Тема 1. Понятие международного права

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

ДРУГИЕ СЕРВЕРЫ

marvel.loc.gov/

Библиотека Конресса (Library of Congress)

 

www.odci.gov/cia/publications/nsolo/factbook/global.html

Основная информация обо всех странах

Этот сервер даст вам возможность узнать информацию о любой стране мира. На начальной странице вы увидите список названий стран в алфавитном порядке. Щелкните на названии какой-либо из них, чтобы ознакомиться с содержанием Web-страницы, содержащей краткие сведения об этой стране.


1. Международная система: понятие, составные части. Субъекты международной системы, международные отношения и международное право, их взаимосвязь и взаимодействие.

2. Понятие современного международного права, его особенности и основные черты.

3. Международное публичное и международное частное право: понятие, соотношение, тенденции развития.

4. Соотношение международного и внутригосударственного права.

5. Способы и формы взаимодействия международного и внутригосударственного права.

 

 

1. Международное право – особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств. Никогда прежде события международной жизни не играли такую роль, как в современный период. Развитие каждого государства во все большей степени зависит от развития общества в целом. Наряду с этим растет количество глобальных проблем, от решения которых зависит будущее всего человечества, его выживание. Явления международной жизни многообразны. Они связаны с явлениями, происходящими внутри государства, которые решающим образом влияют на события в мире. Возникает вопрос: нет ли в разнообразии международной жизни целостных систем? По-видимому, не существует такой целостной системы, которая охватила бы одновременно все явления международной жизни. Например, отношения между государствами, государствами и межгосударственными организациями, между партиями различных стран, компаниями, частными лицами различных государств - все это международные отношения. Но они не составляют одной целостной системы, несмотря на существующие взаимосвязи между ними.

Вместе с тем существует глобальная международная или межгосударственная система. Это более широкая, объемная система, чем система межгосударственных отношений. Международная (межгосударственная) система представляет собой целостную совокупность, включающую:

а) государства, народы и нации, борющиеся за независимость, международные (межгосударственные) организации, объединения государств, не являющиеся международными организациями (Движение неприсоединения), государственно-подобные образования, различные международные органы (международные комиссии, международные суды, арбитражи и др.), международные конференции (субъекты межгосударственной системы);

б) отношения между ними (международные отношения);

в) особую правовую систему (международное право).

Следовательно, составными частями или компонентами межгосударственной системы являются ее субъекты, международные отношения и международное право. Все эти компоненты обусловлены конкретной исторической эпохой. Они взаимосвязаны и взаимодействуют как друг с другом, так и с системой в целом. Среди субъектов межгосударственной системы главное место занимают суверенные государства, каждое из которых обладает верховенством на своей территории и самостоятельностью в решении всех внутренних и внешних вопросов.

Международные отношения – это политические, экономические, научно-технические, гуманитарные, культурные и другие отношения между субъектами межгосударственной системы. Эти отношения существуют и развиваются вне пределов территории, компетенции и юрисдикции отдельных государств; они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира, международных, межправительственных организаций и наций, борющихся за свою независимость. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами межгосударственной системы или только некоторые из них, наконец, международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный и региональный характер.

2. Международное публичное право–это подсистема международной (межгосударственной) системы. Его особенности определяются характером межгосударственной системы, в которой оно функционирует и развивается. Межгосударственная система существенно отличается от любой внутригосударственный системы. В межгосударственной системе нет верховной власти, которой были бы подчинены все факторы, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государстве. Характер отношений и взаимодействий компонентов в межгосударственной системе существенно отличен от характера этих явлений во внутригосударственный системе. Поэтому межгосударственная система функционирует иначе, чем внутригосударственные системы.

Подходить к международному праву с мерками национального права было бы неверно. Конечно, сравнение международного и внутригосударственного права допустимо и полезно, но при одном непременном условии – нельзя упускать из виду, что они функционируют в различных социальных системах.

Международная (межгосударственная) система имеет определенные особенности, главными из которых являются: во-первых, наличие суверенных государств; во-вторых, отсутствие наднационального властного органа, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права; в-третьих, отсутствие наднациональных судебных и исполнительных органов, которые принуждали бы государство к соблюдению норм международного права.

