Лекция 3.

План.

1. Особенности литературного процесса в Великобритании на рубеже XIX — XX веков.

2. Реалистические традиции в литературном творчестве Джорджа Мередита, Самюэля Батлера.

3. Герберт Уэллс — создатель жанра фантастического романа.

4. Роберт Луис Стивенсон — основоположник и теоретик английского неоромантизма. Черты неоромантизма в творчестве Артура Конан Дойля.

5. Натурализм в английской литературе (Джордж Гиссинг).

6. «Братство прерафаэлитов» (Уильям Моррис, Этель Лилиан Войнич, Данте Габриэль Россетти и др.).

7. Писатель-реалист Томас Гарди.

8. Джон Голсуорси — наследник лучших традиций классического английского реализма.

9. Бернард Шоу — борец за новую драму.

10. Редьярд Киплинг как представитель «литературы действия».

11. Джозеф Конрад — писатель-импрессионист.

12. Многообразие творчества Оскара Уайльда.

 

1. В Великобритании рубеж XIX — XX вв. был ознаменован не только сменой монархов (в 1901 году почила легендарная королева Виктория), но и сменой исторических эпох. Страна постепенно утрачивала былое могущество на море и в колониях, монопольное положение в торговле и промышленности. Ощутив конкуренцию США и Германии, Великобритания направила усилия на завоевание Центральной Африки, Египта, Судана, а затем развязала англо-бурскую войну (1899 — 1902). Эти потрясения безусловно сказались на обстановке внутри государства, где полным ходом шло разорение свободных фермеров, на которых держалось сельское хозяйство. Они переезжали в города, пополняя тем самым армию бедноты.

Уходил «добрый, старый» викторианский век, ему на смену шёл новый, наполненный противоречиями. Перемены, происходившие в экономике и политике, сказывались на духовном состоянии общества и, прежде всего, на литературе. Зыбкость мироощущения, связанная с социальной нестабильностью, не была основополагающей для развития британского искусства, зорко охранявшего свои национальные корни. «Английскость» в этот период остаётся одной из важнейших характеристик творчества мастеров слова, сплочённых поисками единого духовного начала на переломном этапе развития цивилизации.

Картина литературного процесса этого периода очень пестра, ибо в ней живут и противодействуют реализм, неоромантизм, декаданс, натурализм и т.д., среди которых реалистический метод в искусстве всё же остаётся основополагающим. Это, несомненно, повлияло и на систему жанров, в которой главенствующее место по-прежнему занимает роман, значительно оживляется драма и преобразуется рассказ.

2. Реалистические тенденции определяют суть художественного наследия Джорджа Мередита (1828 — 1909), литератора весьма разностороннего. Выходец из семьи ремесленников, он не получил системного среднего образования, однако прославился как романист и поэт. Первое стихотворение начинающего автора было опубликовано по рекомендации Ч. Диккенса.

Перу Мередита принадлежат 13 романов, повести, поэмы, преуспел он и в области журналистики (особенно известны его репортажи из Италии). В течение тридцати лет писатель работал литературным консультантом в крупнейших лондонских издательствах и вершил судьбы многих новичков.

Уайльд однажды заметил, что Мередит — «дитя реализма, поссорившееся со своим отцом». В этом утверждении есть разумное зерно, ибо писатель, опираясь на традиции Диккенса и Теккерея, сделал несомненный шаг вперёд и стал у истоков создания романа нового типа, отмеченного углублённым психологическим анализом, особенным вниманием к реалистической детали, метафоричностью стиля, использованием художественной условности, интеллектуализмом, драматизацией романной формы и особой авторской иронией.

Значительная часть литературной деятельности Самюэля Батлера (1835 — 1902) была посвящена критике устоев викторианской Англии. Отрицание общепринятых норм иногда доходило у него до парадоксов. Порвав с клерикальной средой, в которой воспитывался, писатель отдал все силы разоблачению ханжества церковников и низвергал всё, что казалось ему косным и устоявшимся: рассуждал о неправильном толковании шекспировских сонетов («Пересмотр сонетов Шекспира», 1899), утверждал, что автором «Одиссеи» был не Гомер, а женщина, отрицал учение Дарвина.

По мнению бунтаря Батлера, «самой природе не свойственна постоянная склонность к семейной системе», а поэтому он при помощи язвительных парадоксов развенчивает суть отношений отцов и детей, пуританский институт семьи и брака.

Батлер сам называл себя «ужасным ребенком» английской литературы, высказавшим немало горьких истин, смысл которых не всегда угадывался его современниками.

3. Творчество известного писателя Герберта Уэллса (1866 — 1946) — создателя жанра фантастического романа — ещё одно значительное явление в литературе рубежа XIX — XX вв. Уловив суть происходивших в обществе социальных сдвигов и широко используя художественную условность, он говорил о вещах вполне земных с позиций реформистского фабианского социализма, чьи идеи усвоил ещё в юности.

Будущий писатель воспитывался в семье мелкого лавочника и после начальной школы вынужден был поступить на работу. Однако мечта об образовании не оставляла Уэллса, и, прослужив некоторое время помощником учителя, он получил стипендию и право на обучение в Нормальной школе наук в Лондоне. В это время Уэллс много читал, открыл для себя Гегеля, Канта, Ницше, Шопенгауэра.

Первые романы писателя увидели свет в 90-е гг. В 1895 г. появилась антиутопия «Машина времени», в которой абсурдность социального неравенства выражена в образах патрициев «элоев» и ужасных «марлоков». Нарисованная Уэллсом цивилизация грядущего забыла все общечеловеческие ценности, разрушила памятники культуры. В «Острове доктора Моро» (1896) доктор Моро, превращающий животных в нечто среднее между зверем и человеком, претендует на роль Творца, но больше напоминает дьявола.

