Писатель-романист Роже Мартен дю Гар.

Общая характеристика литературы Франции 20 века.

2. Марсель Пруст – создатель жанра модернистского психологического романа.

3. Франсуа Мориак– характерный представитель критического реализма XX века.

5.Жизнеутверждающая вера в человека в произведениях Антуана де Сент-Экзюпери.

6. Гийом Аполлинер – поэт-авангардист начала XX века.

7. Поль Элюар– поэт-антифашист.

 

1. Франция – одно из тех европейских государств, где в первой половине XX в. с наибольшей чёткостью и драматизмом проявились социальные, политические и идеологические противоречия, характерные вообще для современного буржуазного мира. Завершив Первую мировую войну в числе стран-победительниц, она к началу 20-х годов стала мощной империалистической державой, правительство которой полностью поддерживало интересы крупных монополий и принимало деятельное участие в организации вооружённой интервенции против молодой Советской республики. В то же время трудящиеся массы, на чью долю достались все тяготы войны и чьё положение ни в малейшей мере не улучшилось после её завершения, активно выражали своё недовольство. Многие промышленные города охватило широкое движение рабочих забастовок.

Непрекращающееся противоборство антагонистических социальных сил во Франции явилось основой того резкого размежевания, которое наблюдалось в те годы и в её литературной жизни. Были писатели, которые откровенно служили реакции, воспевая захватнические войны, проповедуя шовинизм и колониализм, клевеща на Советский Союз (П. Моран, Ш. Моррас, П. Дриё ла Рошель и др.). Ненависть к демократическим силам общества переходила у некоторых из них в непримиримую озлобленность против всего человечества (Л. Селин). Сотрудничество с фашистскими оккупантами в годы Второй мировой войны было последовательным завершением их политической и литературной деятельности предшествующих лет.

С другой стороны, прогрессивные силы и революционные традиции Франции подготовили почву для создания ещё до революции 1917 года в России первого зарубежного произведения социалистического реализма – романа «Огонь» Анри Барбюса.

В 30-х годах передовые французские писатели, ориентируясь на литературу СССР, стали пропагандистами этого творческого метода, о чём, например, свидетельствует сборник теоретических статей Луи Арагона «За социалистический реализм».

«Огонь» Барбюса проложил дорогу многим прозаическим и поэтическим произведениям социалистической направленности. К числу писателей-коммунистов, по-боевому откликавшихся на самые актуальные темы национальной и международной жизни, принадлежали также Леон Муссинак, Жан Фревиль, Жан-Ришар Блок.

Решительный отказ мириться с социально-политической реакцией явился воодушевляющей силой и для сюрреализма. Ведущими писателями этой литературной группы были Андре Бретон, Филипп Супо, Поль Элюар, Роберт Деснос. Революционный подъём побудил и сюрреалистов сделать смыслом своего творчества бунт. Но их абстрактное и бесперспективное бунтарство проявлялось не в идейном содержании, а преимущественно во внешней форме их поэзии и прозы. Отвергая ненавистный им буржуазный консерватизм, они энергично боролись за радикальное обновление художественного слова, полностью отбрасывая традиции классиков и ломая привычные каноны стихосложения, синтаксиса, расстановки знаков препинания. Обывательскому «здравому смыслу» они, подобно своим непосредственным предшественникам – дадаистам, противопоставляли нарочитую бессмысленность, бессвязность, лишенные логических оснований сочетания понятий и образов, выхваченных из подчёркнуто различных стилистических рядов и областей жизни. Реакционной патетике проповедников «военной доблести» и национализма сюрреализм противопоставлял издевательскую гримасу, шутовство.

Сюрреалисты при всей их субъективной антибуржуазности фактически превратились в одну из модернистских школ, в большей мере связанных с буржуазным искусством, чем с демократическим. В то же время пристрастие сюрреалистов к броским, смелым и неожиданным сопоставлениям, к эксцентрике и гротеску не прошло бесследно для литературы, живописи и театра последующих лет, использовавших эти художественные приемы в реалистических (чаще всего сатирических) целях. Характерно, что поэты старшего поколения, которые порвали с сюрреализмом, обратившись к социальной проблематике, до конца жизни сохранили верность некоторым новаторским приёмам в области художественной формы.

2. Марсель Пруст (1871-1922) вошёл в мировую литературу как создатель жанра модернистского психологического романа. Таким романом является его получившее широкую известность многотомное произведение «В поисках утраченного времени», публикация которого была начата в 1913 году и завершена лишь посмертно – в 1927 году.