Именно эти особенности самой межгосударственной системы обусловливают специфику международного права и выделение его в особую систему права, отличную от внутригосударственного права. Несмотря на то, что и международному, и внутригосударственному праву свойственны некоторые общие основные признаки, международное право значительно отличается от внутригосударственного права.

Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государства. При этом предметом международно-правового регулирования являются отношения между субъектами международного права.

Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства. Субъекты международного права - это главным образом, суверенные государства, а также нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации и некоторые государственно-подобные образования.

Объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международных правоотношения, т.е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержания от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства. Источниками норм внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты самих суверенных государств, а источниками норм международного права - международные договора и международные обычаи. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего, государствами, путем согласования воль государств или других субъектов международного права. Нормы международного права делятся на диспозитивные и императивные. Диспозитивными нормами называются такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному согласию. Императивные нормы (jus cogens) –это нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному согласию и договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Внутригосударственное и международное право предусматривают возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм. Однако, если в первом случае принуждение осуществляется органами государства на основании и в пределах национального законодательства, то во втором - самими субъектами международного права, индивидуально или коллективно, на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих международных соглашений.

Вместе с тем международное право - это право. Оно обладает основными признаками права. Современное международное право– это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права, направлены на поддержание мира, безопасности и сотрудничества и обеспечиваются в случае необходимости принуждением, осуществляемым его субъектами индивидуально или коллективно.

Международное право обладает собственной ценностью. Регулируя межгосударственные отношения, оно в то же время связано с деятельностью государственных служащих и организаций, сотрудничающих с зарубежными партнерами, с защитой прав человека. Международное право имеет сравнительно-правовую ценность. Студенты, изучающие этот предмет, получают возможность познакомиться с системой права, существующей наряду с системой внутригосударственного права, которые тесно взаимодействуют и переплетаются между собой. Наконец, международное право обладает общегуманитарной ценностью и является необходимой частью знаний о человеке и обществе. Не случайно десятилетие 1990-2000г.г. было провозглашено Десятилетием международного права.

 

3.Международные отношения не ограничиваются межгосударственными, межвластными. Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных государств на уровне международных неправительственных организаций, т.е. в международной практике имеют место особые правоотношения, в которых проявляются элементы как общественно-правовых, так и международно-правовых отношений. Эти отношения регулируются или национальным правом соответствующего государства, или нормами международного частного права (МЧП). В основе международного частного права могут быть одновременно как национальные законы, так и международные договоры. В свою очередь это позволяет говорить о том, что в состав МЧП входят нормы двух видов: те, которые непосредственно устанавливают права и обязанности (нормы прямого непосредственного регулирования) и те, которые отсылают к внутригосударственному праву какого-либо государства (коллизионные нормы). К отрасли международного частного права относятся вопросы общественно-правового положения иностранцев, иностранных юридических лиц, права собственности, обязательственного права, авторского и избирательного права, семейного и наследственного права и др.

Вопрос о точной формулировке самого понятия международного частного права, как и вопрос о соотношении международного публичного и международного частного права в современной юридической науке продолжают оставаться дискуссионными. Некоторые авторы считают МЧП особой частью внутригосударственного права, другие – частью международного права, третьи - включают в МЧП нормы публичного права и нормы внутригосударственного права.

По мнению Г.А. Тункина, «международное частное право – это комплекс правовых норм, которые относятся частично к национальным правовым системам различных государств, частично к международному публичному праву (международные договоры)». В словаре «Международное право» международное частное право определено как «совокупность норм, которые регулируют гражданско-правовые отношения, а также нормы трудового, семейного и процессуального права, которые имеют международный характер».

Следовательно, существует тесная связь между международным публичным правом и международным частным правом, а также между международным частным правом и внутригосударственным правом. Необходимо отметить, что МЧП имеет четкую тенденцию дальнейшего развития. Об этом свидетельствуют отношения, которые постоянно расширяются между государствами во всех отраслях международного сотрудничества.

