Часть III Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. непосредственно связывает толкование положений договоров с их соблюдением и применением.

Статья 26 Конвенции, «Pacta sunt servanda», гласит, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ними добросовестно выполняться.

Статья 27, также посвященная соотношению договоров, устанавли­вает:

1. Государство — участник договора не может ссылаться на поло­жения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыпол­нения этого договора.

2. Международная организация не может ссылаться на правила данной организации для невыполнения этого договора.

3. Нормы, содержащиеся в предыдущих пунктах, действуют без ущерба для ст. 46.

Статья 46 Конвенции предусматривает возможность ссылки госу­дарства или международной организации на недействительность для них договора, когда речь идет о явном нарушении особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать до­говоры, или о явном нарушении особо важного правила международной организации, касающегося ее компетенции заключать договоры.

Раздел 2 этой части Конвенции, посвященный применению дого­воров, содержит ст. 28—30. Первая из них устанавливает, что договоры не имеют обратной силы, если иное не вытекает из договора или не установлено иным образом. Согласно ст. 29, договор обязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории, если иное не закреплено договором или не установлено иным образом. Ста­тья 30 касается применения последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу. В этих статьях подробно рассматриваются ситуации, касающиеся применения предшествующе­го и последующего договоров, относящихся к одному и тому же вопро­су, их участниками (государствами и международными организация­ми). Отметим, что п. 6 ст. 30 предусматривает важное положение о том, что в том случае, если обязательства по какому-либо договору окажут­ся противоречащими Уставу ООН, то преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Таким образом, толковаться должны положения действующих, т.е. действительных в соответствии с международным правом, договоров, которые его участники должны добросовестно соблюдать и применять в своих взаимоотношениях.

Наконец, раздел 3 этой части Конвенций 1969 и 1986 гг., «Толкование договоров», содержит ст. 31—33. Следует при этом подчеркнуть, что если статьи Конвенции 1986 г. учитывают в час­тях, посвященных соблюдению и применению положений договоров, определенную специфику международных организаций — участников договоров, то положения разделов об их толковании обеих конвенций полностью идентичны, что вполне естественно.

Статья 31 этого раздела, названная «Общее правило толкова­ния», гласит:

1. Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и цели договора.

2. Для целей толкования договора контекст охватывает кроме текс­та, включая его преамбулу и приложения:

a) любое соглашение, относящееся к договору, которое было до­стигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора;

b) любой документ, составленный одним или несколькими участ­никами в связи с заключением договора и принятый другими участни­ками в качестве документа, относящегося к договору.

3. Наряду с контекстом учитываются:

a) любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений;

b) последующая практика применения договора, которая устанав­ливает соглашение участников относительно его толкования;

с) любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками.

4. Специальное значение придается термину в том случае, если установлено, что участники имели такое намерение.

Статья 32 — «Дополнительные средства толкования» — предусмат­ривает, что возможно обращение к дополнительным средствам толко­вания, в том числе к. подготовительным материалам и к обстоятельствам заключения договора, чтобы подтвердить значение, вытекающее из ст. 31, или определить значение, когда толкование в соответствии со ст.31:

a) оставляет значение двусмысленным или неясным; или

b) приводит к результатам, которые являются явно абсурдными или неразумными.

Наконец, ст. 33 касается толкования договоров, аутентичность текста которых была установлена на двух или более языках. В этой статье, в частности, устанавлено, что текст договора, аутентичность которого была установлена на двух или более языках, имеет одинако­вую силу на каждом из них, если договором не предусматривается, или его участники не договорились, что в случае расхождения между этими текстами преимущественную силу будет иметь какой-либо один опре­деленный текст.

Таковы общие и специальные условия толкования положений до­говоров в соответствии с Венскими конвенциями 1969 и 1986 гг., т.е. договоров между государствами, а также договоров между государст­вами и международными организациями или между последними. За указанными пределами находятся лишь устные, так называемые джентльменские, соглашения между государствами.