В отличие от сюрреалистов, Пруст уважительно относился к традициям национальной культуры. Следуя мастерам французского реализма XIX века, он на страницах романа «В поисках утраченного времени», начиная с первого тома, критически изображал быт и нравы буржуазно-дворянской среды с её праздным существованием, моральной распущенностью, взаимоотношениями, основанными на корыстном расчёте и обмане.

В то же время Пруст был далёк от стремления отобразить явления социального мира в их объективном значении и причинных взаимосвязях. Он поставил перед собой другую задачу: показать, как реальные факты и события преломляются в субъективном восприятии отдельного человека. Не действительность, а своеобразно реагирующее на неё индивидуальное сознание интересует автора. Хотя отдельные портреты и жанровые сцены выписаны Прустом ярко и правдиво, они по замыслу своему, как и всё остальное в этом романе, являются лишь впечатлениями частного лица, далеко не всегда совпадающими с жизненной правдой.

Сюжет романа «В поисках утраченного времени» – непрерывный и стихийный поток воспоминаний, который проходит сквозь сознание Марселя – героя-повествователя. Пруст дал ему не только своё имя, но и многие черты собственного характера и биографии. Марсель любит и понимает искусство, с лирической нежностью вспоминает овеянный романтикой патриархальной старины родной дом в провинциальном городке, свои детские годы, первую юношескую влюблённость. Он брезгливо, презрительно относится к безнравственным и пошлым людям, с которыми ему то и дело приходилось встречаться в буржуазно-аристократической среде.

К нейпринадлежал и он сам, пока не променял суетную светскую жизнь на уединённое существование человека бездействующего, погружённого в своё духовное естество. Все внешние события развёртываются у него не в хронологической и не в логической последовательности, а по мере того, как они в силу случайных ассоциаций неожиданно всплывают в сознании Марселя.

«В поисках утраченного времени», бесспорно, свидетельствует о мастерстве и новаторстве Пруста в области художественного анализа изменения психического состояния человека, композиции, стиля. Он был одним из первых в мировой литературе писателей, обративших внимание на ассоциативный характер человеческого мышления, которому свойственны изменчивые переходы, мостки, переброшенные от непосредственных наблюдений к воспоминаниям о пережитом. В частности, одним из достижений Пруста как психолога является показ того, как различно воспринимаются сходные явления одним и тем же человеком в разные периоды его жизни, как существенно отличаются, например, свежие и непосредственные впечатления ребенка от тех, которые характерны для умудрённого жизнью и во многом разочарованного зрелого человека.

Для его романа характерно отсутствие внешнего действия, исторической перспективы. Движется в нём только сознание героя в своём безостановочном и прихотливом потоке.

Роман «В поисках утраченного времени» имел большое и двойственное влияние на последующее развитие мировой литературы. Модернисты разных стран восприняли и сделали своим творческим принципом свойственный этому произведению импрессионистический субъективизм, подчинённость художественного слова авторскому произволу, в то время как многие очень несходные между собой писатели-реалисты (А. де Сент-Экзюпери, У. Фолкнер, Г. Бёлль и др.) в творчески преображённом виде использовали некоторые достижения Пруста как психолога.

3. Франсуа Мориак(1885-1970) – характерный представитель критического реализма XX века. Отрицательное отношение ко всем формам проявления как политической реакции, так и буржуазного хищничества сближало Мориака с передовой общественностью его времени.

Конкретные пороки социальной жизни Мориак был склонен рассматривать в религиозно-отвлечённом плане как проявление якобы свойственной всему человеческому роду «греховности», однако обличение «грехов» в его романах приобрело характер конкретной социальной критики, поскольку те аморальные явления, которые его возмущали, характерны не для человечества в целом, а для буржуазии на современном этапе её исторического развития. Критическая мысль и зоркая наблюдательность мастера реалистической прозы одержали в его романах верх над абстрактно-религиозным пониманием добра и зла, греха и искупления. Мориак обличал губительное влияние эгоистических, собственнических страстей на социальные нравы, убедительно показывая, как под воздействием этих противоборствующих сил рушатся и перерождаются во взаимную вражду даже кровные, семейные связи.

Вслед за Достоевским, которого он высоко ценил, Мориак часто обращался в своих романах к самым крайним, патологически уродливым проявлениям человеческой вражды. Так, например, героиня его романа «Тереза Дескейру» (1927), выйдя замуж за человека богатого, но ей ненавистного, хладнокровно убивает своего супруга, давая ему под видом лекарства небольшие, но губительные порции яда.

