($numbers); # получаю письмо print @$message; # печатаю его $pop->delete($numbers); # удаляю с сервера } } $pop->quit; # отсоединяюсь   На серверах CPAN есть множество программ для работы с электронной почтой, включая серверы. На Perl написана свободно распространяемая почтовая система с web-интерфейсом Open WebMail (openwebmail.org). На нем же написана и одна из самых известных и эффективных серверных систем фильтрации спама - SpamAssassin.     Системы мгновенного обмена сообщениями (instant messaging), иногда также называемые Интернет-пейджерами, получили огромное распространение: миллионы людей ежедневно общаются с помощью ICQ, Jabber, AOL Instant Messenger или Yahoo!Messenger. В архивах на сайте CPAN можно найти Perl-модули для работы со всеми этими системами. Хотя этот обмен сообщениями ориентирован на взаимодействие людей, его можно использовать для программного извещения пользователя о каком-либо событии. Для примера напишем программу, отправляющую сообщение с использованием открытого протокола мгновенного обмена сообщениями XMPP/Jabber (дополнительный модуль Net::Jabber нужно установить из архива CPAN). В примере после соединения с Jabber-сервером отправляется сообщение пользователю, а после получения от него ответа работа завершается:   use Net::Jabber; # подключаем класс работы с Jabber use utf8; # в Jabber используется UTF-8 my $server = 'jabber.shadrinsk-city.ru'; # сервер my $port = 5222; # порт my $username = 'perl'; # отправитель my $password = 'password'; # его пароль my $resource = 'jud'; # ресурс my $to_user = 'mshock@jabber.ru'; # получатель my $client = new Net::Jabber::Client(); # создаем клиента $client->SetCallBacks( # указываем обработчики событий: onconnect => \&on_connect, # при подключении onauth => \&on_auth, # при регистрации message => \&on_message, # при получении сообщения ); $client->Execute( # соединяемся с сервером hostname=>$server, port=>$port, username=>$username, password=>$password, resource=>$resource, register=>1, connectsleep=>0, connectattempts=>1, ); # завершение программы произойдет в on_message sub on_connect { # выполнится при подключении к серверу print "Подключен к $server:$port\n"; } sub on_auth { # выполнится при регистрации на сервере print "Зарегистрирован как $username\n"; $client->MessageSend( # ОТПРАВЛЯЕМ СООБЩЕНИЕ to=> $to_user. '/' .$resource, subject=>'сообщение от Perl', body=>'Привет, Jabber!' ); } sub on_message { # выполнится при получении сообщения my $sid = shift; # извлекаем номер и текст my $message = shift; # ответа и выводим его: print "Тема:", $message->GetSubject(), "\n"; print "Сообщение:", $message->GetBody(), "\n"; $client->Disconnect(); # отключаемся от сервера exit(0); # и завершаем работу }   В этом примере демонстрируется прием программирования, распространенный при работе в многозадачной среде: главная программа организует бесконечный цикл обработки событий, для реагирования на которые вызываются обработчики событий. Конечно, помимо обмена сообщениями Jabber предоставляет целый набор средств для полноценного общения, а Perl дает возможность работать с ними. Есть примеры использования Perl для разработки шлюзов между IP-сетями и беспроводными сетями. На Perl написан свободно распространяемый пейджинговый шлюз Sendpage ( www.sendpage.org). Класс Net::SNPP занимается отправкой сообщений на пейджер по протоколу SNPP (Simple Network Paging Protocol), а модуль Net::SMS служит для работы со службой SMS-сообщений для клиентов GSM-телефонии. Теперь мало кого удивляет, что вскоре после появления очередной новой технологии передачи данных на CPAN выкладываются Perl-модули для работы с ней.     