Идея прогресса, пожалуй, одна из главных в творчестве Уэллса. Что он несёт человечеству? «Великий покой» или самоубийство разума? Будущее в романах вырастает из настоящего и предстаёт перед читателем в пугающем облике гротескных существ, которые не могут считаться разумными. Каждый шаг половинчатого прогресса достигается не только при помощи силы и страшных наказаний, но и достаётся жестокими страданиями.

«Человек-невидимка» (1897) продолжает размышления Уэллса над проблемой изобретений, порождающих озлобление и стремление стать сверхчеловеком. Такие люди, по мнению автора, не имеют права на существование. И как бы ни был талантлив герой романа Гриффин, писатель всё же приводит его к гибели, обнажая проблемы взаимоотношений гения и общества, несовместимости эгоцентризма и прогресса науки.

Когда Уэллс рассуждает о научных проблемах, его фантазия находит самую благодатную почву. Обширные знания, полученные по естественным наукам, позволили писателю предугадать многие открытия XX в. Например, в книге «Освобождённый мир» (1913) упоминается ядерная энергия, а в «Войне в воздухе» (1908) предсказывается бурное развитие авиации.

Роман «Война миров» (1898) повествует о нападении марсиан на Землю, разоблачая суть империалистических захватнических войн, которые вела Великобритания, руководствуясь тем же принципом, что и пришельцы из космоса: «Всё допустимо во имя торжества и процветания сильнейшего». В этом произведении предугаданы многие проблемы XX века, когда научно-техническая революция способствует подавлению личности, стимулирует потерю духовности.

Перу Уэллса принадлежит множество рассказов, в основном с фантастическими сюжетами, а также несколько романов-трактатов, исторические труды, работы по политэкономии и биологии, литературоведческие исследования. Ему была не чужда и бытовая тематика, воплотившаяся в ряде романов.

Следуя традициям Диккенса, художник изображал маленьких людей, обывателей, попусту растрачивающих свои жизненные силы. Можно говорить о взаимосвязи этих разнообразных интересов Уэллса, ибо во главу угла он всегда ставил судьбу человека, будь то великий ученый, открытия которого устремлены в будущее, или владелец маленькой лавки, служащий, учитель. Он тонкий психолог, заставляющий своего читателя заглянуть в будущее и сделать вывод, что без объединённых человеческих усилий оно может стать трагическим.

4.Роберт Луис Стивенсон (1850 — 1894) — основоположник и теоретик английского неоромантизма, провозгласил отказ от духовной инерции и нравственных шаблонов. Отвергая «схему» романтической литературы XIX в., он считал, что герой не должен быть исключительной личностью, которую непременно растаптывает общество; его персонажи стремятся отыскать родственную среду, они облечены одухотворенностью, богаты на чувства, но никогда не изолированы от реальной почвы. Стивенсон мечтал о сплаве «реалистического и идеального» в искусстве и отвергал своекорыстие, делячество, лицемерие.

Сама жизнь писателя, казалось бы, готовила его к такому мировосприятию. Шотландец по происхождению, он был родом из семьи, гордившейся своими традициями. В детстве Стивенсон перенёс тяжёлую болезнь, всю жизнь кашлял, задыхался. Это заставило его вспоминать о «Стране Кровати», которая привела его в «Страну Книг». Первый очерк Стивенсона был напечатан в 1866 г., когда Стивенсону исполнилось 16 лет.

В 1878 г. Стивенсон закончил серию рассказов «Новые тысяча и одна ночь» (опубл. в 1882 г.), состоявшую из двух циклов: «Клуб самоубийц» и «Алмазы Раджи». Принц Флоризель, монарх несуществующей Богемии, до сих пор остаётся любимым героем тех, кто предпочитает авантюрные истории с захватывающим сюжетом, достойно оценивая их пародийность и реальную жизненную основу, подчёркнутую писателем.

В 1879 году Стивенсон отправляется по личным делам в Америку: сначала на пароходе, потом в переполненном эмигрантами поезде, а затем и верхом на лошади до города Монтерей, где жила его любимая женщина Фанни Осборн. За время пребывания в США жизнь писателя неоднократно подвергалась смертельному риску. Наконец в 1880 г. он с женой и пасынком, будущим соавтором, отправился на родину, а результатом этого путешествия стали книга очерков «Эмигрант-любитель» и повесть «Дом на дюнах».

Знаменитый «Остров сокровищ» (1883), принесший всемирную славу Стивенсону, впервые появился на страницах детского журнала «Янг фолкс». Его увлекательная фабула раскрывает замысел писателя, но не нарушает «поэзии обстоятельств», тонкости психологических характеристик. Тон повествования звучит весьма доверительно, создаёт впечатление достоверности приключений подростка Джимма Хопкинса, встречающегося с пиратами, попадающего на остров и отправляющегося на поиски сокровищ. Морские разбойники изображены жестокими людьми. Среди них особенно выделяется Джон Сильвестр — коварный сообщник «знаменитого» капитана Флинта. Образ одноногого кока получился убедительным, ибо наряду с отрицательными качествами его упрямого характера Стивенсон подчёркивает ум и энергию, смекалку и выносливость пирата.

Сборник «Весёлые молодцы» (1887) объединил многие рассказы писателя, которые создавались под влиянием идей Ф.М. Достоевского. Психология двойничества, свойственная героям русского классика, нашла своё отражение в образе изобретателя доктора Джекиля и его создания — карлика Хайда, олицетворявшего зло («Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», 1886).

