Бюджетная стратегия

Бюджетная тактика

Бюджетная стратегия

Тема 4 Бюджетная стратегия и тактика

Бюджетная стратегия — это долгосрочный курс бюджетной политики государства, рассчитанный на перспективу и предопределяет решения крупномасштабних задач, которые определяются общенациональной стратегией социально-экономического развития страны.Бюджетная стратегия должна устанавливать основные направления бюджетной политики и направляться на разработку таких экономических рычагов, которые были бы нацелены на их реализацию. Процесс разработки бюджетной стратегии в Украине при существующих условиях ведения хозяйства подвергается серьезным трудностям, преодоление которых требует фундаментальных научных исследований в сфере бюджетных отношений.

Основой разработки бюджетной стратегии является бюджетное прогнозирование, которое является составляющей прогнозирования макроэкономического развития социально-экономических процессов в стране вообще. Бюджетное прогнозирование — это процесс разработки основных показателей Государственного бюджета на перспективу, прогнозирование важнейших поступлений и расходов бюджета.

Прогнозирование поступлений в бюджет является одной из главных проблем, которые возникают во время составления бюджета.

Бюджетное прогнозирование, является сложной процедурой, которая включает определенную последовательность этапов прогнозирования статей бюджета, то есть алгоритм прогнозирования. Следует особенное внимание обратить на содержание этапов бюджетного прогнозирования, выяснить их логику и понять основы их формализации.

Рассмотрим алгоритм бюджетного прогнозирования, которое предлагается в методических рекомендациях «Прогнозирования и разработка программ» НДЕИ Министерства экономики Украины.

- На первом этапе прогноза, исходя из данных факторного анализа, определяют основные факторы, которые влияют на показатели доходов и расходов бюджета.

- На втором этапе прогноза рассчитывают величины тех статей бюджета, которые не могут быть определены по нормативному методу.

- На третьем этапе прогноза анализируются изменения в законодательной и нормативной базе, предсказуемые в прогнозном периоде. Результатами этого анализа должны быть уточнения нормативов и формирование ограничений относительно их использования.

- На четвертом этапе прогноза используются расчеты по нормативному методу.

- На пятом этапе прогноза должны рассматриваться величины дефицита как государственного, так и регионального бюджетов.

Стабильность во времени важнейших бюджетных нормативов и ставок налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой, наличие однородных статистических виборок достаточной длины позволяют широко применять для такого прогнозирования методы прикладной статистики и економетрические модели. Другая ситуация складывается в условиях переходной экономики. Платежеспособный спрос — важнейший фактор, который определяет объемы производства, следовательно, и прогноз значений ВВП. Существенная составная этого спроса — расходы на общественное потребление (общественную безопасность, здравоохранение, образование и тому подобное) — финансируется из госбюджета. Многие индивидуальные потребители (работники сферы образования, здравоохранения, управления, военнослужащие) также получают свои доходы в бюджетной сфере. Таким образом, точный прогноз ВВП невозможен без учета объемов и структуры бюджетных расходов, но и поступление в бюджет по отмеченной методике можно рассчитать лишь исходя из прогноза ВВП. Другой недостаток статистических методов заключается в том, что сильное влияние сложнопрогнозируемих, даже вообще непредсказуемых неэкономичных факторов (таких, как срочные расходы из госбюджета, вызванные обострением социально-политической ситуации) также усложняет их применение в условиях переходной экономики. Все это требует подходов, которые бы опирались на современные количественные методы исследований. Это системный анализ и математическое моделирование. Для реализации данных подходов в Институте кибернетики НАН Украины была разработана моделирующая система «Бюджет», предназначенная для решения заданий бюджетного и макроэкономического моделирования, в частности оценивание ожидаемых поступлений в госбюджет и его важнейших расходов, прогнозирования динамики цен, объемов платежеспособного спроса, экспорта, импорта и тому подобное. Построена система по блочному принципу. Каждый из блоков — это отдельная экономико математическая модель (или группа моделей), которая характеризуется значениями входных и результирующих показателей. Последние, в свою очередь, могут служить входной информацией для других блоков. Изменяя внутреннюю структуру блоков, можно учесть особенности экономической ситуации, специфику решаемых задач, степень детализации расчетов.

Поскольку результаты выполнения бюджета существенно зависят от общей макроэкономической ситуации, на которую влияют сложнопредугадываемые факторы, поэтому многовариантность развития событий, предопределенная действием таких факторов, учитывается путем сценарного прогнозирования. Разработка экспертами определенных сценариев влияния подобных факторов предшествует осуществлению прогнозов для каждого из сценариев.

В пределах каждого макроэкономического сценария (оптимистичного, пессимистического, нейтрального) могут разрабатываться разные подсценарии функционирования бюджета при определенных условиях. Это дает возможность учесть как можно большее количество аспектов моделируемого процесса, оценить влияние факторов и, если они частично управляются, разработать рекомендации относительно влияния на них.