Крупную компьютерную сеть можно сравнить с живым организмом: сетевое оборудование и компьютеры - это ее органы, а линии связи - нервные волокна. Сеть ежеминутно меняет свое состояние, ее составные части могут "болеть" и "отмирать", сеть может "задыхаться" от чрезмерного объема передаваемых данных (сетевого трафика). Для мониторинга состояния сети, ее обслуживания и диагностики неисправностей применяются различные служебные программы. Некоторые из них написаны на языке Perl. В других случаях Perl применяется для "склеивания" разных программ в единую систему управления сетью. Если вспомнить, что Perl был создан системным администратором, то станет понятным, почему имеется так много модулей, так или иначе связанных с управлением сетями. В качестве простейшего примера можно привести стандартный класс Net::Ping, с помощью которого можно проверить работоспособность хоста по его IP-адресу. В ОС MS Windows это делается такой командой:   perl -MNet::Ping -e"print Net::Ping->new()->ping('10.0.0.1')"   В ней запускается компилятор perl, который подключает модуль (-M) Net::Ping и выполняет выражение (-e), заключенное в двойные кавычки. А в выражении выводится результат обращения к методу ping класса Net::Ping с IP-адресом в качестве аргумента. В результате выполнения будет выведен адрес хоста и две 1, если хост активен, или два 0, если он не ответил. Многие программные средства управления компьютерными сетями основаны на протоколе SNMP (Simple Network Management Protocol), использующего для обмена данными протокол UDP. Такие программные средства построены по принципу периодического опроса так называемых агентов, которые отвечают на запросы управляющей программы и передают ей информацию, накопленную во время работы подключенного к сети устройства - компьютера, принтера, маршрутизатора и так далее. Категории собираемой информации (управляемые устройства и их характеристики) имеют унифицированные имена и числовые идентификаторы объектов (Object IDentifier, OID), которые присваиваются производителями устройств в соответствии со стандартами описания "базы данных управляющей информации" MIB (Management Information Base). При определенных условиях по протоколу SNMP можно не только считывать по сети информацию с устройств, но и управлять этими устройствами, изменяя их характеристики. С помощью протокола SNMP можно также организовать управление программными комплексами, например, операционными системами и СУБД. На Perl написаны модули для работы c SNMP-агентами. Для иллюстрации сказанного приведем простой пример, в котором опрашивается агент, работающий на персональном компьютере, и у него запрашиваются две характеристики - описание системы и время ее работы:   use Net::SNMP; # используем класс для работы с SNMP my ($session, $error) = Net::SNMP->session( # сеанс работы -hostname => '192.168.82.83', # с хостом, -community => 'public', # группой -port => 161 # и портом ); defined($session) or die ("Ошибка сеанса SNMP: $error"); # запрашиваем информацию о компьютере по # коду (OID) и идентификатору объекта MIB: info('1.3.6.1.2.1.1.1.0', 'sysDescr'); # описание системы info('1.3.6.1.2.1.1.3.0', 'sysUpTime'); # время работы $session->close(); # завершаем сеанс sub info { # подпрограмма запроса информации my ($OID, $caption) = @_; # параметры: код и имя объекта my $response = $session->get_request($OID); unless (defined($response)) { # если все нормально print 'Ошибка запроса: ', $session->error(); } else { # выводим ответ: printf "$caption/$OID:\n\t%s\n", $response->{$OID}; } }   В результате выполнения этой программы в ОС MS Windows будет выведена следующая информация:   sysDescr/1.3.6.1.2.1.1.1.0: Hardware: x86 Family 6 Model 8 Stepping 6 AT/AT COMPATIBLE - Software: Windows 2000 Version 5.1 (Build 2600 Uniprocessor Free) sysUpTime/1.3.6.1.2.1.1.3.0: 1 hour, 05:14.11   Для отслеживания состояния сети имеется много готовых программных продуктов различной сложности. Сбором и накоплением информации о работе сети и ее визуализацией занимаются основанные на SNMP системы: Big Sister (bigsister.sourceforge.net), Cricket (cricket.sourceforge.net) и MRTG ( www.mrtg.org), которые распространяются свободно и написаны на языке Perl.     