Тема 15. Международное воздушное и космическое право

1. Международное воздушное право как отрасль международного права.

2. Международные полеты и режим воздушного пространства. «Свобода воздуха».

3. Международное космическое право как отрасль международного права.

4. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.

5. Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов.

6. Ответственность за вред, причиненный космическими объектами.

 

1. Международное воздушное право - совокупность принципов и норм, устанавливающих порядок использования воздушного пространства над государствами и международными территориями, правила безопасности полетов и перевозки пассажиров и грузов.

Это право базируется на общих принципах современного международного права. Вместе с тем в систему норм воздушного права входят также специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной гражданской авиации в целом.

Основным специальным принципом международного воздушного права является принцип полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством. С точки зрения юридической природы воздушного пространства, его можно разделить на два вида: "суверенное воздушное пространство" и "международное воздушное пространство". К первому виду относится пространство, находящееся над территорией суверенного государства; ко второму - воздушное пространство над открытым морем, международными проливами и Антарктикой. В отношении последнего вида территорий действует принцип свободы полетов воздушных судов всех государств.

Третьим специальным принципом международного воздушного права является принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры, среди которых: Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Римская конвенция, касающаяся унификации правил в отношении предупредительного ареста воздушного судна 1933 г., Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил в отношении помощи и спасания воздушных судов на море 1938 г. Однако наиболее важным документом в этой отрасли является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.

 

2. Международные воздушные передвижения регулируются международными договорами по международному воздушному праву и национальным законодательством. Исходя из принципа полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство, каждое государство устанавливает порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное пространство. Разрешение необходимо как для регулярных, так и для нерегулярных международных полетов.

Международным полет - это полет, при котором воздушное судно должно пересечь границы более чем одного государства. Международное воздушное право не содержит единообразных правил относительно порядков влета на территорию государства или вылета с его территории воздушных судов иностранных государств. Такие вопросы относятся к внутренней компетенции государств.

Для осуществления международных полетов государства или заключают соглашения, дающие право осуществлять такие полеты на весь период действия соглашений, или получают разовые разрешения, выданные специальными органами государства.

Международные полеты осуществляются регулярно, т.е. по расписанию, или нерегулярно, вне расписания (чартерные или дополнительные рейсы). В соглашениях или разрешениях указываются маршруты полетов иностранных воздушных судов и "ворота" в государственной границе, через которые позволяется вход в воздушное пространство.

Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором зарегистрированы. Любое воздушное судно не может быть зарегистрировано в двух или более государствах. Регистрация осуществляется по правилам государства регистрации. О регистрации свидетельствуют национальные и регистрационные знаки. Каждое воздушное судно должно иметь на своем борту свидетельство о регистрации, удостоверение о пригодности к полетам, бортовой журнал, разрешение на бортовую радиоаппаратуру, список пассажиров, а во время грузовых перевозок - декларацию на груз.

Согласно Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна 1963 г. юрисдикцию в отношении преступлений или других действий на борту воздушного судна осуществляет государство регистрации. Но если преступление повлекло последствия для другого государства, или преступление совершено в отношении его гражданина, юрисдикцию может осуществлять это другое государство, т.е. судить правонарушителя могут оба государства - и государство регистрации, и государство, в воздушном пространстве которого находится воздушное судно. При бедствии воздушного судна государство, над территорией которого это произошло, принимает меры по оказанию помощи данному воздушному судну. В случае происшествия с воздушным судном над территорией иностранного государства последнее назначает расследование обстоятельств такого события. Чикагская конвенция подтверждает принцип недискриминации в отношении применения правил о воздушных передвижениях к судам всех государств без исключения.

На летательные аппараты также распространяются правила, касающиеся морских судов в открытом море, а именно: свобода полетов над открытым морем, борьба с пиратством, право на осмотр, преследование по горячим следам.

Правила полетов над Антарктикой в соответствии со ст. VI Договора об Антарктике аналогичны правилам полетов над открытым морем.