В 1889 г. писатель с семьёй переехал на остров Уполу (архипелаг Самоа). Здесь он много работал, вёл переписку с крупнейшими литераторами своего времени.

Творческий путь Стивенсона — дорога странствий и лишений, которые он, несмотря на слабое здоровье, преодолевал с завидным упорством, взяв в качестве жизненной заповеди собственную балладу «Вересковый мёд», призывающую к жизнелюбию и оптимизму.

Черты неоромантизма свойственны и творчеству Артура Конан Дойля (1859 — 1930), известного своими историями о Шерлоке Холмсе («Приключения Шерлока Холмса», 1891; «Собака Баскервилей», 1902; «Возвращение Шерлока Холмса», 1905; «Случай из судебной практики Шерлок Холмса», 1927). В качестве военного врача он участвовал в англо-бурской войне и сочувственно отнёсся к политике Великобритании, хотя уже в 1909 г. написал антиколониальную работу «Преступления в Конго». Популярен и как автор исторических и фантастических романов, стихов.

5. Натурализм в английской литературе этого периода представлен прежде всего в творчестве выходца из демократической среды Джорджа Гиссинга (1857 — 1903), который стремился показать «ужасающую несправедливость всей... общественной системы». Во многом соглашаясь со своими французскими единомышленниками, писатель, тем не менее, не был увлечён теорией наследственности и особое внимание уделял теневой стороне жизни английских бедняков. В 1886 г. вышел роман «Демос. Повествование об английском социализме», разоблачавший практику оппортунизма. О тяжёлом положении трудящихся масс повествуют произведение Гиссинга «Деклассированные» (1884), романы «Преисподняя» (1889) и «Новая Граб-стрит» (1891). Жанр «безыскусного репортажа» наиболее удавался автору, знавшему жизнь трущоб Ист-Энда не понаслышке.

6.Уильям Моррис (1834 — 1896) — поэт, художник, декоратор, в начале творческой деятельности стремился к возрождению благородной традиции старого английского искусства. Его ранние произведения, например поэма «Жизнь и смерть Ясона» (1867), выдержаны в духе прерафаэлитов. Однако позднее художник перешёл в лагерь социалистов, и его новые произведения отражали их идеи (утопический роман «Вести ниоткуда», 1891). Ему близка по взглядам и писательница Этель Лилиан Войнич (1864 — 1960), известная читателям по роману «Овод» (1897).

Поэзия этого периода представлена в Великобритании полнее всего членами «Братства прерафаэлитов», исповедовавших теорию Джона Рёскина (1819 — 1890). Последний считал своим идеалом искусство средневековья, проповедовал искренность в творчестве и критиковал буржуазный практицизм. Глава «Братства» Данте Габриэль Россетти (1828 — 1882) был одновременно и поэтом, и живописцем. Его лирика отличается богатством метафор, особой музыкальностью, красочностью образов.

Поначалу в «Братство» входили У. Моррис, О. Уайльд, А. Суинберн, Кристина Россетти, поэзия которых отмечена особой чувственностью и религиозностью.

7. Потомок обедневшего рыцарского рода, блестящий писатель-реалист Томас Гарди (1840 — 1928) начинал свою деятельность с изучения архитектуры, увлекался графикой и живописью, любовь к которой пронёс через всю жизнь, иногда иллюстрируя свои романы.

Роман «Под деревом зелёным» (1872), положивший начало «уэссекскому» циклу, принёс известность автору. Его действие сосредоточено в Уэссексе, который стал своеобразным символом Вселенной. Эгдонская степь, Блекмурская долина, сельские пейзажи родного края, блестяще нарисованные автором, послужили фоном многих произведений. Уэссекс олицетворяет в них многовековой патриархальный уклад земледельцев — «гордых йоменов», которые сталкиваются с враждебным миром, названным Т. Гарди «безумствующей и обезумевшей толпой». Это столкновение старого и нового составляет сюжетные коллизии «романов характера и среды».

В цикле романов «характера и среды» город и деревня противопоставляются как извечные враждебные начала. Писателю близки простые люди, связанные с землей, их повседневные заботы, народная житейская мудрость, чистота души. Уродливые новшества он не приемлет.

Гарди-реалист создавал психологически мотивированные характеры, чётко разделяя понятия добра и зла. Художественная сила романиста проявляется и в описании пейзажа, и в обрисовке деревенской жизни, мелких деталей сельского быта (сцены стрижки овец, обмолота зерна).

Один из самых популярных «романов характера и среды» — «Тэсс из рода д'Эрбервилей» (1891). Любимая героиня Гарди Тэсс, характер в своём роде уникальный. Она натура чистая, цельная, не способная на сделку с совестью. Фанатичные, жестокие, невежественные ханжи погубили Тэсс, не оценив ни её душевной щедрости, ни величия духа.

Несмотря на нагромождение мистических подробностей, случайностей, предзнаменований, роман «Тэсс из рода д'Эрбервилей» остаётся одним из самых читаемых произведений Гарди.

Весь цикл «романов характера и среды» объединяет демократическое видение мира, постановка и обсуждение «проклятых» вопросов эпохи, интерес к внутреннему миру человека, блестящее мастерство автора в поиске художественных средств изображения характеров, открытых для перемен, и враждебной среды. Писатель не сбивался на скепсис и нравственный нигилизм, а бросал вызов викторианским условностям, приводя упрямые и жестокие факты о несправедливости общества.

Наряду с «романами характера и среды» писатель создал «романтические истории и фантазии», а также «романы изобразительные и экспериментальные», но все они значительно уступают произведениям «уэссекского» цикла.