Кроме того, особое значение имеет толкование норм общего меж­дународного права, каковые являются в своей основе нормами обычно правовыми. Но когда в современных условиях такие нормы кодифи­цированы в универсальных международных конвенциях, касающихся тех или иных сфер международного общения (например, в Конвенции ООН по морскому праву), или устанавливаются путем разработки и заключения универсальных международных договоров (например, в сфере космического права), то в конечном счете речь опять же идет о толковании таких международных договоров.

В иных же случаях нормы общего международного права могут толковаться международным сообществом государств в лице Органи­зации Объединенных Наций и ее Генеральной Ассамблеи. Когда такой акт принимается единодушно, на основании консенсуса, то он приоб­ретает силу аутентичного толкования, как это имело место, в частности, применительно к вышеупомянутой Декларации о принципах между­народного права 1970 г. В свою очередь, право толкования некоторых норм общего международного права, касающихся, в частности, ситуа­ций угрозы международному миру, нарушений мира и актов агрессии, принадлежит Совету Безопасности ООН и осуществляется им от имени международного сообщества государств.

В общем и целом вопрос о толковании норм международного права является одним из важнейших вопросов международного права вообще и права международных договоров в частности.

 

6.Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязанности. Однако приобретенные по договору права, обязательства или юридический статус его участников, возникшие в результате выполнения договора, сохраняются и после его прекращения, если эти права или статус не были отменены впоследствии другими договорами или новой императивной нормой международного права. Все способы прекращения международных договоров можно разделить на волевые (расторжение) и автоматические.

К волевым способам относятся: отмена (пообщему соглашению его участников); денонсация; новация (пересмотр или ревизия прежнего договора); аннулирование (односторонний отказ государства от заключенного им договора).

К автоматическим способам прекращения международных договоров относятся: истечение срока; наступление отменительного условия; исчезновение субъектов договора; гибель договорного объекта; появление новой императивной нормы общего международного права; возникновение войны между государствами-контрагентами и др.

Приостановление означает временный перерыв в действии и применении международного договора. В этот период его участники освобождаются в отношениях между собой от обязательств выполнять договор. В остальном приостановление не влияет на правовые взаимоотношения участников, определенные договором. В частности, в период приостановления договора они должны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора.

 

 

Тема 6. Право международных организаций

1. Международные организации: понятие, классификация.

2. Юридическая природа международных организаций, их компетенция.

3. Международные конференции, понятие и порядок их действия.

4. Организация Объединенных Наций: история создания, цель и принципы.

5. Европейский Союз: история создания, цель и принципы.

6. Содружество Независимых Государств (СНГ).

 

1. Современные международные отношения характеризуются постоянным расширением сфер взаимодействия государств, поэтому все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из таких сравнительно новых организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.

Право международных организаций - отрасль современного международного права, состоящая из правовых норм, регулирующих вопросы создания, структуры и деятельности межгосударственных организаций.

Международная организация- это объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенной цели, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом.

Для международной организации характерны следующие признаки:

а) членство государств;

б) договорная основа;

в) наличие определенной цели;

г) система постоянно действующих органов;

д) обладание качеством международной правосубъектности;

е) соответствие международному праву.

Классификация международных организаций может проводиться по различным признакам.

1. По характеру членства:

1.1. межгосударственные (межправительственные) и неправительственные.

а) по кругу участников межгосударственные (межправительственные) организации подразделяются на: универсальные, открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация Африканского Единства (ОАЕ), Европейский Союз (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ) и другие);

б) межгосударственные организации подразделяются также на организации общей (ООН, ОАЕ, СНГ) и специальной компетенции (Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.);

1.2. неправительственные (Международный Комитет Красного Креста (МККК));

2. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить: межгосударственные и наднациональные (надгосударственные) организации (ЕС).

3. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые и закрытые.

 

2.Все международные организации по их юридической природе можно разделить на межгосударственные (межправительственные) организации, межгосударственные организации, обладающие элементами наднациональности, и международные неправительственные организации.

