Раздаточные материалы для обучающихся.

Воп

 

Рис. 6. Модель мастера профессионального обучения


Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем состоит особенность профессионально-педагогической деятельно­с­ти мастера профессионального обучения?

2. Какова цель деятельности мастера профессионального обучения?

3. В чем сущность человековедческой подготовки мастера профессионального обучения?

4. В чем сущность специальной подготовки мастера профессионального обучения?

5. Объясните, в чем особенности адаптивной и гуманистической функций педагогической профессии?

6. Приведите пример творчества в деятельности мастера профессионального обучения.

7. В чем сущность педагогической деятельности?

8. Какова структура педагогической деятельности?

9. Как сегодня формулируются цели воспитания?

10.В чем сущность понятия "педагогическое действие"?

11.Назовите основные виды профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения?

12.В чем сущность воспитательной работы мастера профессионального обучения?

13.Назовите сходства и различия преподавания и воспитательной работы мастера профессионального обучения?

14.Приведите пример единства преподавания и воспитательной работы в деятельности мастера профессионального обучения.

15.Проанализируйте основные компоненты педагогической деятельности.

16.В чем проявляется взаимосвязь подготовки и готовности мастера профессионального обучения?

17. Что традиционно понимается под готовностью к профессиональной деятельности?

18. Сравните термины «подготовка» и «готовность».

19. Приведите различные подходы к определению понятия «готовность к деятельности».

20. Дайте понятие «человеческого фактора» как деятельностной характеристики.

21. В чем особенности понятия готовности как личностной и деятельностной характеристики?

22. Проанализируйте содержание готовности к деятельности на личностном, функционально-психологическом, психофизиологическом подходах.

23. В чем суть интегративного подхода готовности к деятельности?

24. Нарисуйте и объясните структуру готовности мастера профессионального обучения к профессионально-педагогической деятельности.

25. Дайте обоснованное определение понятия «готовность мастера профессионального обучения».

26. На основе определения понятия «готовность мастера профессионального обучения» укажите основные направления формирования личности будущего мастера.

1.4. Становление и совершенствование профессионализма мастера

 

Под профессиональным становлением личности понимают процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление (Э.Ф. Зеер). Становление как процесс осуществляется под влиянием потребности в развитии и саморазвитии, в ходе которого происходит ее удовлетворение (потребности), а также потребности в профессиональном самосохранении. Профессиональное становление личности происходит как процесс, имеющий определенные стадии, и проектируется с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности. Под профессиональнойпонимают социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности.

Профессиональное становление личности стало проявляться лишь в начале ХХ века, так как к этому времени промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Для большинства людей возникла проблема поиска работы и специальной, профессиональной подготовленности к ней. Немаловажное значение стало иметь наличие профессиональной пригодности работника. Профессиональное самоопределение и профессиональная подготовка стали непременными атрибутами человека труда.

Различают несколько стадий профессионального становления личности, предложенных Э.Ф. Зеером:

1. Аморфная стадия (до 12 лет)

2. Оптация (12 – 16 лет)

3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года)

4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет)

5. Первичная профессионализация

6. Вторичная профессионализация

7. Профессиональное мастерство

Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации, развитие, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности.

В качестве основания в рассматриваемой периодизации процесса профессионального становления личности взята социальная ситуация и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.

1. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0 – 12 лет).

2. Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональ­ная.В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии, выборе пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение.

3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность – профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-продуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

7. И только часть работников, обладающих развитой потребностью в самореализации, переходит на следующую стадию – профессионального мастерства и становления акме-профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную адаптацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) – свидетельство того, что личность состоялась.

Наиболее значимой стадией в профессиональном становлении личности является стадия профессиональной подготовки, т.е. учеба в профессиональном образовательном учреждении. В этот период завершается профессиональное самоопределение и формируется такое психологическое новообразование личности, как готовность к профессиональной деятельности будущего специалиста.

Понятие «готовность» мы уже рассматривали ранее и определили ее как динамическую, интегративную систему психологических образований личности, которая формируется в процессе освоения профессионально-педагогического опыта и обеспечивает эффективное выполнение целей деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что в рамках большого и сложного системного процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности будущего мастера осуществляется формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности как цель, процесс и результат.

Процесс формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего мастера включает такие составляющие, как мотивация и ориентация на данный вид деятельности, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств личности, формирование социально и профессионально важных качеств личности и, конечно же, профессиональная подготовленность (профессиональная компетентность и компетенция).