Кроме того, на рубеже веков Гарди становится известен как мастер короткого рассказа (сборники «Уэссекские рассказы», 1888; «Группа благородных дам», 1891 и др.).

Не менее знаменит Гарди и как поэт. Первый сборник «Стихи Уэссекса» вышел в 1898 г. Очевидно, что к искусству стихосложения прославленный романист пришел уже в зрелом возрасте. «Стихи Уэссекса» полны элегических настроений, медитаций, они поражают изображением нетронутой красоты южноанглийского пейзажа, поэтическим описанием того патриархального быта, который уже знаком нам по прозе Т. Гарди.

Итак, художественное наследие писателя многожанрово и необычайно богато. Оно принадлежит не только своему времени, но и истории.

8.Джон Голсуорси (1867 — 1933) — лауреат Нобелевской премии, автор 170 произведений в различных жанрах — родился в аристократической семье, получил среднее образование в привилегированном Хэрроу, а высшее, юридическое, в Оксфордском университете. Он является наследником лучших традиций классического английского реализма (Диккенс, Теккерей), учился у Бальзака и Золя, увлекался творчеством Мопассана и Флобера. Однако особой любовью писателя всегда пользовалась русская литература, особенно художественное наследие И. Тургенева и Л. Толстого, которое он так высоко чтил. Голсуорси всегда являлся приверженцем гуманистических традиций. Изображение типических героев в типических обстоятельствах перемен, которые происходили на рубеже XIX — XX вв. в Англии и во всём мире, помогло ему стать новатором в области прозы и драматургии.

Не следует искать у писателя отзвуки революционных идей и манифестов, его происхождение, положение в обществе, принадлежность к «верхушке среднего класса» определили буржуазно-демократические настроения, присущие многим представителям британской интеллигенции. Как реалист, Голсуорси сделал в литературе значительно больше, чем многие из его «воинствующих» собратьев по перу, отразив суть своей среды, своего класса, а главное — суть института собственничества.

Самобытность Голсуорси, желание следовать лучшим образцам мировой литературы впервые проявились в романе «Вилла Рубейн» (1900), в котором прослеживается глубокое увлечение автора Тургеневым, сумевшим, по мнению английского реалиста, «довести пропорции романа до совершенства, ввести принцип отбора материала и достигнуть того полного единства частей и целого, которое создаёт то, что мы называем произведением искусства».

В 1906 г. был опубликован «Собственник», положивший начало форсайтовскому циклу, в который вошли романы «В петле» (1920), «Сдаётся в наём» (1921) и две интерлюдии «Последнее лето Форсайта» (1918) и «Пробуждение» (1920). Некоторые исследователи включают в «Сагу» трилогию «Последняя глава» и рассказ «Спасение Форсайта». Основную тему этих произведений автор определил как «набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников», т.е. на клан Форсайтов, чьё родословное дерево, созданное Голсуорси, печатается в каждом английском издании «Саги».

Родоначальник этой семьи — фермер из Дорсетшира Джолиан. Причём писатель не только выстраивает родство многочисленных отпрысков этой фамилии, даже не появляющихся на страницах его книг, но и даёт описание их профессий, указывает место жительства.

В одном из писем Голсуорси отметил, что им «руководит ненависть к форсайтизму». Писатель исследовал это явление целеустремлённо и весьма тщательно, ибо оно «точное воспроизведение целого общества в миниатюре», оплота Британской империи в эпоху королевы Виктории. Деньги для Форсайтов — «светоч жизни, средство восприятия мира», они всегда знают ценность вещей.

Собственность — основа существования, отсюда трезвый расчет в делах, «осторожность прежде всего», цепкость. Все эти черты типичны для среднего класса со своими особенностями, нормами поведения и с убогим стандартом оценок.

Дом на Бэйсуортер-Род Голсуорси не случайно назвал «Форсайтской биржей»: здесь обсуждались все вопросы политики, в частности события англо-бурской войны, столь ненавистной самому писателю, сфера финансов, весь комплекс отношений семьи с внешним миром подвергался анализу, вызывал споры и даже душевные переживания. Так, «биржа» осудила молодого Джолиана, избравшего непрестижную профессию художника и женившегося на гувернантке, которая была к тому же иностранкой. Форсайты могли спокойно сетовать на превратности судьбы этого изгоя, ибо он перестал быть членом их клана и опасности для семьи не представлял.

Иное дело Ирэн. Её любовь к архитектору Босини пробудила стремление к свободе, заставила молодую женщину отстаивать своё право поступать так, как ей диктуют чувства. Брак-сделка с Сомсом, в облике которого Голсуорси постоянно подгаживает нечто бесчеловечное, обнажает суть негативного влияния института собственности на человеческие души. Именно поэтому героиня романа пытается утвердить свою любовь, свободную от расчёта и синонимичную Красоте.

Этого Форсайты простить не могли. Не они выбрасывают Ирэн из семьи, а она, вопреки материальной заинтересованности, уходит, покушаясь на суть всего того, что этот клан проповедовал.

Институт брака — это коммерческая сделка, освящённая церковью. Бесприданница, воспитанная мачехой, Ирэн не смогла противостоять настойчивым домогательствам Сомса и, не любя, согласилась стать его женой. В этом — её трагедия.

Таким образом, Голсуорси приходит к обобщению распадающихся социальных отношений на фоне уходящей в прошлое викторианской Англии, которая представлена в романе целой галереей типов, исторически конкретных национальных образов клана Форсайтов. Этот клан мог «служить блестящим образцом той особой социальной сплочённости и устойчивости, которая делает семью столь мощной социальной единицей и как бы символом одного общества в целом».