Членами межгосударственных (межправительственных) организаций являются государства. Эти организации, как правило, учреждены на основе многостороннего международного договора особого рода; постановления, принимаемые органами таких организаций, делятся на обязательные решения по внутриорганизационным вопросам и рекомендации по основным вопросам сотрудничества в рамках организаций. Одним из важнейших принципов деятельности международных организаций является принцип суверенного равенства государств-членов (один голос в высшем органе). Но есть организации, где формула "одно государство - один голос" заменена системой "взвешенных голосов", когда количество голосов определяется размером его взноса в бюджет организации ("Банк", "Фонд", "МАР", "МФК").

В особую группу международных организаций необходимо выделить межгосударственные организации, органы которых имеют право принимать большинством голосов обязательные решения, имеющие на территории государства одинаковую силу наряду с его внутренним законом (например ЕС). Межгосударственные организации с универсальным членством не обладают элементами наднациональности. Но в будущем, в связи с необходимостью решения глобальных проблем, элементы наднациональности могут появиться и у межгосударственных организаций универсального характера. Именно с их помощью будет обеспечиваться единство общеобязательного поведения государств, столь необходимое для успешного решения глобальных проблем современности.

Виды компетенции международной организации:

а) предметная компетенция определяет круг вопросов, которые подлежат ведению организации; она может быть не только непосредственно предусмотрена в учредительном акте, но и подразумеваться в положениях соответствующего учредительного акта (так называема "компетенция, которая подразумевается").

б) юрисдикционная компетенция определяет юридическую силу актов по вопросам, входящим в предметную компетенцию организации.

 

3.Международная конференция представляет собой собрание официальных представителей двух или более государств для обсуждения тех или иных вопросов, затрагивающих интересы этих государств. По сравнению с международными организациями, являющимися постоянными органами государств, международные конференции - это временные коллективные органы государств-участниц.

Уровни международных конференций (в зависимости от важности вопросов или от степени их готовности):

а) совещания глав государств и глав правительств;

б) совещания министров иностранных дел;

в) обычные международные конференции, где каждое государство назначает любое лицо в качестве главы делегации;

г) совещания экспертов и др.

Виды международных конференций:

1) конференции, созываемые международными организациями;

2) конференции, созываемые государствами вне рамок международных организаций.

В настоящее время большинство международных конференций проходит по инициативе и под эгидой международных организаций. Открывает международные конференции, как правило, представитель соответствующей международной организации или государства, на территории которого эта конференция проводится. Конференция избирает председателя (кандидатура заранее согласовывается между участниками), а также вице-председателей. Затем принимаются правила процедуры, которые определяют порядок работы конференции, число комитетов, порядок внесения предложений и порядок принятия решений и т. д.

Комитеты конференций (наиболее типовые):

1) генеральный комитет, который занимается общими вопросами организации работы конференции;

2) комитет по полномочиям;

3) рабочие комитеты (входят представители всех государств, которые участвуют в конференции);

4) редакционный комитет.

Правила процедуры определяют также какие языки будут применяться на конференции.

На конференциях на высшем уровне нередко принимаются акты, имеющие характер международных договоров, вступающих в силу немедленно (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции глав правительств великих держав, Боннская конференция о создании временного правительства Республики Афганистан). На конференциях, проводимых на том же уровне, могут быть приняты и акты, имеющие характер "деклараций о намерениях" и не являющиеся международными договорами.

Международные конференции, созываемые для разработки и принятия международного договора, обычно принимают следующие документы:

1) текст договора;

2) резолюции по отдельным вопросам;

3) заключительный акт конференции.