В романе с выразительным названием «Клубок змей» (1932) супруги зверски ненавидят и друг друга, и своих взрослых детей, которые платят им тем же, враждуя при этом и между собой. Наследники ждут не дождутся смерти богатого старика, поскольку каждому из них не терпится завладеть его состоянием, отстранив любой ценой остальных претендентов. А тот, со своей стороны, изобретает всяческие ухищрения для того, чтобы обмануть надежды ненавистных ему детей и внуков.

В романе «Дорога в никуда» (1939) буржуазная хищница Леони Костадо сознательно разоряет свою ближайшую подругу, а её сын порывает с невестой, как только девушка лишается приданого.

Мориак сурово осуждает поведение этих людей, но главным объектом его критики фактически становятся не отдельные «грешники», а тот социальный строй, который сформировал их.

4. Роже Мартен дю Гар(1881-1958) в главном своём произведении – многотомном романе «Семья Тибо» (1922-1940) – сурово обличает моральные основы буржуазного общества. Но, в отличие от Мориака, он противопоставляет отрицательным явлениям социальной жизни не абстрактные религиозные заповеди, а вполне реальные характеры и действия людей, свободных от духа буржуазного стяжательства. Не пассивные жертвы, а активно действующие люди гуманистических убеждений противостоят в «Семье Тибо» царящим вокруг них алчности, жестокости, карьеризму.

В «Семье Тибо» персонажи сгруппированы вокруг трех центральных фигур – Оскара Тибо и двух его сыновей. Между главой этой семьи и его детьми стоит стена взаимной неприязни из-за принципиально различных нравственных убеждений. Этот роман синтезировал характерные черты «романа воспитания» и семейной хроники.

Оскар Тибо – трезво мыслящий, практичный человек, закоренелый консерватор и ревностный католик, но религия ему нужна лишь потому, что она одна из официальных основ существующего государственного строя. Оскар Тибо занимает высокое общественное положение и убеждён в том, что его суждения непогрешимы. В результате он становится жестоким деспотом, безжалостным душителем всего нового, прогрессивного.

Оба сына вырываются из-под тиранической власти отца. Старший из них, Антуан, став врачом, обрёл смысл существования в служении людям – спасении их жизней, облегчении их физических страданий. Его брат Жак решительно порывает с буржуазной средой и проявляет активную непримиримость по отношению к политическому режиму, одним из столпов которого является его отец.

«Семья Тибо» наглядно свидетельствует об идейном и творческом росте писателя в процессе работы над этим произведением под воздействием развернувшейся во Франции 30-х годов борьбы за Народный фронт. Если в начале романа преобладают конфликты, происходящие в семейных рамках, то в двух заключительных его томах – «Лето 1914года» и «Эпилог» – Мартен дю Гар обратился к широкой панораме европейской политической жизни в канун и в годы Первой мировой войны. Судьбы основных персонажей теснейшим образом связаны здесь с судьбой их родины. Доминирующей темой становится обличение милитаризма и его социальных корней – тех реакционных сил, которым в «Семье Тибо» активно противостоит гуманистически настроенная французская интеллигенция.

5. Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) до конца жизни сочетал литературную деятельность с профессией лётчика. Изображая людей, способных на решительные и смелые действия, он сам был таким и погиб, сражаясь с фашистскими оккупантами.

Повести Сент-Экзюпери («Ночной полёт», 1931, «Планета людей», 1939, «Военный летчик», 1942 и др.) проникнуты жизнеутверждающей верой в человека. Он прославлял труд и подвиг, поэтическую любовь и крепкую мужскую дружбу, товарищество собратьев по профессии, связанных общим делом, и взаимопонимание простых людей, живущих на разных материках. Герои Сент-Экзюпери сознают свой долг и ответственность перед другими людьми, от совместного труда которых зависит и их существование, и это чувство ответственности побуждает литературных героев Сент-Экзюпери действовать самоотверженно и мужественно даже в самой сложной обстановке. С уважением говоря о людях, умеющих конструировать крылатые машины и ими управлять, писатель постоянно проводит параллель между овеянной романтикой профессией летчика и повседневным трудом рабочего или земледельца. Все виды трудовой деятельности, в его глазах, содержат в себе романтику и величие как проявление власти над природой и стихиями, как служение людям.

