Международное морское право.

Понятие международного морского, воздушного и космического права.

Международное морское право представляет собой совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих правовой режим морских пространств и связанную с ними деятельность субъектов международного права.

Международное воздушное право в свою очередь представляет собой совокупность специальных международных принципов и норм, регулирующих режим воздушного пространства над территориями государств, исключительной экономической зоной, над открытым морем и Антарктикой, а также устанавливающих статус летательных аппаратов и экипажей.

Международное космическое право представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, Луны и небесных тел, а также определяющих статус космических летательных аппаратов и космонавтов.

Специальные принципы и нормы международного морского, воздушного и космического права должны соответствовать общепризнанным принципам международного права, таким как принципы суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела и т.д.

 

К специальным принципам международного морского права относятся принцип свободы открытого моря, исключительной юрисдикции флага, полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрисдикции, защиты и сохранения морской среды, ответственности государства за деятельность в мировом океане.

Основным источником данной отрасли международного права являются: 4 Конвенции ООН по морскому праву 1958 года о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря; Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция 1982 г. вступила в силу в 1994 году. Россия ратифицировала ее в 1997 году.

К другим источникам международного морского права можно отнести многочисленные конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания помощи и спасания на море, безопасности судоходства, прокладки подводных телеграфных кабелей, Суэцкого и Панамского каналов.

В международном морском праве можно выделить несколько основных понятийных категорий, которые раскрывают содержание данной отрасли права.

К ним следует отнести: юрисдикция прибрежного государства в отношении иностранных гражданских и военных кораблей; право мирного прохода; правила мирного прохода; транзитный проход; международные проливы и каналы; государства-архипелаги; архипелажные воды; территориальное море, открытое море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона; международный район морского дна; международные организации по освоению Мирового Океана.

Юрисдикция прибрежного государства в отношении иностранных гражданских и военных кораблей. На основе исторически сложившегося обычая государственные морские невоенные суда наряду с торговыми, пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 и 1982 гг. признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях. Военные корабли, законно находящиеся в иностранном порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. В тоже время они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы международного права. Согласно международному обычаю и практике государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

Право мирного прохода означает в соответствии с Конвенцией 1982 года, что при условии соблюдения Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море, в том числе и военные корабли.

Правила мирного прохода представляют собой национальные законы и правила, относящиеся к мирному проходу и принятые в соответствии с нормами международного права. Национальные законы и правила могут регулировать движение иностранных судов в целях безопасности судоходства и защиты навигационных средств и установок, подводных кабелей и трубопроводов, предотвращения нарушения рыболовных законов. Иностранные суда с ядерными двигателями, равно как и перевозящие опасные или ядовитые вещества, по требованию прибрежного государства должны следовать по установленным морским коридорам. Прибрежное государство имеет право также не допустить к мирному проходу военный корабль, если он не соблюдает законов и правил прибрежного государства и потребовать от него покинуть территориальное море. Государство флага несет международную ответственность за ущерб и убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения национальных законов и правил каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях. Права «мирного пролета» летательных аппаратов над территориальным морем не существует. Для осуществления такого пролета любым летательным аппаратом необходимо получить специальное разрешение властей прибрежного государства.

Транзитный проход означает свободу судоходства и полета через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Государства, граничащие с проливами не должны препятствовать транзитному проходу. В тоже время они могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу. Черноморские проливы – Босфор, Мраморное море, Дарданеллы. Проход в Черное море и выход из него регламентируется Конвенцией о режиме Черноморских проливов 1936 г. Балтийские проливы – Большой и Малый Бельты, Зунд. В отношении Балтийских проливов существует только Копенгагенский трактат 1857 г., который подтверждает свободу судоходства через Балтийские проливы и не касается военного мореплавания.

Международные каналы являются искусственными сооружениями и соединяют моря и океаны. Международные какналы используются всеми государствами без дискриминации в соотествии с нормами международного права. Каналы общемирового значения – Суэцкий и Панамский, регионального – Кильский и Коринфский. Перчисленные каналы, являясь искусственными водными путями, составляют неотъемлемую часть территории государств – собственников каналов. Государства-пользователи каналов обязаны соблюдать национальные законы собственников каналов, уплачивать установленные без дискриминации сборы за проход. Суэцкий канал, соединя.ющий Средиземное море и Индийский океан, является собственностью Египта и находится под его суверенитетом. Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны и является частью территории Панамы. Кильский канал соединяет Балтийское и Северное моря и находится на территории ФРГ.

Государства-архипелаги представляют собой государства, состоящие из группы островов, которые составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми. Сегодня в мире насчитывается более 30 государств-архипелагов. К ним следует отнести Индонезию, Филиппины, Фиджи, Багамские острова, Тонга и др. Ширина территориального моря государств-архипелагов отсчитывается от архипелажных линий, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов. Причем длина таких линий не должна превышать 100 морских миль.

Архипелажные воды представляют собой воды, расположенные внутри архипелажных линий, независимо от их глубины или расстояния от берега. На архипелажные воды распространяется суверенитет государства-архипелага. Архипелажный проход представляет собой транзитный проход, на который распространяются соответствующие правила.

Такие понятия международного морского права как территориальное море, открытое море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона были нами рассмотрены в лекции 14.

Международный район морского дна означает морское дно и его недра, находящиеся за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. В соответствии с нормами международного морского права Район и его ресурсы являются общим наследием человечества, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами без дискриминации. Режим разведки и разработки минеральных ресурсов установлен Конвенцией 1982 года.

К международным организациям по освоению мирового океана относятся Международный орган по морскому дну (Орган) и Международная морская организация. Международный орган по морскому дну осуществляет и контролирует деятельность в Районе от имени всего человечества. Деятельность в Районе осуществляется на основе письменного плана работы (контракта) Органа (его Предприятия) с государствами-участниками. Место пребывания Органа – Ямайка. Международная морская организация (ИМО) создана в 1958 году и занимается вопросами международно-правового обеспечения торгового судоходства, разрабатывая проекты конвенций по вопросам охраны человеческой жизни на море, предотвращения загрязнения моря с судов, безопасности рыболовных судов и т.д.