С момента своего создания язык Perl применялся системными администраторами для сетевого программирования. И постепенно было разработано неимоверное количество модулей для работы с самыми разными сетевыми сервисами. Даже упомянув лишь некоторые из них, можно составить представление о многообразии высококачественных решений сетевых задач, воплощенных в "жемчужных россыпях" хранилища модулей CPAN. В стандартном классе Net::NNTP реализован клиент новостных групп (телеконференций), располагающихся на многочисленных news-серверах. Perl-модули помогут сгенерировать документы для мобильных клиентов в формате WML (Wireless Markup Language). Модуль CDDB предоставляет интерфейс к сетевым базам данных по музыкальным компакт-дискам (Compact Disc DataBase). Имеются модули для работы с известными поисковыми системами: AltaVista, Google, Yahoo и с Интернет-магазинами Amazon и eBay. В репозитарии CPAN можно найти модули для работы со всеми распространенными сетевыми протоколами: ARP (поиск физического адреса устройства по IP-адресу), DHCP (динамическое распределение IP-адресов), LDAP (доступ к каталогам типа Active Directory и NDS), NTP (запрос времени), RADIUS (авторизация пользователей), telnet и ssh (работа на удаленном терминале), VNC (сетевое управление компьютером) и многими другими. Причем Perl-модули могут использоваться для создания не только клиентских программ, но и серверов, которые можно встраивать в собственные приложения. И конечно же, есть огромное число модулей для работы с сервисами WWW, о которых пойдет речь в следующей лекции. Рассмотренные в этой лекции средства сетевой коммуникации дают лишь общую поверхностную картину многообразного мира распределенного программирования. Высокоуровневая поддержка многих сетевых технологий реализована в Perl-модулях, которые помогут начинающим и опытным программистам решать задачи, связанные с распределенной обработкой данных.     Лекция 18. Web-программирование   Эта лекция посвящена разработке на Perl программ для WWW, Всемирной Паутины ресурсов, связанных гиперссылками. Ведь именно с распространением World Wide Web язык Perl получил неимоверную популярность среди программистов, которые создали с его помощью множество популярных сайтов с динамическим содержимым. Цель лекции: вкратце ознакомиться с основами web-программирования и богатыми средствами, которые имеются в Perl, для работы с ресурсами Всемирной Паутины. На примерах узнать приемы работы с некоторыми из них.   Всемирная Паутина (World Wide Web, WWW или просто Web) стала важнейшим технологическим достижением в области обработки информации. Она не только сделала доступ к ресурсам сети Интернет простым и удобным для пользователей, но стимулировала развитие многих информационных технологий, а также утвердила в практике программирования новые подходы к работе с информационными ресурсами. Самыми важными из них можно назвать следующие. 1Благодаря универсальной адресации самых разных ресурсов с помощью унифицированных указателей ресурсов (Uniform Resource Locator, URL), доступ к информации выполняется единообразно, а средства доступа динамически настраиваются на расположение ресурса, протокол передачи данных и его формат. (Например, для указателя на ресурс http://www.server.org/path/page.html потребуется инициировать запрос к серверу по протоколу HTTP на доставку указанной HTML-страницы. А необходимость получить ресурс по указателю ftp://ftp.server.net/path/file.mp3 должна привести к организации сеанса взаимодействия с сервером по протоколу FTP для загрузки требуемого файла.) 2Гипертекстовые (а если быть точнее - "гипермедийные") документы позволяют с помощью гиперссылок (hyper-link) логически компоновать информационные ресурсы, причем разными способами и независимо от их физического расположения. То есть можно считать, что ресурсы располагаются не в файловой системе, пусть даже и сетевой, а в гиперссылочном информационном пространстве. (Например, гиперссылка на одно и то же изображение может размещаться в электронном учебнике, присутствовать на странице тестового упражнения и включаться в научную презентацию. А во фреймах одного окна браузера могут отображаться страницы, загруженные по гиперссылкам с серверов, расположенных в разных странах.) 