Повесть «Планета людей» представляет собой лирический поток сознания, в процессе которого непосредственные впечатления управляющего самолётом человека чередуются то с воспоминаниями детства, то с размышлениями о жизни, о друзьях, о нравственном долге. Но если в романе Пруста поток сознания замыкает героя в узком кругу его светских знакомств и интимных переживаний, то у Сент-Экзюпери он целиком обращён к внешнему миру, широко охватывая всю «планету людей». Пролетая над садами, пашнями, фабричными корпусами, лётчик испытывает живую признательность к тем, чьими руками всё это создано. Он благодарен людям даже за то, что освещёнными окнами своих домов они, сами того не зная, помогают ему ориентироваться в ночной темноте. Внутренний монолог героя повести «Военный лётчик» проникнут горечью, гневом, жаждой справедливого возмездия. Пролетая над оккупированной фашистами родной землей, летчик видит опустошённые поля, города, напоминающие выброшенные на берег обломки погибших судов.

В военные годы была написана также лирическая по своей интонации, философская сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943). Её содержание – встреча среди пустыни потерпевшего аварию лётчика с фантастическим существом из иного мира. Это ребенок, который, странствуя с планеты на планету, попадает, наконец, на Землю. Маленький принц любознателен, доверчив и жадно, с детской непосредственностью тянется к душевному теплу. Но космическое пространство, населённое алчными накопителями богатств и тщеславными носителями громких титулов, обманывает его надежды. Карикатурные фигуры ничтожеств, то воображающих себя полноправными владыками вселенной, то пытающихся превратить её необозримую красоту в частную собственность, упрятав её в свой личный сейф, вводят в сказку Сент-Экзюпери сатирический социальный мотив. Светлый мир детства болезненно сталкивается с царящим везде бесчеловечием. И Земля встречает хрупкое одинокое существо, страстно мечтающее «приручать» и «быть прирученным», безводной пустыней. Лишь впоследствии он находит на нашей планете цветущие сады и обретает добрых друзей.

По своему художественному воплощению «Маленький принц» отличается от других произведений Сент-Экзюпери, хотя и проникнут тем же гуманистическим отношением к жизни и к людям. Причудливая фантастика в сочетании с постановкой в иносказательной форме серьёзных проблем позволяет видеть здесь продолжение гуманистических и обличительных традиций, восходящих к философским сказкам Вольтера и Анатоля Франса.

6. Гийом Аполлинер (1880 —1918) — французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.

Детство Аполлинер провёл в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 переехал с матерью в Париж.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий (настоящая фамилия поэта) выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед).

В 1910-е годы Гийом Аполлинер – активный публицист: хроникёр в «Меркюр де Франс», критик в «Пари-журналь»; в 1912—1913 гг. редактировал журнал «Суаре де Пари», писал о современной живописи. Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо.

Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполлинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.

Художественная проза Аполлинера носила оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман «Одиннадцать тысяч палок» (1907), повести «Рим под властью Борджиа» (1913), «Конец Вавилона» (1914), «Три Дон Жуана» (1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (1909-1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 он составил каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки».

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (1911), где старинная поэтическая форма катрена и приёмы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией.

В 1913 году Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи». Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы).

В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт», открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы», отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов.

В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами, — Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия», где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.

Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенёс трепанацию черепа. Осенью 1918 года Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время его эпидемии. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

7. Поль Элюар(1895-1952) – один из крупнейших французских поэтов XX века. Он начал свой творческий путь как сюрреалист и лишь в годы Народного фронта обратился к поэзии реалистического характера и политического содержания. В его стихотворениях «Ноябрь 1936-го», «Победа Герники» и др., так же как в книгах некоторых других французских писателей тех лет, с горячим сочувствием отображена антифашистская война испанского народа в 1936-1938 годах.

Наибольшей силы творчество Элюара достигло в годы Сопротивления. Гражданские чувства поэта-патриота, охватив область и глубоко личных его переживаний, придали его лирике ту эмоциональную взволнованность, которых недоставало его ранним, сюрреалистическим стихам. В тех же случаях, когда он при создании художественных образов прибегал, как и раньше, к резким контрастам и неожиданным, дисгармоничным словосочетаниям, это обычно диктовалось задачами сатирического гротеска.

В стихотворениях военных лет, опубликованных в сборниках «Открытая книга» (1942), «Поэзия и правда» (1942), «Лицом к лицу с немцами» (1945) и др., Элюар с гневом и болью откликался на фашистские зверства, на страдания своего народа, на героическую гибель патриотов-мстителей, но даже самые трагические его строки проникнуты верой в неизбежную победу.

Для поэзии Элюара военных лет характерно неразрывное слияние гражданских мотивов с интимно-лирическими. Его восприятие мира всей страны и отдельного домашнего очага, широких картин природы и мельчайшей детали городского пейзажа в гармоническом единстве коренным образом отличает его зрелую лирику от лирики раннего периода с её затемнённым смыслом и нарочитой сюрреалистской дисгармонией.

 

Литература США, Латинской Америки и Японии в 20 веке