Концепция коллективной безопасности по Уставу ООН.

Принципы права международной безопасности.

Источники права международной безопасности.

К основным источникам современного права международной безопасности относятся: Устав ООН, а также принятые в рамках ООН Декларация об укреплении международной безопасности 1970 г., Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о повышении роли Организации Объединенных Наций в этой области 1988г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи 14/21 от 15 ноября 1989 г. «Об укреплении международного мира и безопасности и международного сотрудничества во всех его аспектах в соответствии с Уставом ООН; Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности от 9 декабря 1991 г..

 

Основные принципы права международной безопасности зафиксированы в Уставе ООН 1945 г. и Декларации об укреплении международной безопасности 1970 г.:

- принцип воздержания в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН;

- принцип суверенного равенства государств;

- принцип неприменения силы и угрозы силой;

- принцип нерушимости государственных границ;

- принцип территориальной целостности государств;

- принцип мирного разрешения международных споров;

- принцип невмешательства во внутренние дела государств;

- принцип добросовестного выполнения международных обязательств; а также

- принцип централизованного применения вооруженных сил в соответствии с Уставом ООН;

- принцип неотвратимой ответственности государств за нарушение права международной безопасности.

 

В юридическом смысле концепция международной безопасности предполагает создание и функционирование такой системы международного правопорядка, которая была бы основана на примате международного права и едином подходе со стороны мирового сообщества к оценке действий, нарушающих мир и безопасность народов.

Концепция международной безопасности включает в себя 2 аспекта: международно-правовые нормы в данной области и организационно-правовой механизм поддержания мира мировым сообществом.

Устав ООН является основным источником норм международной безопасности, а сама Организация Объединенных Наций важнейшим и единственным инструментом поддержания международного мира и безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права и действий Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

Компетенция данных органов в вопросах обеспечения международного мира и безопасности ООН четко разграничена.

Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы или дела, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, а именно:

- рассматривать общие принципы сотрудничества;

- давать рекомендации в их отношении государствам и Совету Безопасности.

Совет Безопасности несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Совет Безопасности обладает правом принимать как превентивные, так и принудительные действия от имени ООН, в том числе и объединенными вооруженными силами.

К превентивным действиям относятся: всеобъемлющие санкции как экономического, так и политического характера; установление эмбарго на поставки оружия и военных материалов; воздушное эмбарго; морская и воздушная блокады; перерыв телеграфных и почтовых сообщений.

К принудительным действия относится применение объединенных вооруженных сил ООН под непосредственным руководством Совета Безопасности для восстановления международного мира и безопасности.

Устав ООН устанавливает что объединенные вооруженные силы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии, в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными.

Объединенные вооруженные силы не могут использоваться в целях, противоречащих Уставу.

Действия Совета Безопасности в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. В соответствии со статьей 39 Устава ООН он должен определить, имеет ли он дело с угрозой миру, нарушением мира или акта агрессии. Данные квалификации являются юридической базой для его дальнейших действий по поддержанию мира.

В зависимости от квалификации ситуации Совет Безопасности в соответствии со статьей 40 может прибегнуть к временным мерам: требование о прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии. Создание демилитаризованной зоны и т.д.

Если ситуация продолжает ухудшаться, Совет вправе принять как меры, не связанные с использованием вооруженных сил, так и меры с их применением.

Меры, не связанные с применением вооруженных сил предусмотрены статьей 41 и включают: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Применение мер с использованием вооруженных сил определяется статьей 42, в соответствии с которой Совет Безопасности уполномочен предпринять действия воздушными, морскими или сухопутными силами, если он сочтет, что меры, предусмотренные ст. 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными. Таким образом Совет Безопасности может предпринять действия по применению вооруженных сил как после осуществления мер по ст. 41, одновременно с ними, так и в качестве первичной меры.

Статья 43 Устава ООН определяет следующий порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, помощи, средств обслуживания:

1. Совет Безопасности принимает решение о предоставлении в его распоряжение вооруженных сил от членов ООН.

2. На основе данного требования Совет Безопасности заключает особое соглашение или соглашения с государствами – членами ООН, с последующей их ратификацией.

3. В соответствии со статьей 47 Совет Безопасности должен решать все вопросы, связанные с созданием и применением вооруженных сил, опираясь на помощь и советы Военно-Штабного Комитета, состоящего из начальников штабов постоянных членов Совета или их представителей.