3Тим Бернерс-Ли, который придумал и в 1991 году реализовал для научных целей WWW, основанную на гиперссылках с использованием URL, конечно же, достоин бесконечного восхищения. Но не менее плодотворной идеей оказался CGI (Common Gateway Interface) - интерфейс простого шлюза для обращения web-сервера к внешним программам. Взаимодействие посредством CGI упрощенно сводится к запуску сервером в виде отдельного процесса внешней программы, которой через стандартный входной поток передаются параметры, полученные в запросе от клиента. Результат своей работы программа передает через стандартный выходной поток серверу, который возвращает его в качестве ответа на запрос клиента. Эта традиционная для Unix схема обращения к программе-фильтру позволяет бесконечно расширять возможности web-сервера: динамически создавать HTML-страницы, генерировать диаграммы и графики, черпать информацию из баз данных, "на лету" конструировать документы в формате PDF и так далее. 4Принципы, применяемые в WWW для организации информации, оказались настолько технологичными и имели такой большой успех у пользователей, что стали использоваться в локальных сетях (Intranet) и на отдельных компьютерах. А web-браузер превратился в универсальное клиентское приложение, применяемое для доступа к базам данных, различным справочным и информационным системам. Поэтому web-программирование стало важным и чрезвычайно востребованной отраслью информационной промышленности. (Именно промышленности, если судить по инвестициям и доходам информационных компаний во всем мире.) Ну а Perl, как обычно, не просто предоставляет для этого все необходимые средства, но и предлагает их широкий выбор: ведь принцип TIMTOWTDI продолжает работать и здесь...     Прославившийся своими богатыми средствами обработки текстовых данных, Perl оказался легко применим для работы с гипертекстом. Язык разметки гипертекста HTML (Hyper-Text Markup Language) - это подмножество довольно старого универсального языка разметки SGML, использовавшегося для форматирования документов. HTML ориентирован на разметку гипертекстовых документов. Со времени своего создания он видоизменялся под влиянием корпоративных интересов нескольких компаний, но конкурентная борьба постепенно приводит к повышению роли стандартов. Стандартизацией HTML и других видов деятельности, касающейся WWW, занимается международный консорциум W3C, который возглавляет сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли. Чтобы отдельно от содержимого HTML-документа описывать особенности его представления (шрифт, цвет, размер, расположение и так далее), был создан еще один стандарт - таблицы каскадных стилей CSS (Cascading Style Sheets). А сам язык HTML был переработан для обеспечения совместимости с форматом XML (о котором речь пойдет далее), и новая версия была оформлена в виде стандарта XHTML. На Perl написано множество модулей, ориентированных на работу с гипертекстовыми документами в форматах HTML и XHTML. Большинство из них связано с динамической генерацией web-страниц и работе с HTML-формами. Поисковая машина на сайте CPAN находит более тысячи модулей, в названии которых встречается "HTML". Упомянем лишь некоторые из них, доступные для загрузки из архива CPAN. Простые средства создания разметки HTML предоставляет класс HTML::Base. Модуль HTML::Parser, напротив, представляет из себя средство синтаксического разбора HTML-документа на составляющие объекты. Кстати, для преобразования "старой доброй документации" из формата POD в HTML-документ можно пользоваться утилитой pod2html. Она, естественно, написана на Perl и входит в стандартный дистрибутив. Например, в результате выполнения вот такой команды:   pod2html --infile=CGI.pm --outfile=CGI.html   будет сгенерирован гипертекстовый документ из 54 страниц, описывающий стандартный модуль для разработчиков CGI-программ на Perl. По солидному объему этого руководства можно судить о том, что многие трудности web-программирования уже решены усилиями Perl-сообщества. Примеры программного формирования документов HTML будут рассмотрены далее в этой лекции при обсуждении средств разработки CGI-программ.     