Драматургическое наследие Голсуорси весьма обширно. Десять драм, опубликованных в период до 1917 г., посвящены раскрытию социальных противоречий.

Широко известны и теоретические работы английского реалиста: «Аллегория о писателе» (1909), «Туманные мысли об искусстве» (1911), «Искусство и война», в которых он отстаивает свои эстетические взгляды. Для Голсуорси искусство неразрывно связано с жизнью, а поэтому он всегда принципиально противостоял эстетизму.

9. Ирландец по происхождению, Бернард Шоу (1856 — 1950) родился в Дублине. Его родители рано разошлись, и юноше пришлось зарабатывать на жизнь собственным трудом. За короткий срок он сделал «головокружительную» карьеру: от разносчика до кассира. Но мысли Шоу были заняты мечтой о литературной карьере, и в двадцатилетнем возрасте он с маленьким саквояжем отправился к матери, дававшей уроки музыки в Лондоне.

Первые годы своего творчества Шоу посвятил написанию целого ряда прозаических произведений, которые, по его мнению, должны были принести славу и финансовый успех. Однако 60 издательств различных стран отвергли их.

Поскольку театральная критика на некоторое время стала для Шоу основной профессией, он возглавил борьбу за новую драму. «Хорошо сделанные пьесы», обычно сентиментально-любовного содержания, и шекспировские спектакли в убогой постановке были основой репертуара того времени. «Неистовый ирландец» отлично понимал, что требовались проблемная драматургия и новые герои, которые противостояли бы враждебной действительности.

«Независимый театр», возникший в Лондоне в 1891 г., стал для Шоу ареной борьбы за независимую драму. Для этого коллектива и был написан первый цикл его произведений под названием «Неприятные пьесы» («Дома вдовца», 1892; «Волокита», 1893; «Профессия миссис Уоррен», 1893 — 1894).

Уже название цикла, пронизанное сарказмом, говорит о том, что драматург собирается рассуждать о проблемах нелицеприятных. «Пьесы-дискуссии», как сам автор называл свои произведения, построены новаторски и начинаются с обширных предисловий, которые, подобно мощному прожектору, высвечивают нищету и бесправие, наживу и бесчеловечность. С убеждённостью публициста он рассуждает о здравоохранении и Армии спасения, о войне и милитаристах, о бойких капиталистах и растленных буржуа. Перед текстом пьес даются обширные ремарки с описанием времени и места действия, внешности и одежды персонажей, их отличительных характеристик. И только потом следует драма, как таковая, снабжённая обильными авторскими комментариями.

Уже в «Неприятных пьесах» проявились черты драматургического метода Шоу: острая дискуссионность; присутствие сильных героев, которые любыми возможными средствами добиваются положения в обществе, ибо слабых людей автор не приемлет; острая парадоксальность, выраженная не только в мыслях и высказываниях персонажей, но и в построении драматических конфликтов и ситуаций.

В «Приятных пьесах» («Оружие и человек», 1894; «Кандида», 1895; «Избранник судьбы», 1898; «Вы никогда не можете сказать», 1895) нравственные проблемы и скрытая ирония превалируют. Драматург обращается к парадоксу, выворачивает наизнанку прописные истины. Все эти драмы подчинены единой цели — осмеянию и обличению пороков общества, мнимой героики захватнических войн.

Герои пьес Шоу весьма неразборчивы в средствах для достижения своей цели, но автор никогда не осуждает их, а скорее поддерживает, оправдывает, ибо в обществе, в котором они живут, невозможно существовать иначе.

В период с 1905 по 1914 г. Шоу написал четырнадцать пьес: «Дилемма врача» (1906), «Вступающие в брак» (1908), «Разоблачение Бланко Поснета» (1909), "»Мезальянс» (1909), «Проблемы реальности» (1909), «Прелестный найдёныш» (1909), «Газетные вырезки» (1909), «Смуглая леди сонетов» (1910), «Первая пьеса фани» (1911), «Андрокл и лев» (1911), «Пигмалион» (1912), «Выше правил» (1912), «Екатерина Великая» (1913) и «Дом, где разбиваются сердца» (1915).

Последняя драма названа автором «фантазией в русском стиле на английские темы». Этим подчёркнуто творческое родство с Л. Толстым и Чеховым. Образ интеллигентного героя, несостоявшегося таланта характерен для русской драматургии рубежа XIX — XX вв. Ей свойственно гротескно-символическое восприятие мира, особое подводное течение, т.е. условный подтекст, когда за обыденностью происходящего скрывается крушение судеб людей. Все эти черты отличают и драму Шоу. Она отмечена глубоким психологизмом. Дом «сумасшедшего» капитана Шатовера, построенный, как корабль, становится символом Европы перед Первой мировой войной. Все персонажи живут в ожидании краха, в зыбкой, обманчивой и фальшивой атмосфере. Герои бесконечно одиноки, проникнуты чувством ожидания. Умные и образованные люди, населяющие странный дом, «бесполезны, опасны», их «следует уничтожить». Шатовер — изобретатель оружия уничтожения, топит своё отчаяние в вине и мечтает о возмездии. Недаром обитатели зажигают свет во всех комнатах, чтобы привлечь внимание немецких бомбардировщиков, ожидая конца света, но остаются жить...