Как показывает практический опыт, при отношении к процессу профессиональной подготовки не просто как к процессу подготовки вообще, а как к процессу, ориентированному на характеристики (показатели) готовности к профессиональной деятельности, как цели и результату профподготовки приводит к изменению качества последующей стадии профессионального становления – профессиональной адаптации. При этом сокращается время на освоение новой социально-профессиональной роли, быстрее формируется опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессиональная позиция и индивидуальный стиль деятельности специалиста.

Процесс профессионального становления будущего мастера профессионального обучения связан и с совершенствованием его профессионализма. При этом под профессионализмом работника понимается качественная характеристика личности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными способами решения профессиональных задач. Рост профессионализма на стадии профессиональной адаптации тем выше, чем выше уровень готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста.

Профессиональная подготовка будущего мастера профессионального обучения осуществляется в процессе разрешения многих противоречий, но одним из основных является разрешение противоречия между целями и результатами профподготовки. Существующая система профессиональной подготовки в качестве цели имеет формирование учебно-познавательной деятельности: ее мотивации, способов приобретения и контроля знаний, умений и навыков. Результат же профподготовки заключается в освоении профессиональной деятельности.

Преодоление этого противоречия возможно путем изменения целевой ориентации деятельности обучающихся на более конкретный результат, а именно, формирование готовности к профессиональной деятельности посредством использования адекватных целям и результатам технологий обучения.

Успешное выполнение задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся – будущих квалифицированных рабочих и специалистов – в решающей степени определяется профессионализмом и уровнем педагогического мастерства мастера профессионального обучения. Педагогическое мастерство – понятие комплексное. Это синтез разнообразных качеств личности, его научных, технических, педагогических знаний и умений, позволяющих ему добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников.

Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учеников тому, что знает и умеет сам мастер. При этом большое значение имеет, как умеет мастер заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся и эффективно организовать учебно-производственный процесс. С течением времени у каждого мастера складывается свой «педагогический почерк», педагогический стиль, педагогический такт и педагогическая техника.

Становление педагогического мастерства происходит в процессе совершенствования профессионализма мастера профессионального обучения, компонентами которого являются: изучение, обобщение и внедрение передового, новаторского педагогического опыта; изучение и внедрение достижений психолого-педагогической науки; повышение профессионально-педагогической квалификации; внедрение современных педагогических технологий производственного обучения; самообразование и самовоспитание.

В условиях современных социально-экономических отношений большое значение приобретают такие качества личности, как профессиональная и социальная мобильность, активность, предприимчивость, стремление к самосовершенствованию и, конечно же, конкурентоспособность.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем сущность понятия «профессиональное становление личности»?

2. Почему проблема профессионального становления личности стала проявляться лишь в начале ХХ века?

3. Приведите примеры стадий профессионального становления личности.

4. Как связаны между собой отдельные этапы профессионального становления и ведущая деятельность?

5. Дайте развернутую характеристику отдельным стадиям профессионального становления.

6. Какова взаимосвязь готовности к профессиональной деятельности и профессионального становления личности?

7. Понятие профессионализма и его совершенствование , взаимосвязь с профессиональным становлением личности.

8. Приведите компоненты системы совершенствования профессионального мастерства.

9. Педагогическое мастерство мастера и его слагаемые.

 

Рекомендуемая литература к разделу 1

 

1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004.

2. Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов: Учеб. пособие / Под ред. П.Ф. Кубрушко, В.П. Косырева. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1997.

2. Жуков Г.Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера профессионального обучения. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2003.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

4. Кондрух В.И. Технология, принципы построения и внедрения инновационной модели профессиональной подготовки техника, мастера-строителя производственного обучения. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.инд.-пед.колледжа, 1995.

5. Кушнер Ю.З. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения: Пособие для мастеров производственного обучения. – Мн.: Москва-Минск: Издат. центр АПО, 2001.

6. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

7. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2003.

8. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.

9. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М.: Высшая школа, 1997.

10. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

11. Смирнов И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. – М.: Издат. дом Ореол-Лайн, 1998.

12. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998.

13. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: Теория, эмпирика, практика. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 2001.

 


* Стохастичность – случайность, вероятность

* Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск: ОАО «Юж.–Урал. кн. Изд–во», 2004. – С. 4.