Общее право на осуществление коммерческой деятельности в воздухе делится на соответствующие категории, имеющие название «свободы воздуха». Сначала максимальный объем коммерческой деятельности, за который велась конкурентная борьба между крупнейшими авиационными государствами, состоял из пяти «свобод воздуха», впоследствие этот перечень был дополнен и на сегодняшний день выделяют девять таких свобод:

1) право транзитного беспосадочного полета на территории государства, которое предоставило такое право;

2) право транзитного полета с посадкой в некоммерческих целях (т.е. без принятия на борт или высадки пассажиров, погрузки или выгрузки грузов и почты, взятых на борт воздушного судна на территории государства, национальность которого имеет судно);

3) право высаживать в иностранном государстве пассажиров и выгружать грузы и почту, взятые на борт в государстве регистрации воздушного судна;

4) право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию государства, национальность которого имеет воздушное судно, а также адресуемые туда груз и почту;

5) право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда груз и почту, и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, направляющихся с любой территории, в государстве-партнере по соглашению;

6) право на осуществление перевозок пассажиров, грузов и почты между третьими странами через свою территорию;

7) право на осуществление перевозок пассажиров, груза и почты между третьими странами, минуя территорию государства, чью национальность имеет воздушное судно;

8) каботаж, т.е. авиаперевозки между пунктами, расположенными на территории одного и того же государства. Иногда каботаж разделяют на:

- последовательный каботаж (непосредственно «восьмая свобода») – право осуществлять внутренние перевозки на соответствующей линии международной авиалинии;

- автономный каботаж («девятая свобода») – право осуществлять внутренние перевозки по маршруту, который полностью проходит над территорией иностранного государства.

Предоставление иностранному воздушному судну любых коммерческих прав, включающих право на выполнение полетов над территорией государства, является исключительной компетенцией этого государства. Реализация этого права осуществляется, с одной стороны, в законодательном порядке, а с другой, - при помощи заключения государством двустороннего соглашения с другим государством. Соглашения могут быть следующего типа:

1. Типовое соглашение о временных воздушных маршрутах («Чикагский тип»), разработанное в пределах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которое воспроизводит принципы Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Такое соглашение должно содержать обязанности сторон устанавливать между ними международные гражданские воздушные маршруты, давать четкое описание этих маршрутов, аэропортов, а также перечень коммерческих прав, предоставляемых воздушным судам.

2. Типовое соглашение административного и технического характера ("Страсбургский тип"), которое, кроме положений соглашений "Чикагского типа", вводит дополнительные положения относительно тарифов, свободного перевода доходов от эксплуатации линий, порядка консультаций между национальными ведомствами гражданской авиации.

3. Соглашение о воздушном сообщении ("Бермудский тип") включает в себя основные положения "Чикагского типа" и подробно регламентирует условия эксплуатации воздушных сообщений, особенно в части установления тарифов и распределения объемов перевозок с их утверждением национальными учреждениями гражданской авиации.

 

3. Международное космическое право - это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.

Возникновение и формирование международного космического права непосредственно связано с запуском Советским Союзом 4.10.1957 г. первого искусственного спутника Земли. Процесс правотворчества в сфере международного космического права опирается в первую очередь на работу специального международного органа - Комитета ООН по вопросам использования космического пространства в мирных целях (ЮНКОПУОС). В декабре 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 1721, в который были изложены основные направления дальнейшего развития международного космического права. Кульминацией резолюции стали Декларация о правовых принципах, регулирующих деятельность государств в сфере исследования и использования космического пространства и принятие четырех многосторонних договоров: Договора о принципах деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. (далее Договор о космосе 1967 г.); Соглашения о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запускаемых в космическое пространство (1968 г.); Конвенция о международной ответственности за вред, причиненный космическими объектами (1972 г.); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.). Кроме того, в 1979 г. было принято Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Фактически общепринятые нормы международного космического права распространяются на все государства и создают для них определенные права и обязанности независимо от степени их активности в области космической деятельности.