В центре всех пьес Шоу — столкновение враждебных идеологий. Он без иллюзий, трезво смотрит на жизнь, охватывая в своих произведениях широчайший круг проблем: война, религия, право, патриотизм, политика, капитализм, эксплуатация, проституция, буржуазный брак и т.д. Творчество Шоу публицистично, ибо его драмы стали рупором общественной и политической мысли. Он не только великий новатор в области формы, но и реформатор общественно-этических понятий и принципов. «Неистовый ирландец» утвердил новый тип интеллектуальной драматургии, в которой акцент делается на напряжённых словесных поединках, диспутах, спорах. До сегодняшнего дня эти творения будоражат сознание зрителя и читателя, ибо Шоу вывел английский театр из тупика, открыл путь социальной проблематике, стоял у истоков сатирической драматургии XX в.

10.Лауреат Нобелевской премии Редьярд Киплинг (1865 — 1936) родился в Бомбее в семье хранителя научного музея, известного естествоиспытателя и рисовальщика. Образование получил в Англии, затем возвратился в Индию, где стал сотрудником одной из провинциальных газет. Писатель известен как представитель «литературы действия» — составной части неоромантизма, провозгласившего культ мужественного оптимизма, жизнелюбивого мироощущения и воспевавшего энергичные поиски самостоятельных решений.

«Железный Редьярд», так уважительно называли его современники, в основу творчества положил широко известный принцип Стивенсона: «Быть верным факту и трактовать его с добрым намерением».

В 1886 г. появился первый поэтический сборник Киплинга «Чиновничьи песни и стихи», который сразу привлёк внимание читателей, но всемирную славу автору принесли сборники «Казарменные песни» (1892), «Семь морей» (1896) и «Пять наций» (1903). По своему стилю произведения Киплинга близки английским народным песням и балладам, насыщены грубоватым юмором и просторечием, их ритмика чётко организована, а язык сочен и образен. Поэт рассказывает нам об обыденных событиях и обычных людях, об их поведении в жизни и на фронте.

Среди многих произведений Киплинга выделяется поэма «Мэри Глостер», в которой книжные представления о жизни противопоставляются реалиям суровым и жестоким. Для киплингского героя самое важное — воля, железная решимость не смириться с роковыми обстоятельствами, даже с приближающейся смертью.

Киплинг-прозаик не менее известен, чем Киплинг-поэт. Первый сборник «Простые рассказы с гор» был опубликован в 1887 г., затем появились «Три солдата» (1888), «Рикша-призрак и другие рассказы» (1889). Они привлекли читателя небывалой экзотикой, великолепным знанием (до мелочей) того, о чем поведал писатель.

Киплинг знал Индию не понаслышке. Работая в газете, он имел возможность собрать богатейший фактический материал о деятельности тамошней английской администрации, об истинном положении туземцев, о жизни колониального «света», о зверских пытках и злоупотреблениях. Колония предстала в его рассказах не тропическим раем, а страной, где люди умирали от ран и лихорадки, где жалили змеи и кусали пантеры, где стояла немыслимая жара, весьма непривычная для европейцев, где человек тосковал и страдал, угнетённый не только властями, но и чувством собственного одиночества.

Наиболее известными произведениями Киплинга являются детские сказки, составившие два тома («Книга Джунглей", 1894 — 1895; «Так себе сказки», 1902). В их основу положен богатый индийский фольклор и выдумка, которая, по словам К. Паустовского, «была полна правдоподобия». Наиболее захватывающий рассказ — это история человеческого детёныша Маугли, воспитанного волками, медведем Балу, бесстрашной пантерой Багирой, питоном Каа. Борьба Маугли против коварного Шер-Хана, завоевание им уважения и признания среди друзей-животных воспринимаются маленькими читателями как вечная тема борьбы добра со злом. Киплинг наделяет зверей человеческими чертами, эзоповым языком повествует о том, как существуют люди в мире джунглей. Сказки полны экзотических экстремальных ситуаций, держат в постоянном напряжении. Самоотверженный Рикки-Тикки-Тави, боровшийся с грозными кобрами, Кот, который гулял сам по себе, горбатый Верблюд, любопытный Слонёнок — эти и многие другие герои киплингских сказок стали хрестоматийными.

Писатель пробовал свои силы во многих жанрах. В первом романе «Свет погас» (1890) Киплинг обратился к весьма популярной теме литературы рубежа веков — судьбе художественно одарённого человека. Несомненно, в этом произведении Киплинга сказалось увлечение философией Ницше, ибо его герой — сильная личность, превозмогшая не только все препятствия, но и самого себя.

Эти идеи характерны и для второго романа «Отважные мореплаватели» (1897), в котором писатель прославляет доблестный труд простых моряков, со знанием дела рисуя все мелочи жизни на корабле, раскрывая психологию и простого матроса, и капитана шхуны.

«Ким» (1901) — самый известный из романов художника, ибо он в некотором роде положил начало жанру «шпионского» детектива в английской литературе. История сироты Кима, выросшего в Индии, отмечена романтикой игры, приключений. Он смел, умеет выполнить любое задание англичан, наделён даром разведчика. Вся его деятельность проходит на фоне великолепных индийских пейзажей, обычаев, верований.

Более поздние сборники рассказов «Действие и противодействие» (1909), «Самые разные люди» (1917), «Рассказы о суше и море» (1923), «Дебет и кредит» (1926) повествуют о жизни маленьких людей, их проблемах, воспевают труд, волю, способность выстоять в тяжёлых условиях.

В годы англо-бурской и Первой мировой войн Киплинг бывал на фронте, стремясь своими выступлениями поднять дух британских солдат. Попытки эти были так же наивны, как и искренняя вера писателя в могущество великой Британии. Эта историческая ошибка многое объясняет в противоречиях мировоззрения «железного Редьярда». С одной стороны, он талантливый художник, владеющий мастерством, а с другой — «Киплинг смело и ревниво верит в высшую культурную миссию своей родины и закрывает глаза на её несправедливости» (А.И.Куприн).

