Дипломатия и иностранцы

 

Дипломатия как и международное право развивалось от обычая к договорному статусу лиц, представляющих суверена на чужой территории.

Как только возникла потребность договариваться между племенами по вопросам войны и мира, появилась необходимость в людях, обеспечивающих переговорный процесс между суверенами.

Так, заключенный в 13 веке до н.э. договор о мире и союзе между фараоном Египта и царем хеттов предусматривал оказание содействия не только в войне с внешними врагами, но и в подавлении восставших рабов. Была также предусмотрена и взаимная выдача политических беженцев. Договор скреплялся религиозной клятвой, каждый клялся свои богам. Оформлен договор путем обмена серебряными досками, на которых был выгравирован согласованный текст.

Древнегреческие государства постоянно направляли друг другу посольские миссии. Полномочия послов оформлялись в виде двух сложенных и покрытых воском дощечек (дипломата). Отсюда произошло понятие – «дипломатия». Послы пользовались неприкосновенностью.

Законы Египта, Индии и Китая запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав.

В рабовладельческой Древней Греции господствовало убеждение, что греки – избранный народ, а другие люди – варвары.

Демосфен доказывал, что варвары самой природой предназначены быть рабами греков. Отсюда появилась ксенофобия – ненависть к иностранцам.

Такое отношение к иностранцам препятствовало развитию торговли и других связей. Поэтому возникла необходимость признания элементарных прав за иностранцами, которые закреплялись в торговых договорах. В Древней Греции появился институт проксена. Проксен был гражданином государства, принимающего иностранца и оказывал ему покровительство. Через проксена иностранцы обращались в органы управления страны пребывания, а также нередко вели через него дипломатические переговоры.

В 7 веке образовалось крупное мусульманское государство – Арабский халифат. Арабские государства в этот период принимают активное участие в международных отношениях. Мусульманское право лежало в основе всей общественно-политической жизни, нормы которого распространялись и на внешнеполитическую деятельность государств. Одни и те же положения мусульманского права регулировали отношения как между людьми, так и между государствами. Все мусульмане, независимо от государственной принадлежности, не считались иностранцами. Иностранцами были только иноверцы. Для въезда в страну им требовалось разрешение, а для защиты покровительство (вилайет) мусульманина. Послы считались неприкосновенными.

В 9 веке Киевская Русь поддерживала тесные связи с Византией. Договоры закрепляли статус русских дипломатов и купцов в Византии. Договоры скреплялись религиозной клятвой. До принятия христианства русы клялись Перуном и Белесом, а представители Византии по христианскому обычаю целовали крест.

Как форма мирных договоров получили распространение династические браки. Киевские княжны выходили замуж за королей Венгрии и Норвегии. Дочь Ярослава Анна вступила в брак с королем Франции Генрихом I, а сам Ярослав был женат на дочери шведского короля.

Иностранцам на Руси предоставлялся тот же режим, что и русским.

Принятие христианства Киевской Русью способствовало усвоению Русью накопленного Византией опыта международных отношений.

В начале второго тысячелетия на Африканском континенте начали складываться крупные государства. Среди них особое место занимала империя Мали. Иностранцы пользовались гостеприимством местных жителей и могли свободно путешествовать. Африканские государства поддерживали дипломатические и торговые связи, заключали международные договоры.

В период средневековья в Европе положение иностранцев улучшилось. Тем не менее, в случае смерти иностранца его имущество на данной территории наследовалось местным феодалом. В случае кораблекрушения все, выброшенное на берег, переходило к местному феодалу (береговое право). В то же время государства заключали договоры, защищавшие права купцов.

В трудах европейских политических деятелей в 16-17 вв. дипломатия рассматривалась как искусство лжи и вероломства.

В России, напротив, считалось, что договоры соблюдаются в силу чести данного слова.

В этот период закрепляется правовой статус дипломатов, формируется институт консулов под влиянием требований торговли. Развитие морской торговли привело к признанию принципа свободы открытого моря.

Конституция Франции 1791 г., установив, что иностранцы подчинены французским законам наравне с местными гражданами, оговорила, что соглашения с иностранными державами могут предусматривать исключения из этого правила.

С учреждением международных организаций во второй половине 19 века начала формироваться многосторонняя дипломатия в рамках международных организаций.

20 век стал веком борьбы национализма и интернационализма, с одной стороны, и веком борьбы капитализма и социализма, с другой. В этих условиях дипломатия играла весьма существенную роль для нахождения необходимых компромиссов для союза против совместной борьбы с фашизмом, а также недопущения третьей мировой войны в силу идеологических разногласий двух мировых держав – СССР и США.

Принятие Устава ООН в 1945 году как результат победы над фашизмом, позволило придать дипломатии тот необходимый международно-правовой потенциал в правовом и организационном смысле, который позволил мировому сообществу находить компромиссные решения в трудных ситуациях.

Дипломатическое право достаточно долгое время основывалось на обычаях. Первая кодификация дипломатического права впервые была предпринята в 1928 году с принятием в рамках региона – Латинской Америки Гаванской конвенции о дипломатических чиновниках.

Основным договорным актом сегодня в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

В 1969 году была принята Конвенция о специальных миссиях.

В 1975 году – Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Положение иностранцев в 20 веке претерпело также значительные изменения. Особенно это касается разрешительного порядка въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранцев.

На протяжении 20 века менялись категории иностранцев и их количество. Открытость государств зависела от того, к какому лагерю принадлежало то или иное государство – к капиталистическому или социалистическому. Отсюда сформировавшиеся понятия «открытого» и «закрытого» общества.

Сегодня, в начале 21 века, положение со статусом иностранцев в мире меняется в сторону открытости все большего количества государств. Однако это порождает проблему деления иностранцев на категории, различающиеся по предоставляемому им режиму въезда и пребывания принимающими более экономически развитыми государствами.

Экономический фактор развития государства определяет сегодня и положение его гражданина как иностранца на территории другого государства.