Ответственность государств.

Виды и формы международно-правовой ответственности.

Субъекты международно-правовой ответственности.

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного права.

В этой связи к субъектам международно-правовой ответственности относят государства, международные межправительственные организации, а также индивидов, действующих от имени государства, в части, касающейся ответственности за преступления против мира и безопасности, а также за гуманитарные преступления.

 

 

Можно выделить два вида международно-правовой ответственности: политическая (нематериальная) и материальная.

Политическая ответственность выражается в форме:

1) сатисфакций (извинение, выражение сожаления, наказание конкретных виновников);

2) репресалий (ответные насильственные действия, такие как задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы);

3) реторсий (ответные акции в связи с недружественными действиями, такие как отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

От индивидуальных репресалий необходимо отличать коллективные санкции, которые могут предприниматься только на основании решения Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушений мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, действиях морских, воздушных и сухопутных сил для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Материальная ответственность выражается в форме:

1) реститутций (восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения);

2) репараций (денежной или иной компенсации убытков потерпевшему);

3) контрибуций (использовалась в прошлом как взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек).

 

 

Государство в силу своей специфики может совершать действия или бездействия лишь посредством физических лиц (индивидов), выступающих в качестве его органов или должностных лиц.

Для возникновения международно-правовой ответственности государства, положение его государственного органа в системе государственного аппарата не имеет существенного значения, как по горизонтали:

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная;

так и по вертикали – от Президента до глав субъектов Федерации.

 

К возникновению международно-правовой ответственности могут привести следующие действия:

Законодательных органов власти:

- издание закона или нормативного акта, противоречащего международным обязательствам данного государства;

- факт неиздания закона (бездействие), необходимого для выполнения международного обязательства, если произошли противоправные события, которые должны были быть предупреждены изданием закона.

Исполнительной власти:

- государство несет ответственность за действие своих исполнительных органов от Президента и Правительства, заканчивая низшим звеном исполнительной власти.

Судебная власть:

- действия или бездействия национальных судов. Принцип независимости судебной власти не исключает ответственности государства.

 

Ответственность государства возникает и за действия его органов или должностных лиц, совершенных вне пределов их компетенции, т.е. если они превысили свои полномочия или нарушили инструкции.

Основанием ответственности государства могут быть совершенные на его территории действия частных лиц и бездействие своих органов, не предотвративших такие действия.

Государство не может снять с себя международно-правовую ответственность путем ссылки на свое внутренне право.

Государство несет международно-правовую ответственность, если на его территории предприняты действия другого государства, являющиеся нарушением международного права и направленные против третьего государства6 (как с молчаливого согласия, так и с явно выраженного).

Международно-правовая ответственность государства возникает в случае совершения им международного правонарушения.

В современном международном праве международные правонарушения делятся на международные преступления и деликты.

Международное преступление составляет международно-противоправное деяние, столь основополагающее для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом.

Всякое международно-противоправное деяние, которое не составляет международного преступления, является международным деликтом.

Международные преступления могут возникать в результате тяжкого нарушения международного обязательства, как:

- обеспечения международного мира и безопасности;

- обеспечения права народов на самоопределение, такого, как обязательство, запрещающее установление или сохранение силой колониального господства;

- запрещающего рабство, геноцид, апартеид;

- запрещающего массового загрязнения атмосферы и морей.

 

Деление в международном праве правонарушений на международные преступления и деликты предполагает различие ответственности за эти преступления.

При международном деликте возникает обязательство государства-нарушителя прекратить правонарушение и возместить причиненный материальный ущерб, а также право потерпевшего государства требовать выполнения этих обязательств. Если государство-правонарушитель не выполнит этих обязательств, возможно применение к нему санкций самостоятельно или по постановлению международной организации или же самой международной организацией.

В вопросе об ответственности за международные преступления гораздо меньше ясности, чем в вопросе об ответственности за международные деликты.

Теоретически, согласно современному международному праву, развязывание и ведение агрессивной войны, а также преступления против человечности являются тягчайшими международными преступлениями, влекущими особо тяжкую ответственность, которая может включать оккупацию территории государства агрессора и даже отторжение части его территории.

На практике, ответственность за международные преступления не всегда может наступать в отношении крупных государств, определяющих мировую политику.

Это говорит прежде всего о несовершенстве международных механизмов реализации ответственности на современном этапе развития международного права.