11.Настоящее имя писателя Джозефа Конрада (1857 — 1924) — Теодор Юзеф Конрад Коженевский, и по происхождению он поляк, сын сосланного в Вологду повстанца. С детства Конрада тянуло к морю. Из Польши он уезжает в Марсель, чтобы наняться матросом на парусное судно, потом переходит в торговый английский флот, где дослуживается до звания капитана дальнего плавания. В 1884 г. принимает британское подданство. В одном из плаваний Конрад заболевает тропической лихорадкой, и это вынуждает его подать в отставку и сойти на берег.

Знавший несколько иностранных языков, Конрад довольно поздно в совершенстве овладел английским, и в первыx произведениях выглядит для истинных британцев писателем-иностранцем: заметно неправильное построение фраз, встречаются архаизмы, ощущается чрезмерное стремление обогатить текст разнообразными эпитетами.

В литературе Конрад дебютировал довольно поздно — в 36 лет. Признание к нему пришло очень быстро как к писателю-маринисту. Странствия по морям и океанам, путешествия в Африку и Азию снабдили писателя материалом и богатыми, но крайне противоречивыми впечатлениями.

Его герои часто попадают в экстремальные условия, которые требуют от них отваги, мужества, подвига. Эти люди страдают, остро переживают любовь, измены, столкновения с дикой природой и человеческой подлостью. Служба на флоте явилась для Конрада хорошей школой жизни. Когда он пишет о моряках, то делает это с такой профессиональной точностью, что у читателя не возникает сомнения в истинности происходящего.

Его описания сродни импрессионистским зарисовкам, писатель знал многих живописцев этой школы и высоко ценил их искусство. В его произведениях особое внимание уделяется моментальным впечатлениям, оттенкам, нюансам, полутонам, точному выбору лексики и отдельного слова, несущего на себе особую эмоциональную нагрузку в тщательно выстроенной конструкции. Отсюда вытекает основной эстетический принцип художника — стремление к синтезу искусств: живописи, музыки, скульптуры, литературы.

В романе «Негр с "Нарцисса"» (1897) и сборнике «Рассказы о непокое» (1898) Конрад нарисовал мужественных туземцев, сражающихся за независимость. Эти люди сохраняют честь и достоинство — качества, не свойственные европейским завоевателям. Уже в первых книгах писателя очевиден разрыв между личной и общественной моралью, постановка жгучих нравственно-этических проблем.

Роман «Лорд Джим» (1894) принёс Конраду настоящую славу. Герой произведения, молодой моряк, поставлен перед сложным выбором. Вместе с другими он покинул тонущий корабль, на котором остались люди. Шкипер — единственный человек, испытывающий муки совести. Все остальные сумели уйти от юридической ответственности, а Джим предстаёт перед судом, надеясь, что юристы смогут выяснить причину злодеяния. Описывая ход разбирательства, Конрад не только критикует бесчестное поведение командного состава судна «Панта», но и разоблачает суть британского правосудия, которое явно не стремится к истине.

Повесть «Тайфун» (1902) принесла Конраду широкую популярность и даже стала для англичан своеобразным символом выживания нации. Они сравнивали корабль, оказавшийся в бушующем океане, с любимой отчизной. В этом произведении повествуется о сражении судна под командованием капитана Мак-Вира с разбушевавшейся стихией. Благодаря его личному мужеству, выносливости, умению организовать и подбодрить в тяжелую минуту людей корабль держится на плаву, побеждает слепую природу. Конрада поглощает сама идея борьбы с роком, судьбой перед лицом смертельной опасности. С точки зрения писателя настоящий человек, которому присущи духовная одержимость и бойцовские качества, никогда не пасует в пограничной ситуации и может потерпеть поражение только в нравственном аспекте (идеи, близкие экзистенциалистам XX века).

Роман «Ностромо» (1904) — своего рода антиутопия. Действие происходит в придуманном Конрадом южноамериканском государстве Констаган, где царят жестокая диктатура и произвол властей, что, естественно, вызывает недовольство коренных жителей и приводит к восстанию. Но Конрад остаётся верен идее, что предназначение человека трагично, что ему, в конечном счёте, уготовано одиночество, и поэтому Ностромо, возглавивший революционное выступление, гибнет.

Сборник «Сухопутные и морские рассказы» (1912) и роман «Победа» (1915) убеждают читателя, что только вдали от цивилизации может быть сохранена истинная человечность. Широко известен Конрад и как литературный критик (писал о Доде, Мопассане, Франсе, Голсуорси, Тургеневе).

12.Оскар Уайльд (1854 — 1900), сын ирландского хирурга, удостоенного за выдающиеся заслуги в медицине титула баронета, и англичанки-поэтессы, еще с детских лет впитал в себя артистичность, любовь к древнегреческой и римской культуре, приобщился в литературном салоне матери к атмосфере богемы и экстравагантности.

Уайльд ознаменовал свое вступление в литературу изданием «Стихотворений» (1881), в которых ярко проявляются стилевые особенности импрессионизма. Окружающий мир (сад, море, утренний пейзаж, набережная реки, вид разбушевавшейся стихии) был для поэта источником мгновенно возникающих впечатлений с тщательно подобранной гаммой «сине-золотого пейзажа», «желтого и густого» тумана». Подобное сочетание цветов весьма характерно для картин французских импрессионистов, писавших английские пейзажи, например Писсарро.

Ещё за студенческие стихи Уайльд получил высшую награду и почётное звание профессора эстетики, что дало ему право выступить в США с циклом лекций. После турне выходит в свет первое сценическое произведение «Вера, или Нигилисты» (1882), которое по жанру можно определить как псевдоисторическую мелодраму, посвящённую борьбе русских «нигилистов» с самодержавием. Сюжет её исключительно наивен и надуман.