 

4. Общая структура международного космического права изложена в Договоре о космическом пространстве 1967 г. В соответствии с этим Договором космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом и не может быть присвоено каким-либо государством будь то путем провозглашения на них суверенитета, либо то путем использования или оккупации, либо любыми другими средствами.

Исследование и использование космического пространства должно осуществляться во благо всех стран. Деятельность в космическом пространстве не должна повлечь за собой загрязнение среды Земли или небесных тел. Согласно ст. 4 Договора о космосе 1967 г. Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях, т.е., на них запрещается создание военных баз, сооружение укреплений, испытание любых видов оружия. Государства должны информировать о своей деятельности в космическом пространстве.

Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве нуждается в разрешении соответствующего государства. Международное право не возлагает на государства ответственность за действия частных лиц, но согласно ст. 6 государства-участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая деятельность неправительственных юридических лиц.

Сами небесные тела и их ресурсы провозглашены общим наследием человечества, что, естественно, предусматривает установление соответствующего международного правового режима в интересах всех государств независимо от степени их экономического и научного развития. При исследовании и использовании Луны государства должны соблюдать сложившееся на ней природное равновесие, при этом избегать ее вредного загрязнения. Государства могут размещать на Луне свой персонал экспедиций, аппараты, оборудование, станции, сооружения, установки, находящиеся под национальной юрисдикцией.

В международном космическом праве пока еще нет договорных норм, устанавливающих различие между воздушным и космическим пространством.

 

5. В соответствии со ст. 8 Договора о космосе 1967 г. право собственности на объекты, запущенные в космическое пространство, во время нахождения их в космическом пространстве, или после возвращения на Землю остается неприкосновенным; объекты, обнаруженные за пределами государства, их запустившего, должны быть возвращены ему. Эти положения были уточнены в ст. 12 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., которым установлено, что юрисдикция государства распространяется не только на космические аппараты и персонал, но и на оборудование, установки, станции, сооружения на Луне. Однако в чрезвычайных ситуациях государство - участник Соглашения может использовать оборудование, установки, станции, сооружения на Луне, немедленно уведомляя об этом заинтересованное государство или Генерального секретаря ООН.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.), каждое государство, собирающееся запустить космический объект, должно регистрировать его в соответствующем реестре. В случае запуска объекта двумя или более государствами, они должны решить, какое из них зарегистрирует объект.

Регистрация может быть национальной и международной. Национальная регистрация, порядок которой определяет само государство, - обязательна. Об учреждении реестра следует информировать Генерального секретаря ООН. Данные о наименовании запускающего государства, обозначение объекта, дата и место запуска, назначение, параметры орбиты заносятся Генеральным секретарем ООН в международный Реестр, и являются открытыми для любого государства.

Космонавты, согласно ст. 5 Договора о космосе 1967 г. - это посланцы человечества в космос. Любой человек, находящийся на Луне, рассматривается как космонавт. Государства должны оказывать космонавтам помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и немедленно возвращены государству, в реестр которого занесен их космический объект.

Государства должны немедленно информировать об установленных явлениях в космосе, которые могут быть опасны для жизни и здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве остается под юрисдикцией государства, в реестр которого он занесен.

 

6. Ответственность в случае нарушения норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществлял космическую деятельность. Когда деятельность в космосе осуществляется международной организацией, то солидарную ответственность несут как сама международная организация, так и государства - члены этой организации. Если в случае правомерной космической деятельности наносится ущерб иностранному государству или его физическому или юридическому лицу, то обязанность возмещения возлагается на государство, которое осуществляет или организовывает запуск космического объекта, а также на государство, с территории или установок которого осуществляется запуск.

Порядок реализации материальной ответственности регулируется Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., которая включает в понятие ущерба лишение жизни, телесные повреждения или другой подрыв здоровья или уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц, или имущества международных (межправительственных) организаций (ст. 1). Эта ответственность имеет объективный характер в случае причинения ущерба на поверхности Земли или воздушном судне во время полета. Ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом одного государства космическому объекту другого государства в любом месте, кроме поверхности Земли, несет государство только в случае, если ущерб причинен по его вине.