Узлы Всемирной Паутины - это разбросанные по всему миру миллионы web-серверов. Самым популярным и распространенным в сети Интернет остается web-сервер Apache ( www.apache.org), распространяемый свободно с открытыми исходными текстами. Хорошо спроектированная архитектура сервера позволяет подключать к нему модули для расширения функциональности сервера. Одним из популярнейших модулей расширения стал mod_perl, который позволяет интегрировать интерпретатор perl с сервером Apache. Это позволяет не только кардинально увеличить скорость работы CGI-программ, но и разрабатывать на Perl собственные модули, получая полный контроль за выполнением клиентских запросов. Web-сервер общается с клиентскими программами по протоколу передачи гипертекста HTTP (Hypertext Transfer Protocol). Поскольку весь остальной материал этой лекции связан с передачей данных по указанному протоколу, познакомимся с ним поближе. В соответствии с протоколом HTTP запрос состоит из трех частей, которые приведены в таблице 18.1. Таблица 18.1. Структура HTTP-запроса Составные частиОписаниеПримеры Строка запросасодержит команду, называемую методом, например, GET для запроса ресурса или POST для отправки данных на сервер, и имя ресурсаGET /index.html HTTP/1.1 POST /cgi-bin/guestbook.pl HTTP/1.0 Заголовки запросасодержат дополнительную информацию, например, данные о клиенте или указания о языке и кодировке ответа, которые предпочитает клиентUser-agent: Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 5.1; ru-RU; rv:1.8.0.1) Gecko/20060130 SeaMonkey/1.0 Accept-Language: "ru-ru,ru; q=0.8,en-us;q=0.5,en;q=0.3" Тело запросав нем может содержаться передаваемая на сервер информация (например, данные из полей HTML-формы).nick=Ray&email=ray@conchilomania.ru&comments=Your%20photos%20and%20info%20about%20perl%20are%20fine! Сервер обрабатывает поступающие от клиентов запросы на расположенные на сервере ресурсы. Если затребован существующий файл, то он отправляется сервером клиенту. Если запрошено обращение к CGI-программе, то сервер запускает ее и отправляет клиенту результат ее выполнения. Ответ HTTP-сервера также состоит из трех частей, которые приведены в таблице 18.2. Таблица 18.2. Структура HTTP-ответа Составные частиОписаниеПримеры Строка ответасодержит цифровой код ответа и текстовое описание состояния запросаHTTP/1.0 200 Document follows HTTP/1.1 404 Not Found HTTP/1.0 500 Internal Server Error Заголовки ответасодержат дополнительную информацию, например, данные о типе и длине посылаемого ресурсаContent-type: text/html Content-length: 1025 Тело ответасодержит передаваемые данные<html>...</html> Важной особенностью протокола HTTP является то, что он ориентирован на обработку независимых запросов, то есть в нем не предусмотрено сохранение состояния взаимодействия с клиентом. Поэтому организация сеансовой работы с web-сервером ложится на программиста. Автоматизировать рутинные действия при обмене данными с помощью HTTP и преодолеть трудности программного взаимодействия с HTTP-серверами помогают многочисленные готовые Perl-модули. Стандартная библиотека LWP (Library for WWW in Perl) содержит разнообразные и мощные средства для работы с ресурсами WWW. С ее помощью можно легко запрограммировать простые и решить весьма нетривиальные задачи. Например, запрос документа с web-сервера записывается всего одной строкой:   use LWP::Simple; # использовать упрощенный интерфейс к LWP my $page = get 'http://www.perl.com/';   Не сложнее обратиться с запросом к поисковым системам. Для этого нужно в URL указать аргументы поиска. Формат строки запроса к конкретной поисковой машине можно посмотреть в строке браузера. Например, по такому URL можно искать книги по Perl в поисковой системе Google:   $url = 'http://www.google.ru/search?q=Perl+book';   А чтобы найти на сайте CPAN все модули, ориентированные на работу с HTML, нужно отправить такой запрос:   $url= 'http://search.cpan.org/search?query=HTML&mode=module';   Это примеры запросов, отправляемых методом GET, когда аргументы передаются непосредственно в строке, адресующей ресурс. При другом способе запрос отправляется методом POST, а данные запроса отправляются в теле запроса. Если требуется отправить из программы данные HTML-формы на HTTP-сервер методом POST, то это столь же просто делается с помощью LWP:   use LWP::UserAgent; # используем класс 'Клиент' из LWP use HTTP::Request::Common qw(POST); # и метод POST my $user_agent = LWP::UserAgent->new; # создаем клиента # заполняем поля формы для отправки на нужный сайт my $form = POST 'http://site.ru/cgi-bin/guestbook.pl', [ nick => 'user', email => 'user@mail.ru', comments => 'Спасибо за