По возвращении из Америки Уайльд уехал в Париж, закончил там драму «Герцогиня Падуанская» и в 1893 г. издал её в США; успеха она не имела. В 1887 — 1889 гг. писатель редактировал журнал «Женский мир» и опубликовал целый ряд рассказов: «Преступление лорда Артура Сэвилла и другие рассказы», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер».

Сказки Уайльда, составившие сборники «Счастливый Принц и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891), вводят нас в мир оживающих статуй, карликов, великанов, волшебников, принцев и принцесс. Но созданное автором не похоже на то, что в литературоведении принято считать устно-поэтическим жанром с установкой на вымысел. Уайльд глубоко субъективен в изображении объективной реальности, которая всё же вторгается в его произведения, заставляет морализировать, чётко отделять добро от зла, алчность от бескорыстия, слагать гимн Счастливому принцу и Ласточке, Маленькому Гансу и Рыбаку.

Период активной критико-журналистской работы Уайльда заканчивается на рубеже 1880 — 1890 гг., и, можно сказать, к этому времени завершается процесс «внутреннего брожения» в его понимании природы прекрасного и функций искусства. Художник словно подытоживает предыдущие поиски и переходит к изложению своих собственных взглядов, которые оформились в ряде сочинений Уайльда-мыслителя, увидевших свет в 1891 г.; важнейшие из них — книга статей и диалогов «Замыслы», состоящая из ранее опубликованных трактатов, эссе «Душа человека при социализме» и краткое предисловие к роману «Портрет Дориана Грея».

С точки зрения Уайльда, реализм всегда обречён «на полный провал», и поскольку жизнь уродлива, безобразна, антиэстетична, то художник предпочитает набросить на неё покрывало, чтобы потом оживить его красками своей неуёмной фантазии.

Противоречия во взглядах Оскара Уайльда нашли своё отражение в его лучшем творении — философско-символическом романе «Портрет Дориана Грея» (1891), сюжет, образы, эпизоды которого, на первый взгляд, призваны подтвердить мысль, что искусство выше жизни, а красота превыше морали. Цель Уайльда — «стать зрителем собственной жизни». Своего рода театральный взгляд на реальность, её превращение в гротескную сценическую площадку — характерные черты мировосприятия писателя.

История жизни Дориана Грея, отдавшего душу дьяволу (тема, заимствованная у бессмертного Гёте), весьма поучительна.

Не желая распрощаться с молодостью и красотой, любуясь собственным изображением, он однажды восклицает: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас!» Фантастическая мысль автора разрешает этому пожеланию исполниться: Дориан навсегда остаётся внешним воплощением красоты, но чудовищные преступления, совершаемые героем, — предательство, убийство художника Бэзила — меняют портрет до неузнаваемости. Он становится символом моральной деградации Грея.

Моральное падение Дориана происходит под непосредственным «руководством» лорда Генри, человека незаурядного, в уста которого автор вкладывает многие из собственных парадоксальных суждений.

Страсть Уайльда к парадоксам — это единственный шанс выжить в мире лицемеров. Но не следует забывать, что любая идея не только увлекает за собой других, но и приводит их к гибели. Усвоивший философию «нового гедонизма», Дориан Грей в погоне за наслаждениями, новыми впечатлениями теряет всякое представление о добре и зле, попирает христианскую мораль. Произведение искусства для него значительнее, чем реальная жизнь. Так, встретив актрису Сибилу Вейн, Дориан полюбил не живую женщину, а шекспировских героинь, которых она талантливо воплощала на сцене. Но Сибила познала настоящую любовь и уже не сумела изображать не тронутых страстью непорочных девственниц, и тогда герой Уайльда быстро разочаровался в ней, что привело девушку к самоубийству. Узнав о смерти бывшей возлюбленной, Грей спокойно отправляется в оперу, чтобы послушать знаменитую итальянскую певицу Патти. Тем самым писатель ставит красоту выше нравственности. Однако объективный смысл романа опровергает это утверждение.

История жизни и смерти Дориана Грея становится осуждением гедонизма, нравственного нигилизма и индивидуализма.

Пытаясь окончательно покончить с муками совести, символом которой является портрет, герой убивает себя. Конечный вывод произведения Уайльда, по существу, заключён в словах: «Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу».

Драматургия Оскара Уайльда — особая страница его творчества. 1894 — 1895 годы были ознаменованы постановкой знаменитых комедий: «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным». Для английского театра они явились свежей струёй, вобрав в себя лучшие традиции эпохи Реставрации и Шеридана. В этих пьесах проявились две особенности художественной манеры писателя: первая — остромётная ирония, блеск сатирических характеристик столпов английского высшего света, который Уайльд прекрасно знал, вторая — умение повернуть драматические сюжеты комической стороной.

1895 год оказался роковым для Оскара Уайльда. После суда по обвинению в безнравственности он был заключён в Редингскую тюрьму (Лондон). В камере номер 33 родилась знаменитая "Баллада Редингской тюрьмы" (1895). Ее герой — юноша, приговорённый к смертной казни за убийство неверной возлюбленной. Житейская трагедия даёт Уайльду повод для горьких раздумий о роке и судьбе:

Собственная жизнь для писателя была своего рода творчеством, он писал её как особый трагедийный сюжет. Может, именно поэтому его последняя исповедь утверждает, что страдания — «единственный путь к совершенству». Умер художник в полном одиночестве, в жалких меблированных комнатах в Париже.

 

Литература стран Западной Европы в 20 веке