 

4.Вопрос о создании организации по поддержанию международного мира был поставлен по инициативе СССР в ходе второй мировой войны. На Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании 30.10.1943 г. была принята Декларация четырех государств (и Китая) по вопросу о всеобщей безопасности. В ней содержалось решение о создании новой международной организации, которое было подтверждено 1.12.1943 г. на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании. На Конференции экспертов, состоявшейся в августе - сентябре 1944 г. в Думбартон-Оксе, представителями СССР, США и Великобритании был выработан, в основном, проект Устава будущей организации в виде «Предварительных положений относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности». Позднее проект был одобрен и Китаем. В феврале 1945 г. на Крымской (Ялтинской) конференции были решены вопросы о порядке голосования в Совете Безопасности, судьбе подмандатных территорий, содержании Статута Международного Суда и др. На конференции в Сан-Франциско, состоявшейся в апреле-июне 1945 года, Устав ООН был окончательно выработан и подписан 50 государствами - первоначальными членами Организации (26 июня 1945 г.). 24 октября 1945 года Устав ООН вступил в силу.

Целями ООН являются:

1) поддержание международного мира и безопасности, принятие коллективных мер против нарушителей мира;

2) развитие дружественных отношений между всеми нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем и в разрешении вопросов экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей (ст. 1 Устава).

Принципы деятельности ООН:

а) суверенное равенство членов ООН;

б) добросовестное выполнение ими обязательств по Уставу ООН;

в) разрешение международных споров мирными средствами;

г) отказ от угрозы силой или ее применения в любых случаях, несовместимых с Уставом ООН;

д) невмешательство во внутренние дела государств;

е) оказание всемерной помощи ООН каждым из ее членов в действиях, соответствующих Уставу ООН, и воздержание от помощи государствам, против которых ООН принимает превентивные или принудительные меры;

ж) обеспечение организацией такого положения в мире, чтобы государства, не являющиеся ее членами, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом (ст. 2).

Система органов ООН:

1. Главные органы:

1.1. Генеральная Ассамблея;

1.2. Совет Безопасности;

1.3. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС);

1.4. Международный Суд;

1.5. Совет по опеке;

1.6. Секретариат.

2. Вспомогательные органы:

2.1. Конференция ООН по торговле и развитию;

2.2. Организация ООН по промышленному развитию;

2.3. Программа ООН по охране окружающей среды;

2.4. Другие.

3. Специализированные учреждения ООН:

3.1. Международная организация труда;

3.2. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;

3.3. Всемирная организация здравоохранения;

3.4. Всемирная организация интеллектуальной собственности;

3.5. Международная организация гражданской авиации;

3.6. Международная морская организация;

3.7. другие.

Генеральная Ассамблея состоит из всех государств-членов ООН. Каждое государство-участник имеет пять представителей и пять заместителей, но каждая делегация имеет один голос.

Компетенция Генеральной Ассамблеи:

1) рассматривает и дает рекомендации членам ООН и/или Совету Безопасности по вопросам поддержания международного мира (в том числе по вопросам разоружения), политического, экономического, социального и культурного сотрудничества, защиты прав человека и др.;

2) рассматривает и утверждает бюджет ООН;

3) избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, образует вспомогательные органы;

4) по рекомендации Совета Безопасности решает вопрос принятия и исключения из членов ООН, прекращение прав и привилегий членов ООН, назначает Генерального Секретаря; параллельно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда.

Генеральная Ассамблея (ГА) работает сессионно - сессии созываются ежегодно каждый третий вторник сентября и продолжаются три месяца. Кроме этого, по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН Генеральный Секретарь созывает специальные сессии. Некоторые вопросы рассматриваются непосредственно на пленарных заседаниях, но большинство передается в главные комитеты Генеральной Ассамблеи.

Главные комитеты Генеральной Ассамблеи:

1. Первый комитет (политические вопросы и вопросы безопасности, в том числе вопросы разоружения).

2. Специальный политический комитет (аналогичные вопросы).

3. Второй комитет (экономические и финансовые вопросы).

4. Третий комитет (социальные, гуманитарные и культурные вопросы).

5. Четвертый комитет (вопрос опеки и территорий, не являющихся самоуправляющимися).

6. Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы).

7. Шестой комитет (правовые вопросы).