 

4.Исходя из понятия и истории международного права, можно сделать вывод, что, несмотря на ряд существенных различий между международным и внутригосударственным правом, обе эти правовые системы весьма тесно взаимодействуют между собой, оказывают друг на друга заметное влияние. В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права существует два основных направления: дуалистическое и монистическое и три теории: дуалистическая теория, примат внутригосударственного права и примат международного права.

Суть дуализма состоит в разграничении международного и внутригосударственного права как независимых правовых систем, и признания их неподчиненности друг другу. Главный тезис этого направления заключается в констатации разницы в объектах, субъектах и источниках международного и внутригосударственного права. Однако это не значит, что дуалисты не рассматривают связь международного права с внутригосударственным и абсолютизируют их независимость. Они признают, что для того, чтобы международное право могло выполнять свои задания, оно постоянно должно обращаться к внутригосударственному праву, без чего, во многих случаях, оно совсем бессильно (Трипель, Анцилотти и др.).

Монистический подход рассматривает международное и внутригосударственное право как одну правовую систему и, в зависимости от того, какая часть преобладает, различает примат внутригосударственного или международного права. Теория примата (верховенства) внутригосударственного права (получила распространение во второй половине XIX - в начале XX в. в работах немецких законодателей А.Цорна, А.Лассона, М.Венциля и др.) рассматривает международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств, как «внешнегосударственное право». Эта теория приводит к оправданию своеволия в международных отношениях и нарушению международного права, а поэтому чаще всего использовалась во время войн и конфликтов.

Теория примата международного права наиболее полно была развита в трудах Г.Кельзена, который считал, что в мире существует единая система права, которая охватывает как международное право, так и национальное право государства. В этой системе деятельность норм внутригосударственного права определяется нормами международного права.

Однако, неэффективность этой теории в современном мире и ее противоречие практике международного общения привело к возникновению нового течения - "умеренного монизма", которая признает, что во внутренней сфере действует, прежде всего, национальное право, независимо от возможности его противоречия международному. Более того, многочисленные международные документы конца 1980-х - начала 1990-х гг. имеют положения относительно признания государствами примата международного права в международных отношениях.

Рассмотренные концепции отображают не только личные позиции тех или иных авторов, но и целиком реальные интересы тех или иных государств. Сторонники примата международного права чаще всего представляли интересы сильных государств, которые длительное время имели значительное влияние на развитие международного права и в известной степени были международными законодателями. Но все же, если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным (так же, как на международно-правовую позицию каждого государства, которая участвует в создании норм международного права, влияет его внутреннее право), то в процессе взаимодействия уже существующих норм, государство не может не признавать принцип подавляющего значения норм международного права. Международное право не является чем-то навязанным государствам. Это - результат согласования их воли, коллективной мудрости и общечеловеческих ценностей.

 

5.Функционирование международного права часто требует содействия со стороны норм внутригосударственного права. Именно необходимость в национально-правовой имплементации норм международного права служит основной причиной влияния международного права на внутригосударственное.

Среди способов согласования международного и внутригосударственного права различают:

а) трансформацию (прямую или опосредованную);

б) инкорпорацию;

в) рецепцию;

г) отсылку к международному соглашению.

Прямая трансформация означает, что международное соглашение, которое было заключено соответствующим государством и вступило в силу, имеет силу закона в этом государстве.

При опосредованной трансформации конституция или другие законодательные акты регламентируют возможные пути ввода в действие международных соглашений в государстве.

Инкорпорация отличается от трансформации тем, что положения международного договора переносятся (копируются) в национальные законодательные акты.

При рецепции в национальное право переносятся не только тексты международных соглашений, но и принципы применения международного соглашения в национальном законодательстве третьей страны.

При отсылке в национальном праве есть положения, которые предусматривают применение норм международного договора в случае расхождения норм национального и международного права.

По общему правилу внутригосударственное право не может противоречить международному праву. Это вытекает из принципа добросовестного (pakta sunt servanda) выполнения государствами своих международно-правовых обязательств. Кроме того, подтверждение этого принципа содержится во многих отраслях международного права. Так, например, в соответствии со ст. 27 Венской Конвенции о праве международных договоров (1969 г.) участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им положений договора, потому что государство обязано привести в соответствие с международным договором свое внутреннее законодательство. В этом состоит примат международного права над внутригосударственным правом.