Основные этапы развития слуховой функции у ребенка

Возрастные особенности органов слуха и речи.

Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движе­ний и пр. В конце первого и начале второго месяцев жизни у ребен­ка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путем многократного подкрепления какого-либо звукового сигна­ла (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать у такого ребенка условную реакцию в виде возникновения сосатель­ных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качест­ву (по тембру, по высоте). По новейшим исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру (например, шумов и стуков — от музыкальных тонов, а также раз­личение тонов в пределах смежных октав), можно наблюдать даже у новорожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечает­ся также возможность определения направления звука.

В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспри­нимаются им на первых порах недостаточно расчлененно. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, харак­теризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной ок­раске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже спо­собностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие диф­ференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слухо­вой функции, а с другой стороны — умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшест­вует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство на­ходит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отра­женно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.

Можно считать, что формирование так называемого речевого слу­ха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, за­канчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенство вание других сторон слуховой функции (музыкальный слух, спо­собность к различению всякого рода шумов, связанных с работой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не только у детей, но и у взрослых в связи со специальными видами деятельности.

Речевая деятельность человека — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. В мозгу «происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы». Собственно органы речи (полости рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие) — это исполнительные органы речевого механизма, центральной частью которого является мозг; когда развивается мозг, развиваются мышцы органов речи ребенка. Сначала мышцы органов речи непослушны ребенку, он с трудом произносит звуки родного языка; подрастая, он говорит все чище, все свободнее произносит слова, фразы, т. е. с развитием мозга, тех его областей, от которых «идут команды на речевые мышцы», у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи.
Но воспитатель должен помнить и об обратной зависимости: мозг развивается (совершенствуются механизмы интеллекта), если в процессе речевого общения ребенок тренирует мышцы своего речевого аппарата, т. е. если с ребенком говорят, выслушивают его. Чем раньше научится ребенок энергично и правильно артикулировать звуки (и модулировать интонацию), тем раньше он окажется способным к внутренней, более высокой форме владения речью, поскольку внутренняя речь — это тоже речедвижения, работа мышц органов речи.
Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков.

Первыми звуками ребенка являются крики, которые представ­ляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие силь­ных раздражителей (внешних и внутренних), обычно отрицатель­ного характера (холод, боль, голод и др.). Эти крики ребенок начина­ет издавать тотчас после рождения на свет, и они служат основой для последующего развития звукопроизносительной речи. Уже в первых криках младенца можно различать подобие некоторых гласных и согласных звуков типа аа, у а, нээ и т.п.

К началу третьего месяца у ребенка появляется лепет, ранняя стадия которого представляет собой, в отличие от крика, реакцию на раздражители положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды. В лепете можно различить довольно разнооб­разные звуковые комплексы: агу, убу, экхе и т.п. Эта ранняя стадия лепета не зависит от окружающей речевой среды. Дети разных на­родов в первые месяца лепечут одинаково; лепечут и глухие от рож­дения дети.

Основой лепета служат врожденные двигательные координации, связанные с процессами сосания и глотания. Во время лепета у ре­бенка устанавливается связь между кинестетическими раздражения­ми от движений речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. Появляется тенденция к самоподражанию. Звуко­вой состав лепета постепенно обогащается. В лепете встречаются уже многочисленные согласные, преимущественно двугубные, ти­па п, б, м, переднеязычные типа т,д,н и заднеязычные типа к, г, х.

К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи ок­ружающих. Ведущую роль в последующем развитии произноситель­ных навыков у ребенка начинает играть слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих и контролирует свое про­изношение.

У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих. Появившийся у них ранний ле­пет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, по­степенно замирает.

В конце первого года жизни у ребенка появляются осмысленные звукосочетания. На осцове подражания и в результате активного воздействия окружающих устанавливается связь между предмета­ми и явлениями внешнего мира и звучанием обозначающих их слов, а также кинестетическими ощущениями, возникающими при про­изнесении этих слов.

Наряду с лепетными словами ттшаму-у (корова), но-но (лошадь), мяу (кошка), бах (упал) ребенок начинает произносить вполне пра­вильно такие несложные в фонетическом отношении слова, как ба­ба, мама, папа, дядя и т.п. Однако, расширяя постепенно свой сло­варный запас, ребенок еще в течение долгого времени (до 4—5 лет) весьма несовершенно произносит большинство усвоенных им слов. Многих звуков ребенок еще не произносит или произносит их не­правильно. Разные звуки усваиваются детьми в различные сроки. Гласные в общем появляются в речи раньше, чем согласные. Из со­гласных взрывные появляются в речи раньше, чем согласные. Из согласных взрывные усваиваются раньше фрикативных, глухие — раньше звонких, мягкие — раньше твердых. Позже всех других по­являются в речи шипящие (ш, ж, ч, щ) и вибранты и р').

Речь детей раннего возраста (2—5 лет) изобилует дефектами про­изношения. Характерными дефектами являются: 1) пропуски звуков и слогов («пять» вместо спать, «моко» вместо молоко); 2) замена одних звуков другими («ути» вмести уши, «тутла» вместо кукла)] 3) перестановки звуков и слогов («талерка» вместо тарелка, «ля- боко» вместо яблоко, ядиги вместо ягоды)] 4) уподобление (ассими­ляция) звуков («мамок» вместо замок).

Лучше других детьми воспроизводятся ударный и начальный слоги, так как их легче всего воспринимают на слух. Наряду с рас­ширением словаря, усвоением грамматических норм и уточнением слухового восприятия происходит постепенное совершенствование произношения. Работа речевого аппарата становится все более тон­кой и дифференцированной. К пяти-семи годам перечисленные вы­ше дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети произносят все звуки речи правильно.