помощь!' ]; # передаем клиенту форму для отправки на сервер my $response = $user_agent->request($form); # получаем ответ print $response->as_string; # и выводим его в виде строки   Можно долго говорить о возможностях библиотеки LWP. С ее помощью можно: работать с новостными группами (news), обмениваться файлами по протоколу FTP, отправлять запросы к информационным системам Gopher, читать локальные файлы, отправлять электронную почту и создавать пользовательских агентов для автоматического исследования сайтов (web-роботов или "пауков"). Можно даже быстро набросать простой, но вполне работоспособный web-сервер. Для этого нужно воспользоваться классом HTTP::Daemon:   use HTTP::Daemon; # используем классы HTTP-сервера my $server_root = '/tmp'; # каталог для файлов сервера # создаем экземпляр WWW-сервера, слушающего порт 8080 my $httpd = new HTTP::Daemon(LocalPort => 8080); # while (my $connection = $httpd->accept) { # ждем соединения # получаем запросы на соединении while (my $request = $connection->get_request) { if ($request->method eq 'GET') { # выполняем GET $connection->send_file_response( # отправляем файл $server_root . $request->url->path); # из каталога } } $connection->close; # закрываем соединение undef($connection); # удаляем объект } # и все повторяется сначала...   А теперь пора перейти к созданию программ, выполняющихся на web-сервере и взаимодействующих с ним через интерфейс CGI.     Упоминавшийся уже интерфейс программирования CGI поддерживается всеми web-серверами. Сегодня CGI-программы разрабатываются не на чистом Perl, а с использованием различных вспомогательных модулей и библиотек. Возможно, самой популярной из них по праву считается стандартная библиотека CGI. С ее помощью можно писать CGI-программы проще, быстрее и надежнее. Разработка программ CGI на Perl описывается во многих специализированных книгах. В качестве примера напишем простенькую "гостевую книгу" - программу, которая с помощью функций библиотеки CGI (start_html, textfield и т.д.) выводит HTML-страницу с формой для отправки на сайт отзывов посетителей. После отправки данных формы на сервер вызывается эта же CGI-программа, которая с помощью функции param() проверяет, получены ли данные формы, и выводит присланный комментарий. Вот текст программы:   #!C:/usr/local/apache/Perl/bin/perl.exe # в первой строке CGI-программы указан путь к perl use CGI qw/:standard/; # применяем стандартные средства CGI print # выводим в выходной поток header(-charset=>'UTF-8'), # в кодировке CP1251: start_html('Гостевая книга'), # шапку страницы, h3('Здесь Вы можете оставить свой отзыв'),# заголовок, start_form, # форму, в ней "Имя: ", # надпись, textfield(-name=>'nick', size=>8), p, # поле ввода, "Э-почта: ", # надпись, textfield(-name=>'email', size=>32), p, # поле ввода, "Комментарий: ", p, # надпись, textarea(-name=>'comments', # область ввода -rows=>5, -columns=>50), p, # из 5 строк на 50 колонок, submit('Отправить'), # кнопку, end_form, # конец формы hr, "\n"; # и горизонтальную черту # далее проверяем, были ли присланы данные формы if (param) { # если присланы данные - параметры формы print # выводим: a({href=>"mailto:".param('email')}, # ссылку на E-mail param('nick')), # и имя, а также " пишет: ", p, param('comments'), p, # комментарий hr,"\n"; # и горизонтальную черту } print end_html; # оформляем конец страницы   При первом выполнении эта программа выводит пустую HTML-форму, а после того как форма заполнена и данные формы отправлены на сервер, на странице после формы выводится последний полученный комментарий. В результате будет сгенерирована web-страница, приведенная на рис. 18.1.     Рис. 18.1. Результат выполнения CGI-программы Отлично протестированные подпрограммы стандартной библиотеки CGI выполняют все действия по созданию правильно оформленных web-страниц. Они скрывают от программиста трудности и тонкости при преобразовании параметров и обработке данных форм. Web-страницы можно формировать программно без использования разметки на языке HTML. Библиотека CGI также имеет объектно-ориентированный интерфейс со всеми необходимыми классами и методами для работы с объектами HTTP-запросов в CGI-программах.