На сессии ГА образуется Генеральный комитет в составе председателя Ассамблеи (вместе со своими 17 заместителями избирается в начале каждой сессии), его заместителей и председателей всех главных комитетов ГА. Этот комитет координирует работу главных комитетов и помогает председателю Ассамблеи в руководстве работой сессии. Кроме того, с целью осуществления своих функций ГА учреждает специальные комитеты (временные и постоянные).

Решение ГА по важным вопросам принимаются двумя третями присутствующих и принимающих участие членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством.

Совет Безопасности (СБ) состоит из 15 государств-членов ООН. Постоянными членами СБ являются США, Великобритания, Франция, Китай и Россия. Генеральная Ассамблея избирает десять других государств-членов ООН непостоянными членами СБ сроком на 2 года (каждый год избирается 5 членов) по географическому принципу следующим образом: от Африки и Азии - 5 членов, от Восточной Европы - 1, Латинской Америки - 2, от Западной Европы и других государств - 2 члена.

Компетенция СБ:

1) имеет право рассматривать любые споры и ситуации, которые угрожают поддержанию международного мира и безопасности.

2) выявляет любые угрозы миру или акты агрессии и дает рекомендации (или сама решает) какие мероприятия следует применить для поддержания или восстановления мира;

3) определяет какие мероприятия (кроме применения вооруженных сил) должны быть применены для выполнения его решений: полное или частичное прерывание экономических отношений; железнодорожных, морских, воздушных, почтовых или других средств сообщения и разрыв дипломатических связей;

4) если СБ решит, что вышеупомянутые мероприятия являются недостаточными для поддержания мира и безопасности, то может ввести блокаду, демонстрацию и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств-членов ООН;

5) проводит операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

Совет Безопасности является постоянно действующим органом ООН. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя. Каждый член СБ имеет один голос. Решения СБ по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало любых девять членов Совета. При разрешении вопроса непроцедурного характера применяется особый порядок, при котором решение считается принятым, если за него проголосовало девять членов СБ, включая обязательное согласие всех постоянных членов Совета. Если же, хотя бы один член СБ проголосовал против, то решение считается не принятым "право вето").

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) осуществляет международное сотрудничество в экономической сфере. ЭКОСОС состоит из 54 государств-членов ООН. Члены ЭКОСОС избираются Генеральной Ассамблеей сроком на 3 года.

Цели ЭКОСОС вытекают со ст. 54 Устава ООН, в соответствии с которой ООН содействует повышению уровня жизни, занятости населения, экономическому и социальному прогрессу, разрешению международных проблем в экономической и социальной областях, а также в области здравоохранения, культуры и образования; всеобщего уважения принципа соблюдения прав человека и основных свобод.

Международный Суд - это главный судебный орган ООН. В его состав входят 15 судей (среди которых не может быть двух граждан одного государства), которые избираются ГА и СБ. К компетенции Международного Суда относится: рассмотрение споров между государствами, взявшими на себя обязательства выполнять его решения; разработка консультаций по юридическим вопросам. Решения Международного Суда являются обязательными исключительно для сторон спора. Местопребывание Суда - город Гаага (Нидерланды).

Совет по опеке выполняет функции ООН относительно территорий, которые входят в международную систему опеки. Совет содействует экономическому, политическому и социальному развитию этих территорий в направлении к самоуправлению и независимости. Следует подчеркнуть, что Совет по опеке выполнил возложенную на него историческую миссию содействия политическому, экономическому и социальному развитию подопечных территорий. Это отметил Совет Безопасности на своем заседании 10 ноября 1994 года. Есть предложения преобразовать Совет по опеке в другой орган.

Секретариат ООН обеспечиваетнормальное функционирование всего механизма организации. Состав: Генеральный секретарь и необходимый персонал. Количество сотрудников Секретариата достигает 15 тысяч.

Основные отделы Секретариата:

1. Департамент по политическим вопросам и делам СБ;

2. Департамент по экономическим и социальным вопросам;

3. Управление по правовым вопросам;

4. Управление по обслуживанию конференций.

