Часть Б

 

Задание 1 (8 баллов). Поставьте в свободной ячейке знак «+» в рядом с правильным утверждением или знак «–» рядом с неправильным утверждением.

Клен – анемохорное растение  
Мужской гаметофит плауна – пыльцевидное зерно  
Плоды сосны – с крылом  
По количеству видов отдел Мохообразные занимает второе место после Покрытосеменных  
Женский гаметофит голосеменных – зародышевый мешок  
Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.  
В отряде Китообразных (Cetacea) нет видов, обитающих в пресных водоемах.  
Органы боковой линии имеются только у рыб.  
К роду Выхухоли относится только один вид – Русская выхухоль (Desmana moschata).  
Фибрилляция предсердий делает невозможным заполнение желудочков кровью.  
Выражение «пухнуть с голода» не имеет под собой физиологического основания, так как с голоду «сохнут».  
Антагонист - это химическое вещество, блокирующее связывание медиатора (гормона) со своим рецептором +  
Введение адреналина может вызывать как сужение, так и расширение сосудов. +  
Наибольшую роль в общем преломлении света играет хрусталик.  
Уровень сахара в крови регулируется только тремя гормонами: инсулином, глюкагоном и адреналином.  
Центр терморегуляции находится в продолговатом мозге  

 


Задание 2 (5 баллов). Расположите водопроводящие элементы ксилемы семенных растений, изображенные на рисунках 1-5, в соответствии с процессом их эволюции

 

Задание 3 (4 балла). Установите соответствие между изображениями личиночных стадий и группами организмов, у которых они встречаются:

 

А – Кольчатые черви (Annelida); Б – Головоногие моллюски (Cephalopoda); В – Ресничные черви (Turbelaria); Г – Иглокожие (Echinodermata); Д – Двустворчатые моллюски (Bivalvia).

 

 

Рисунок
Таксон        

 

 

Задание 4 (3 балла). Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную окраску. Выберите для объектов (1–6) характерный цвет крови/гемолимфы (А–Е).

1) дождевой червь; 2) многощетинковый червь серпула; 3) каракатица; 4) речной рак; 5) личинка комара-звонца (род Chironomus); 6) марокканская саранча. А – красная; Б – голубая; В – зеленая; Г – оранжево-желтая; Д – черная; Е – бесцветная.
Объект
Цвет крови/гемолимфы            

 

Задание 5 (4 балла). На рисунке изображена кривая набора веса лабораторной крысы с возрастом. В ходе эксперимента с животным были проделаны следующие процедуры: А – введение соматотропина; Б – введение инсулина; В – выключение поджелудочной железы и гипофиза; Г – совместное введение соматотропина и инсулина. Соотнесите этапы цифры на кривой (1–4) с соответствующими процедурами (А–Г).

 

 

 

Цифровые обозначения
Процедуры        

 

Задание 6 (4 балла). Соотнесите красящие реактивы (1 – гематоксилин; 2– фуксин; 3 – хлор–цинк–йод; 4 – раствор Люголя) с эффектами от их применения в процессе приготовления микропрепаратов: А – окрашивание ядер клеток; Б – окрашивание цитоплазмы; В – окрашивание зерен крахмала в клетках; Г – окрашивание целлюлозных оболочек клеток.

Красящие реактивы
Эффект применения        

 

