Международное воздушное право.

 

К специальным принципам международного воздушного права относятся принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством; принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве; принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Основным источником международного воздушного права является Чикагская конвенция 1944 года (с поправками принятая в 1962, 1971 и 1973 гг.), которая регулирует регулярные и нерегулярные полеты гражданской авиации, регистрации и определения национальной принадлежности воздушных судов, требований к их экипажам. Данная Конвенция является одновременно и учредительным актом ИКАО (Международная организация гражданской авиации).

Помимо Чикагской конвенции следует отметить такие источники как Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года; Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 года; Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 года; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года и др.

Для полетов над государственной территорией государства заключают двусторонние соглашения, в которых предусматривают возможность регулярных и нерегулярных полетов по конкретной договорной линии с использованием соответствующих коммерческих прав. Влет на иностранную территорию без разрешения является правонарушением и влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность экипажа (командира воздушного судна), а также международную ответственность государства регистрации судна. Любые полеты должны проводиться с соблюдением законов и правил действующих на территории конкретного государства.

За исключением разрешенного транзитного пролета, каждое воздушное судно должно по требованию в соответствии с правилами конкретного государства совершать посадку в назначенном аэропорту для прохождения таможенного и иного контроля.

Регулирование полетов над международными проливами обладает определенным своеобразием. Так полеты над проливами Черного моря регулируются особыми международными соглашениями. В свою очередь, полеты над проливами Балтийского моря регламентируются международными конвенциями и специальными правилами, издаваемыми Данией.

Над архипелажными государствами используется сходный с «транзитным» пролет над водами архипелажного государства над традиционными морскими путями, либо в пределах специальных воздушных коридоров, устанавливаемых архипелажным государством.

Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия.

К международным авиационным организациям относятся ИКАО (Штаб-квартира Монреаль, Канада), Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК, Штаб-квартира в Париже), Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК, Штаб-квартира в Адис-Абебе, Эфиопия), Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК, Штаб-квартира в Мехико, Мексика).