Большинство полномочийГенерального секретаря является исполнительно-распорядительными и связаны с реализацией решений ГА, СБ и других органов ООН. Он участвует во всех заседаниях ГА, СБ, ЭКОСОС и Совета по опеке, а также выполняет другие функции, которые возлагаются на него этими органами. Генеральный секретарь назначается ГА на основании рекомендации СБ сроком на 5 лет.

 

5.В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в 1957г. - Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом) и Европейское экономическое Сообщество (ЕЭС). В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Сначала компетенция Европейского Сообщества (далее Сообщества) распространялась на торговлю, сельское хозяйство и регулирование конкуренции. Но в 1986 г. был принят Единый Европейский Акт, который к задачам Сообщества добавил также развитие политического сотрудничества и общей внешней политики. В 1992 г. был подписан Договор о Европейском Союзе, в который вошли все государства-члены Сообщества.

Целью Европейского Союза (ЕС) является образование экономического и монетарного союза, включая введение единой валюты, проведение единой политики в области иностранных дел и безопасности, установление единого гражданства ЕС, кооперации в сфере юстиции и внутренних дел. Новыми направлениями деятельности Сообщества стали: образование, культура, здравоохранение, защита прав потребителей и трансевропейская сеть. Возросла роль Совета Европы, который определяет основные направления политической деятельности ЕС.

Согласно Маастрихтскому Договору право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм: внутреннее право Союза как международной организации; и право Союза, регулирующее конкретные виды политической, экономической, социальной и культурной деятельности государств ЕС.

Главными органами ЕС являются:

1) Европейский Совет;

2) Совет Европейского Союза;

3) Европейская комиссия;

4) Европейский парламент;

5) Европейский Суд.

 

6.Содружество Независимых Государств. Начало этой региональной международной организации положило Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное Россией, Беларусью и Украиной 8 декабря 1991г.

СНГ является открытым для присоединения всех государств-членов бывшего Союза ССР, а также для других государств, которые разделяют цели и принципы этого соглашения. 21 декабря 1991 г. специальным протоколом к участникам соглашения присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

22 января 1993 г. был принят Устав международной организации СНГ. Он основан на принципах суверенного равенства всех ее членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Однако ни Устав СНГ, ни указанные первичные учредительные акты не содержат четкой характеристики юридической природы Содружества. “Содружество не является государством и не имеет наднациональных полномочий",- сказано в ст. 1 Устава СНГ. В то же время, исходя из концепции внешней политики Украины, можно квалифицировать СНГ как межгосударственное образование с координационными полномочиями.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и разрешает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Наряду с Советом глав государств, Уставом предусмотрена деятельность Совета глав правительств, который координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и других сферах общих интересов.

Устав предусматривает возможность создания рабочих и вспомогательных органов как на постоянной, так и на временной основе. Такие органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями. К работе на их заседаниях могут привлекаться необходимые эксперты и консультанты.

Совет министров иностранных дел осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях.

Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества.

В рамках Совета глав государств функционирует и так называемый второй эшелон руководящих органов Содружества. К ним относится Совет министров обороны. Он координирует вопросы военной политики и военного строительства государств-членов. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил СНГ осуществляет руководство этими силами, а также группами военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве. Вопросами охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильности в них ведает Совет командующих Пограничных войск. Все перечисленные органы второго эшелона действуют на основе соответствующих положений о них, утвержденных Советом глав государств.

В отличие от перечисленных органов экономический суд является самостоятельным образованием, а не органом Совета глав государств. Задачами суда являются вопросы обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества, решение споров, возникающих при выполнении таких обязательств. Экономический суд имеет право толковать положения соглашений и других актов Содружества по экономическим вопросам.

Комиссия по правам человека в рамках Содружества является консультативным органом и наблюдает за выполнением обязательств, взятых в этой сфере на себя государствами-членами. Местопребывание комиссии - г. Минск.

Устав СНГ предусматривает межпарламентское сотрудничество государств-членов. Оно осуществляется в рамках Межпарламентской ассамблеи, которая состоит из парламентских делегаций. Местопребывание Межпарламентской ассамблеи - г. Санкт-Петербург.