Способы разрешения международных споров.

Виды и классификация международных споров.

Понятие международного спора.

Лекция 7

 

Тема: «Международные споры»

 

Вопросы:

 

1. Понятие международного спора.

2. Виды и классификация международных споров.

3. Способы разрешения международных споров.

 

В международном праве под понятием “международный спор” понимаются разногласия между государствами, в основе которых лежит целый ряд факторов экономического, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового характера.

Внешним проявлением этих разногласий является конфликтная ситуация, т.е. наличие в межгосударственных отношениях предмета спора.

Однако присутствие лишь одного предмета спора не означает, что имеет место межгосударственный спор, так как для квалификации этой международно-правовой категории необходимо учитывать ряд следующих обстоятельств:

1. Сторонами в споре может выступать ограниченный круг субъектов международного права – государства и международные межправительственные организации.

2. Противоречия между государствами должны носить претензионный характер, т.е. государства должны заявить претензии по поводу одного и того же предмета спора.

3. Предъявление претензий государствами должно быть взаимным. Не образует международного спора односторонняя претензия. При односторонней претензии имеет место международная проблема.

Таким образом, международный спор – специфическое политико-правовое отношение, возникающее между государствами (группами государств) как субъектами международного права, в основе которого лежат противоречия по конкретному предмету спора, выраженные предъявлением взаимных претензий.

 

 

В международном праве различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает международному миру и безопасности; продолжение других не сопряжено с такой опасностью.

Устав ООН не устанавливает критериев разделение споров и ситуаций на две указанные категории, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности.

В ст. 34 Устава ООН говорится: «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Данное положение Устава ООН применяется Советом Безопасности в зависимости от обстоятельств каждого конкретного спора и ситуации, а также от характера внешней политики спорящих либо вовлеченных в ситуацию сторон.

Правовые последствия, вытекающие из квалификации Советом Безопасности ООН конфликта в качестве спора или ситуации, не одинаковы. На основании п.3. ст.27 Устава ООН постоянный член Совета Безопасности, являющийся стороной в споре, должен воздержаться от голосования при принятии решения. Это положение не относится к ситуациям.

Согласно п.1 ст. 36 Устава ООН, Совет Безопасности может рекомендовать процедуру или методы урегулирования как спора, так и ситуации. В соответствии со ст. 36 и 37 Совет Безопасности может рекомендовать сторонам условия разрешения спора, но не ситуации.

Передача дела в Международный Суд ООН может иметь место только в отношении спора, а не ситуации.

В международном праве классификация споров осуществляется по различным критериям: по объекту или предмету спора; по степени опасности для международного мира; по географии распространения, по числу субъектов, по характеру политико-правового отношения.

Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования нескольких разновидностей международных споров: «спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности» (ст. 33), «международные споры» (п.3 ст.2), «любой спор», т.е. спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира» (ст. 38), «споры юридического характера» (п.3 ст. 36).

Какого либо четкого разграничения между юридическими и политическими спорами в Уставе ООН не содержится. Вместе с тем, в п.2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера.

Правовыми спорами, попадающими под юрисдикцию Международного Суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства.

 

В современном международном праве в качестве общепризнанного императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами.

Согласно п.3 ст. 2 Устава ООН «все Члены Организации Объединенных наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Существенное значение для утверждения в практике международных отношений принципа мирного разрешения международных споров имело принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году Манильской декларации о мирном разрешении международных споров и в 1988 году – Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности и о роли ООН в этой области.

Важной особенностью Декларации 1988 года является то, что в ней содержатся положения, касающиеся не только урегулирования, но и предотвращения споров, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Последующий вклад в развитие принципа мирного разрешения споров внесло совещание в Валлетте (Мальта, 1991г.), которое разработало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров.

Механизм реализации принципа мирного урегулирования международных споров существует в двух формах – политической и международно-правовой, которым соответствуют и определенные, характерные для них системы средств урегулирования.

Политическое урегулирование предполагает прежде всего использование переговорного процесса и разрешение возникших противоречий через посредничество третьих сторон.

Таким образом к политическим средствам мирного разрешения международных споров относят:

1) переговоры ( дипломатические переговоры и консультации сторон);

2) посредничество (примирение, обследование, добрые услуги).

Переговоры являются наиболее доступным, гибким и эффективным средством мирного разрешения споров. В рамках переговорного процесса различают две формы переговорной деятельности: дипломатические переговоры и консультации сторон.

Дипломатические переговоры представляют собой внешнегосударственную деятельность в рамках международного права, а также непосредственные переговоры.

Консультации сторон представляют собой следующую процедуру, действующую на основе межгосударственного соглашения: консультирующие стороны создают консультативные комиссии, устанавливают периодичность встреч для поиска средств урегулирования спора и его разрешения.

Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны (посредника). Различают следующие виды посреднической деятельности: примирение, обследование, добрые услуги.

Примирение (согласительная процедура) является таким видом посреднической деятельности, при котором образуется на паритетных началах международная согласительная комиссия, которая выясняет обстоятельства спора и вырабатывает конкретные рекомендации по разрешению спора. Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, т.е. не являются юридически обязательными для сторон – участников спора.

Обследование является таким средством мирного урегулирования, содержание которого заключается в образовании на паритетных началах следственной комиссии в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Комиссию возглавляет, как правило представитель третьего государства или международной организации. Следственная комиссия учреждается на основе специального соглашения между спорящими сторонами. Комиссия на основе анализа изложенных фактов каждой из сторон дает свое заключение по обследуемым фактам, которое фиксируется в докладе. За сторонами сохраняется свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Добрые услуги представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства, международной организации, известного политического или общественного деятеля), направленные на установление контактов между спорящими сторонами. Добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.

К мирным средствам международно-правового урегулирования международных споров относятся следующие виды: международный арбитраж (постоянный арбитраж и арбитраж ad hoc), судебное разбирательство (Международный Суд ООН и др.).[2]

Необходимо также отметить, что в международной практике используется международно-правовая процедура, преследующая цель закрепления результатов мирного урегулирования споров – международные гарантии. Носителями таких гарантий выступают третьи государства. Например, гарантами безопасности, независимости и территориальной целостности Кипра по Договору о гарантиях от 16 августа 1960 года являлись Турция, Греция и Великобритания.

 

Документы:

 

1. Манильская Декларация о мирном разрешении международных споров от 15 ноября 1982 г.

Учебная литература:

 

1. Международное право: Учебник / отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, - М.: Международные отношения, 1995 г.

2. Международное публичное право: Учебник / под ред. К.А. Бекяшева, - М.: Проспект, 2003 г.

3. Международное право: Учебник / отв. Ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, - М.: Норма, 2002 г.

 

Дополнительная литература:

 

1. Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М. 1977 г..