Право войны и право мира.
С самых ранних этапов своего развития международное право формировалось как право войны, право сильного над слабым. Оно закрепляло по сути неравноправное положение побежденного и победителя. Это было прежде всего право победителя в отношении территории, в отношении населения, в отношении организации публичной власти на завоеванной территории.
Международное право таким образом являлось инструментом установления примата одного внутригосударственного права над другим, права победителя над правом побежденного.
Отношение к соседям ярко иллюстрируют древнеиндийские законы Ману, в которых говорилось: враг – это ваш сосед. Мирные соглашения заключались только с равными или более сильными королями, а на слабого короля необходимо было нападать.
В средние века в основе как внутренних, так и внешних связей лежало «кулачное право» – сила, возведенная в закон. Сильный был всегда прав.
Мирные соглашения заключались с одной стороны, как союзные в целях оказания помощи на случай войны и как закрепляющие статус дипломатов и купцов для развития торговли между государствами.
Право войны не делало различий между воинами и мирными жителями. Врагами считались все подданные противника. Наемные армии содержались за счет грабежа. Захваченные города отдавались солдатам на разграбление. Военнопленных считали преступниками, своих собственных раненых оставляли без помощи.
Подписание договоров всегда отождествлялась с миром. Нарушение договоров приводило к войне. Нормы аристократической морали являлись важным регулятором межгосударственных отношений, которые были по сути межличностными связями суверенов.
Пересмотр взглядов на право войны и мира начался только после Великой Французской революции 1789 года.
В декларации аббата Грегуара, которую он подготовил по заданию Конвента, но которую Конвент так и не принял, провозглашался принцип равноправия государств, независимо от существующего в них строя и политического значения. Провозглашалось также, что договоры должны соблюдаться.
Были сформулированы новые основы права войны. Допустимой считалась лишь война оборонительная, война в защиту попранных прав. Врагом могло быть только государство, а не люди. Отсюда вытекало требование гуманного обращения с пленными, неприкосновенность частной собственности, уважение прав мирного населения.
В 19 веке начинает формироваться международное гуманитарное право. Француз Анри Дюнан и американец немецкого происхождения Франсис Либер, не подозревая о существовании друг друга внесли решающий вклад в концепцию и содержание современного международного гуманитарного права.
Дюнан и Либер взяли за основу идею, выдвинутую Жан Жаком Руссо в опубликованном им трактате «Об общественном договоре»: «с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.»
В 1863 году были опубликованы «Инструкции полевым войскам США», больше известные сегодня как Кодекс Либера. Эти инструкции содержали правила, охватывающие все аспекты ведения войны. Положения Кодекса Либера были направлены на то, чтобы при ведении боевых действий избежать причинения излишних страданий и ограничить число жертв.
Анри Дюнан выступил с двумя практическими предложениями, требующими конкретных действий: заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений и создать постоянную организацию для оказания практической помощи раненым на войне. Первое предложение привело к принятию в 1864 году 1-й Женевской Конвенции, а второе – к основанию Красного Креста.
Результатом работы Либера и Дюнана явилось краткое соглашение – Санкт-Петербургская Декларация 1868 года, запрещавшая применять снаряды массой менее 400 грамм.
Две Гаагские мирные конференции, проходившие на рубеже 19-20 вв. стремились ввести более широкие международные правовые ограничения на средства и методы ведения войны.
Четыре Женевские конвенции 1949 года и 2 Дополнительных Протокола к ним 1977 года формируют современное международное гуманитарное право, которое условно можно разделить на Женевское право (право Красного Креста) – право защиты раненых, военнопленных и мирного населения во время ведения военных действий между противоборствующими сторонами и Гаагское право – или международные правила, относящиеся к ведению военных операций, которое берет начало от Гаагских Конвенций 1899 и 1907 гг.
Устав ООН 1945 года устанавливает право войны только в 2-х случаях: 1) по решению Совета Безопасности ООН и 2) отражение акта агрессии.
Право мира сегодня определяется процессами глобализации. Развитие науки и техники, а особенно информационных технологий создает определенные преимущества высокоразвитым странам, которые оформляются в форме международных стандартов. Все государства по сути живут по международным стандартам разных поколений. Свободная конкуренция в условиях глобализации приводит к монополистическим объединениям государств, которые регулируются региональными международно-правовыми актами, как межнационального, так наднационального характера.
Совершенствование международных стандартов последнего поколения является сегодня основным конкурентным преимуществом государств в условиях демократизации мирового сообщества.