Задание 7. (3 балла). Решив добиться лучшего роста комнатных растений, хозяйка внесла под каждое из них высокие дозы минеральных удобрений. В результате наблюдалось увядание растений. Смоделируйте с соблюдением условий наглядности процессы, происходящие в клетках корня в результате воздействия высоких доз минеральных удобрений. Для этого укажите, используя коды (01–10), объект исследования (А), воздействующее на объект химическое вещество (Б) и верное описание результата эксперимента (В).
А. Объект исследования:
01. Поперечный срез листа картофеля;
02. Эпидермис чешуи красного лука;
03. Поперечный срез сочной чешуи лука;
Б. Действующее вещество:
04. 1М р-р NaCl;
05. спиртовой р-р I2 в KI
06. С2H5OH;
С. Результат эксперимента:
07. Плазмолиз в клетках растения благодаря поступлению в нее воды из-за разницы концентраций внешнего раствора и содержимого клетки;
08. Явление плазмолиза в клетках растения вследствие их погружения в изотонический раствор;
09. Плазмолиз в клетках растительной ткани вследствие ее погружения в гипертонический раствор;
10. В клетках растения наблюдается плазмолиз вследствие нарушения целостности плазмалеммы.

 

Элементы модели А Б В
Код      

 

Задание 8. (3 балла) Для украшения сада в грунт высадили рассаду однолетников бальзамина и астры. Несмотря на регулярный полив растений, через некоторое время появились признаки их увядания. Вскоре большая часть их погибла. Анализ почвы, взятой с участка, показал высокую концентрацию в ней ионов Na+и Clˉ. Используя коды (01–06), составьте логическую цепочку (А–Г), описывающую последовательность возникновения нарушений в функционировании растительного организма и их причину:
01. Пассивный транспорт солей с током воды в клетки растения;
02. Плазмолиз в клетках корня;
03. Общий дефицит воды в условиях интенсивной транспирации;
04. В почве создается резко отрицательный осмотический потенциал;
05. Гибель растения;
06. Повреждение плазмалеммы клеток корня ионами натрия и хлора

 

Цепочка А Б В Г
Код        

 

Задание 9 (4 балла). Определение количества жизнеспособных бактерий в воде озера.

Ниже представлена схема разведений озерной воды в емкостях с физиологическим раствором и последующим высевом из полученных проб на поверхность питательной среды:

 
 

 

 


1. Определите общее число жизнеспособных бактерий в 100 мл исходного образца озерной воды (“газон” – слишком высокая плотность бактерий, чтобы производить подсчет).

 

А. 3,6 · 105 клеток/100 мл

Б. 4,02 · 108 клеток/100 мл

В. 3,7 · 107 клеток/100 мл

Г. 4,7 · 107 клеток/100 мл

 

Впишите букву, соответствующую правильному ответу, на пунктирную линию ниже:

 

……………

2. Ожидаете ли Вы получить какие-либо изменения в ответе на предыдущий вопрос, если бы первое разведение было произведено путем добавления 10 мл озерной воды к 90 мл физиологического раствора?

 

А.Да

Б.Нет

 

Впишите букву, соответствующую правильному ответу, на пунктирную линию ниже:

 

……………

 

Задание 10 (6 баллов). Определение плавучести ДНК в градиенте CsCl.

Культуру бактерий выращивали в течение длительного времени на среде, содержащей “тяжелый” радиоактивный изотоп азота 15N, в результате чего вся ДНК оказалась равномерно помеченной 15N (1 проба). Затем клетки переносили на среду с “легким” радиоактивным изотопом азота 14N, где они находились в течение одной генерации (2 проба) После этого клетки вновь поместили на среду с 15N, на время, соответствующее одной генерации (3 проба).

Из каждой пробы бактерий выделяли ДНК, которую подвергали центрифугированию в градиенте плотности CsCl. Градиент плотности CsCl используют для разделения “тяжелой” и “легкой” ДНК. Известно, что каждый тип молекул осаждается до тех пор, пока не достигнет зоны своей плотности. Так, “легкая” ДНК проходит при центрифугировании меньшее расстояние, чем “тяжелая”, и локализуется в более высоких (менее плотных) слоях CsCl.

Различные варианты распределения “тяжелой” и “легкой” ДНК представлены на рисунке.

 

 

 

Определите, какой из рисунков соответствует ДНК, выделенной из 1, 2 и 3 проб. Напишите соответствующую букву напротив каждой пробы.